Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
А.С.ПушкинБез любви к родному дому, к родному уголку земли
невозможна большая любовь к Родине.
А любим мы надежнее и крепче то, что лучше знаем.
К.Г.Паустовский
Цели:
- приобрести знания по этноматематике родного края, истории, искусству, осознать важность этой темы для академической науки и реальной жизни;
- познакомить с математикой разных народов, проживавших в разное время на территории нашего края;
- обучать математике с точки зрения культуры;
- развивать интерес к творческой исследовательской работе;
- воспитывать у учащихся стремление к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания;
- развивать личность учащихся;
- развивать познавательную информационно-коммуникативную и рефлексивную деятельность.
Актуальность вопроса заключается в том, что 2019 год объявлен годом творчества, в последние годы нам часто приходится слышать об отсутствии национальной идеи, что более чем странно для государства таких масштабов и с такой историей, как Россия. Думается, что, мечтая о «светлом будущем» на протяжении десятилетий, мы забыли о самих себе и своих корнях. К чему это приводит, ясно прозвучало в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:
«А где люди? - спросил Маленький принц.
- Люди? Их унесло ветром: у них нет корней…»
Частично восполнить этот пробел мы попытались при помощи исследования такого важного вопроса как «Этноматематика - проявление в культуре».
В последнее время идет падение интереса обучаемых (во всем мире) к математике. Причина заключается в том, что школьная математика не использует, более того, сознательно игнорирует элементы общей культуры, которые имеют математическую основу; нет связей с культурными традициями, техническим и духовным творчеством народа, проживавшего и проживающего на данной территории. Тем более сейчас стоит вопрос о практико-ориентированном направлении.
Несколько тысяч лет назад территория, где мы проживаем, была заселена людьми с собственными системами знаний. Эти люди общались на самых разных языках. Они жили в домах, построенных при помощи орудий труда, позволявших обрабатывать природные материалы. Часто эти люди проводили свободное время за игрой в камешки, кости. Часто они путешествовали и торговали с соседями на суше и в открытом море.
Эти народы знали как нужно жить. Никто не усомнится в том, что они умели охотиться, строить дома, готовить пищу, воевать, путешествовать по морю, творить, говорить и играть. Им были известны счет, вычисления и измерения. Но если каждый народ способен создать собственные, присущие только ему проявления культуры, представления о мире, архитектуру, систему торгового обмена или искусство, разве не может таким же продуктом оказаться математика?
Математика, которую может создать народ или группа людей, называется этноматематикой.
Этот термин придумал бразильский математик и преподаватель Убиратан д’Амброзио в конце 1980-х.
На территории, где мы проживаем, существовало и существует множество народов и культур, присущие им математические идеи превращали наш край в край этноматематики.
Академическая математика уходит корнями в этноматематику. Корни её в глубоком прошлом, на тысячу лет назад. Как и вся культура в целом, эта наука сформировалась на основе множества идей, созданных разными народами. Она представляет собой результат культурного обмена, происходившего в древние времена.
История этноматематики края, где мы живем.
Где же лучше всего знакомиться с примерами этноматематики?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам потребовалось совершить математическое путешествие по нашему краю, путешествие, направленное в глубь времен и в разные культуры.
Маршрут наш начинался в Ростовском областном музее краеведения.
Перед началом путешествия нам потребовалась таблица, в которой математические идеи той или иной культуры можно заметить не только в дизайне или архитектуре, но и во множестве других проявлений. Основные из них приведены в таблице.
№ п/п |
|
Проявление культуры |
1 |
Общение |
Язык, письменность, символы |
2 |
Верования |
Философия, космология, религия, ритуалы, толкование снов |
3 |
Окружение |
Определение местоположения, флора, фауна, геология |
4 |
Труд |
Сельское хозяйство, животноводство, охота, рыболовство |
5 |
Технологии |
Орудия труда, ремесла, оружие, система мер |
6 |
Архитектура |
Жилища, места отправления культа, могилы, поселения |
7 |
Питание |
Еда, питье, гастрономия |
8 |
Одежда |
Наряды, аксессуары |
9 |
Обмен |
Торговля, экономика, рынок, наследство |
10 |
Искусство |
Музыка, танец, литература, живопись |
11 |
Досуг |
Игры, ставки, спорт |
12 |
Отношения |
Общественные отношения, родственные связи |
Мы постарались охватить большую часть из этих пунктов.
