Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы, которое называется Масленица.
В ходе беседы о русских народных праздниках, мы задали вопрос: «Почему праздник называется Масленица и как его празднуют?». При объяснении Еленой Михайловной происхождения названия праздника появилось и много других вопросов. Мы заинтересовались этим праздником, и возникла идея расширить представления о празднике в рамках проекта «Широкая Масленица». Знания истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают нас, воспитывают гордость за свой народ и страну, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Вид проекта: информационно-творческий
Цель: приобщение школьников к истокам русской народной культуры, знакомство учащихся с народным праздником Масленица и его главным символом – куклой Масленицей.
Задачи:
- познакомить с русским народным праздником Масленицей, его историей, обычаями;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства в отношении традиций и обычаев своего народа;
- приобщить учащихся к традициям проведения народных праздников через изготовление символа праздника – куклы Масленицы.
Проектный продукт:
Кукла Масленица
Методы, применяемые в ходе реализации проекта:
- анкетирование
- сбор информации по теме проекта
- создание куклы Масленицы
Практическая значимость проекта:
Технологическую карту по изготовлению куклы Масленицы можно использовать на уроках технологии, а лэпбук— на уроках по окружающему миру, Брянскому краю при знакомстве с народным праздником Масленица.
Участники проекта:
Группа учащихся 2 –б класса
Руководство проекта:
Помощь в подготовке и проведении проекта осуществляет учитель начальных классов Плющова Елена Михайловна
Срок проведения проекта: с 1 февраля по 10 марта 2019г.
Материально—техническое оснащение:
Ноутбук, фотоаппарат, принтер
Этапы реализации проекта:
- I этап- Подготовительный. На данном этапе мы выявили актуальность проекта, уточнили название проекта
- II этап—целеполагание. На данном этапе мы сформулировали цели, задачи проекта.
- III этап—проектный продукт. На данном этапе мы определили проектный продукт
- IV этапе—планирование. На данном этапе мы разработали план проекта
- V этап—реализация. На данном этапе мы провели мероприятие в классе «Широкая Масленица»
- VI этап –рефлексия. На данном этапе мы провели анализ выполненной работы
Прогнозируемый результат:
- У нас расширятся знания о русском народном празднике Масленице: его истории, обычаях;
- У нас появится умение отбирать интересующую информацию.
- Повысится познавательный интерес к родной истории, культуре русского народа.
Почему мы заинтересовались проектом?
Масленица—это самый весёлый, шумный, любимый, народный праздник. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Символами этого праздника считаются солнце, блины и чучело Масленицы.
Когда в школе объявили конкурс проектов, мы решили в нем принять участие. На уроках литературного чтения, Брянского края мы познакомились с русскими народными песнями, пословицами, традициями, праздниками. И нам захотелось не только больше узнать о празднике Масленица, но и самим сделать куклу Масленицу.
Мы тогда еще не понимали, какая интересная, но сложная работа нас ожидает.
Нам понравилось вместе работать, но главное—мы узнали много нового и интересного о празднике Масленица:
- познакомились с историей праздника;
- узнали традиции Масленицы;
- узнали, что праздник Масленица отмечают и в других странах;
- сделали куклу Масленицу.
История возникновения праздника Масленица
В начале работы мы провели анкетирование учащихся вторых классов. Все ребята знают о празднике, почти все отмечают этот праздник дома, но большинство ребят не знают, когда празднуют Масленицу, что символизируют блины.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что традиции празднования Масленица пока не стали главными в современных семьях. Ответы показывают, что ребята мало знакомы с Масленичными традициями.
В Интернете искали информацию об этом празднике. Подбирали материал для оформления лэпбука «Широкая Масленица». Знакомились с различными видами кукол. Сделали свою куклу Масленицу.
Масленица как праздник зародилась многие столетия назад, в эпоху славянских языческих племен. Древние славяне отмечали на Масленицу прощание с холодной Зимой и наступление Весны – Красны.
Масленица тесно связана со славянским культом нарождающегося Солнца — отсюда и традиция печь блины, маленькие «солнышки». Они горячие, золотистые, круглые, как Солнце.
Со временем масленица утратила мистический смысл и превратилась в массовое народное гулянье, посвященное проводам зимы. С карнавалами ряженых и ездой на тройках с бубенцами, сжиганием чучела Зимы и катаньем на санках с гор, взятием снежных городков и другими шумными и веселыми играми и затеями.