В музее нас встретила Корчагина Юлиана Романовна. Зная тему, которая нас интересовала, она сделала акцент на вопросе торговли и экспонатах из зала «Сокровища донских степей», где показала и рассказала о найденном в курганном могильнике у хутора Нового в Мартыновском районе Ростовской области в 1982-83 годах поясе из ракушек каури (золото, пряжка 4,8х2,2, I в. до н.э.). Пояс был расшит двумя рядами раковин каури и застегивался литой золотой пряжкой прямоугольной формы.
Красивые морские раковины каури оказались самыми долговечными деньгами - от первобытных времен дожили до эпохи доллара как реальное платежное средство. Услышали историю и легенду про них.
Идеи этноматематики проявляются и в такой самой ценной находке как шейная ажурная гривна (конец I – начало II вв. н.э.) из золота, украшенная бирюзой.
Найдена на восточной окраине г. Ростова-на-Дону в Кобяковском могильнике в 1987 г. Изделие уникальное, прямых аналогов не имеет. Гривна изготовлена из двух золотых пластин с глубокой вытяжкой. Передняя часть гривны составляет более двух третей общей длины. Тыльная часть – короткая, слабо выгнутая. Соединение частей гривны – штифтовое, для взаимной фиксации деталей, для их скрепления (по форме цилиндрическое). На центральной эмблеме гривны изображен персонаж, сидящий на четырехугольной подстилке, разбитой на имитирующие плетение квадратики. Диаметр = 21 см.
Особый интерес в краеведческом музее Ростова-на-Дону представляет повозка (II–I тысячелетие до н. э., эпоха бронзы), замечаем 4 колеса, еще без спиц, но в виде круга, скрепленные прямоугольными досками и параллельными рейками.
В Сарматском кургане, в могильнике Центральном (междуречье Дона и Сала) были найдены детали сбруйного набора: колесовидные серебряные псалии, ромбовидные серебряные нащечники (конец II - I-я пол. III в н.э.)
В парке на Большой Садовой нас заинтересовала красочная торговля фольклорными изделиями, в частности, матрешками.
Здесь геометрия составляет основу изображения, подобие форм или пропорции указывают на связи между деталями, в которых каждый элемент играет свою роль.
Следующее место, где мы знакомимся с идеями этноматематики, был музей «Лавка Чеховых» в Таганроге.
Экскурсовод Корж Анна Александровна рассказала о торговле, которая происходила здесь во времена А.П.Чехова с 1869 по 1874 гг., о единицах длины, объема, массы, которые использовались в то время. Объяснила, что такое фунт, пуд, золотник, аршин, сажень, верста, бочка, ведро, кварта, четверть, чарка, мерзавчик. Показала монету достоинством 5 копеек XIX века.
Пояснила, что такое алтын (3 копейки), пятиалтынный (15 копеек), гривенник (10 копеек), грош (1/2 копейки).
Посоветовала прочитать рассказ А.П.Чехова «Репетитор», где идет речь о математической задаче, познакомила с рецептом бисквитного пирога периода А.П.Чехова со всеми ингредиентами в пропорциях.
Бисквитный торт
Стереть до бела 12 желтков с 1 фунтом мелкого сахара, прибавить туда цедры с 1 лимона или 10 зерен толченного кардамона или ванили в порошке.
Затем всыпать туда понемногу ¼ фунта крупичатой, а потом ¼ фунта картофельной муки, мешать не переставая.
Наконец, взбить в пену 12 белков, выложить в общую массу, перемешать; половину этого теста вылить в приготовленную заранее форму и, когда запечется в духовой через 15-20 минут, переложить из формы на сито и запечь вторую половину теста, как и первую.Сложить нижнюю часть торта на устеленное кружевной бумагой блюдо круглого формата, смазать густым вареньем или фруктовым пюре, или повидлом, положить верхнюю часть торта и украсить глазурью, розами, какими угодно подписями или буквами, сделанными из той же глазури и засахаренными фруктами (цукатами).