С приходом православия масленица стала предвестницей Великого поста перед Пасхой, и оттого празднование ее стало еще больше масштабным, чем прежде. Ведь в Великий пост, длившийся около двух месяцев, церковью строго осуждалось употребление мяса, молочных продуктов, вообще любой животной пищи.
Масленица в России всегда праздновалась широко, всей страной. Повсеместно пекли блины, лепешки, ватрушки, варили кисели, зазывали к себе гостей.
Масленицу в народе называли «честной», «широкой», «обжорной».
А если верить легендам то, «Масленица» родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Однажды, в самое суровое и печальное время года, человек заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним плясать до обморока. Обычаи последнего дня Масленицы связаны с культом предков, проводы и прощания сопровождались различными обрядами. Соломенную куклу Масленицу торжественно сжигали, а пепел от чучела рассеивали по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Прощание между родными и знакомыми происходили вечером. Прощание завершалось поцелуем. В этот день прощаются все обиды и оскорбления.
Сегодня русские народные праздники переживают своё второе рождение, и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси.
Традиции празднования Масленицы.
Каждый день масленичной недели имел собственное название и ритуальное значение.
Понедельник называли «встреча».В этот день встречали Масленицу, наряжали куклу-чучело. Родственники навещали друг друга, договаривались, как будут проводить неделю.
Вторник – «заигрыш». Начинались разные игры и потехи: катания на санях, народные гулянья, представления. По улицам ходили ряженые в масках, устраивали веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках.
Среда – «лакомка».В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, в деревнях варили пиво. Повсюду появлялись театры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Под открытым небом устраивали чаепития с блинами.
«Широкий» четверг.Начинается основное веселье: возят чучело, катаются на горках и тройках, поют частушки, ходят колядовать. Перед Великим постом надо нагуляться, как следует.
Пятница – «тещины вечёрки».Посещение тещи зятьями. Неуважение зятя к этому событию считалось обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота – «золовкины посиделки». Молодые невестки принимали у себя родных, а своим золовкам – сестрам мужа они вручали подарки.
«Прощеное» воскресенье (целовальник, проводы) Провожали Масленицу. Соломенное чучело чествовали, а потом увозили за околицу, где сжигали на костре. В последний день масленицы все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом: “Прости меня, если виноват” — “И ты меня прости” — “Бог простит”. Все это сопровождалось поклонами и поцелуями.
Технология изготовления куклы из ткани
Кукла Масленица делается только из ткани. Её делали накануне масленичной недели, в первый день Масленицы— понедельник. Эта кукла должна оберегать семью в течение года. А когда год проходил и наступала снова масленичная неделя, старую куклу сжигали, которая вобрала в себя всю плохую энергию, всё плохое, что случилось в этой семье. И делали новую куклу. Эту куклу сажали в красный угол. И считалось, чем больше куколок сидит в нем, тем лучше и счастливее пройдет год в этой семье, в этой избе.
Куклу Масленицу мы делали на уроке технологии. Каждый старался выполнить свою работу аккуратно, красиво.
А также мы разработали технологическую карту по её изготовлению.
Провели мероприятие для своих родителей «Широкая Масленица». Было интересно и весело. Мы показала инсценировку «Тещины вечёрки», поучаствовали в играх, посмотрели мультфильм «Масленица», а потом испробовали вкусные блины. Нам всё очень понравилось, скучать никому не пришлось.
В процессе работы над проектом мы:
- Познакомились с историей русского народного праздника.
- Узнали о Масленичных традициях в нашей стране и познакомились с тем, как отмечают Масленицу в других странах.
- Изготовили куклу Масленицу.
- Проявили творческий подход в своей работе.
- Сделали лэпбук «Широкая Масленица»
Проведённая нами работа позволяет сделать вывод , что праздник Масленица – это обрядовый праздник: с выпеканием блинов, сожжением чучела, танцами и играми, каждый день масленичной недели имеет своё название и своё предназначение, символы Масленицы – блины, чучело.
Нам очень понравилось работать над проектом.
В наши дни праздник Масленица, как и в эпоху славянских языческих племен, остаётся одним из самых массовых народных гуляний, любимым праздником и взрослых,
и детей разных национальностей.
Как граждане России мы считаем, что каждый человек, живущий в этой великой стране, должен знать и уважать традиции русского народа.