На 12 яиц
- 1 фунта сахара-пудры,
- цедру с 1 лимона или 10 зерен кардамону или 1 ложку чайную ванили.
- ¼ фунта крупичатой муки, и ¼ фунта картофельной муки,
- 1/8 ф. масла коровьего для смазки форм,
- ягоды, глазурь,
- ¼ фунта густого варенья или пюре или повидла.
Во время празднования Дня Российской науки прослушали лекцию доцента кафедры истории П.С.Качевского Таганрогского института имени А.П.Чехова «Историко-археологические памятники на территории Таганрога», где ученый представил краткую характеристику находок, связанных с торговлей: фрагменты амфорной и кухонной керамики эпохи раннего Средневековья, «Казачьей керамики», относящийся к периоду XIX - начала XX века.
Побывали на занятии в институте, где Павел Сергеевич увлекательно, в доступной форме рассказал учащимся об этноматематике нашего края.
Присутствовали и на интерактивном уроке в музее А.П.Чехова. Сотрудник музея Анна Геннадьевна Алферьева пригласила ребят совершить путешествие в прошлое без машины времени.
Список литературы и интернет-источников
- Георгий Арутюнов. Азов имя знаменитое. ПАТАРВА. Информационно-издательский центр. Азов, 2012.
- Е.А. Шапочка «Таганрогская Александровская гимназия». Книга очерков. 1806 - 1919. Таганрог. Лукоморье, 2010.
- Е.И. Кирсанов, А.В. Пониделко. Новочеркасск. Столица Мирового казачества. Москва. ВАГРИУС, 2088.
- Живая старина Таганрога, проект Сергея Андреенко. Таганрог. «Антон», 2013.
- Иван Платов «Новочеркасск – город Платова». Альтаир, Ростов-на-Дону, 2014.
- Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 5. Ростов-на-Дону: кн. изд-во, 1988.
- Известия Ростовского областного музея краеведения. Выпуск 9. Ростов-на-Дону. РЮИ МВД России, 2001.
- Картавенко В.Л.Новочеркасский Патриарший Вознесенский войсковой всеказачий собор: фотоальбом / В.Л.Картавенко. Новочеркасск: Лик, 2018.
- Мир математики. 40. Математическая планета. Путешествие вокруг света. Микель Альберти. Москва, 2014. DeAGOSTINI.
- Музей истории Донского казачества. Новочеркасск, 2016.
- П.П. Филевский «История города Таганрога». ООО Издательство «Лукоморье», 2007.
- Петровский Форпост. На пути преобразований. /под ред. Воробьёва К.: НД «АДЕФ – Украина», 2013.
- Путеводитель по залам музея. Министерство культуры Ростовской области ГБУК РО «Ростовский областной музей краеведения», 2015.
- Ростов-Дон. Фотоальбом. Ростов-на-Дону, типография «Омега-Принт», 2009.
- С.А.Долгополов «Заповедная краса Дона. Историко-туристический путеводитель по Усть-Донецкому району.
- Сарепта: история успеха [Текст] А.В.Курьицев [и др.; науч. ред. Н.О.Тюменцев, сост. А.В.Курьицев; ред. нем. текста Ронья Абхальтер]. – Волгоград: Издатель, 2013.
- Сокровища Донских степей. Из собрания Ростовского областного музея краеведения. Открытое акционерное общество. Коммерческий банк «Центр-Инвест», 2004.
- Таганрог. «Сборник статей», Таганрог, 1997.
- Таганрог. Всё в ажуре. Издательство «Старые русские». Ростов-на-Дону, 2010.
- https://big-rostov.ru/turizm/otdyxaem-v-rostovskoj-oblasti/kazachi-remyosla-i-promysly/
- https://russian7.ru/post/kazachiy-kuren-chto-vazhno-znat/
- https://sciencepop.ru/kostyum-zhitelej-drevnej-gretsii/
- https://www.livemaster.ru/topic/1733413-obzor-grecheskih-ornamentov
- https://yugarf.ru/hram-vseh-svyatyh-taganrog/
- https://www.culture.ru/materials/137487/recepty-chto-kazachka-podaet-k-stolu
- http://avtor-dona.ru/kazachij-kuren/traditsii-chaepitiya-na-donu/kazachij-promysel-lozopletenie