Педагогика на современном этапе находится в интенсивном поиске наиболее эффективных форм образовательной деятельности. В современной педагогике с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, происходит смена основных педагогических концепций и выполняется значительная корректировка в сторону индивидуализации обучения. Современная школа должна адаптировать педагогические системы для работы с разными категориями детей, с учётом индивидуальных запросов и личных возможностей обучающихся. Условия обучения и развития детей должны способствовать раскрытию их способностей для дальнейшей успешной социализации.
Ученик, опираясь на личные интересы и возможности стоит перед выбором содержательных и процессуальных аспектов образования. Соответственно, учитель должен решить трудную педагогическую задачу – обучения всех по-разному. Одним из вариантов решения этой задачи, является разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Процесс обучения, как процесс передачи накопленного опыта долгое время носил характер индивидуального ученичества. Учитель и ученик, являются вероятно одним из главных взаимоотношений как в современности так и в истории. Ученичество более подвижно в отличии от школы, т.к. опиралось на индивидуальные, а не групповые отношения. Оно возобновлялось и прекращалось по желанию сторон, носило характер формального и неформального обучения. В связи с этим, опыт формирования межличностных отношений был затруднён.
Позднее эта идея пришла в образование в виде гуманистически ориентированных концепций воспитания, которая объединяет стремление к обеспечению ребёнка правом самостоятельного выбора в соответствии с его запросами и интересом к изучению различных предметов, оказывая педагогическую помощь в индивидуальном развитии личности. Решение этих задач в педагогике было не всегда результативно и последовательно.
В XII–XIX веках, благодаря М.Ф Квинтилиан, Я.А.Коменскому, Дж. Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоци, А.Дистервегу, К.Д.Ушинскому в следствии развития познавательного интереса учащихся начали разрабатываться и применяться обучающие технологии, появилась системность в организации образовательного процесса.
В словаре С.И.Ожегова понятие "индивидуальный" определяется 1) личный, свойственный данному индивидууму, отличающийся характерными признаками от других; 2) относящийся в отдельности к каждому [27]. В словаре Т.Ф.Ефремовой "индивидуальный" 1) присущий, свойственный только данному индивидууму, отличающий его от других; своеобразный, неповторимый, оригинальный; 2) отдельный, единичный, частный [28].
Стремительное развитие реформаторской педагогики в конце XIX – начале XX века привело к рассвету инновационного обучения, главной целью которого являлось вовлечение ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность.
Русские учёные - педагоги П.Ф.Лесгафт, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский подчёркивали необходимость ориентироваться в обучении на индивидуальные особенности учеников. Н.П.Бланский, П.Р.Каптерев, обосновали ведущую роль психологических исследований в обучении. У педагогов возникает необходимость проводить психологическое обследование учащихся с целью выявления особенностей ребёнка, его уникальности.
С 90-х годов прошлого века в школах использовались элементы индивидуального обучения, но они не стали массовым явлением. Современное российское образование вынуждено вести обучение по усреднённой успеваемости и подготовленности учащихся. В результате чего, в образовательных учреждениях, обучающиеся которые не успевают за "средним темпом" обучения, считаются отстающими. Тот же "средний темп" обучения сдерживает в развитии более подготовленных учеников. Для выхода из сложившейся ситуации педагог использует в своей деятельности индивидуальный подход.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать "проникающей технологией". Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие её основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии[10].
В современной педагогике выделяют несколько авторских технологий индивидуализации обучения. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт затрагивает все звенья учебного процесса, где средством достижения цели является индивидуализация работы с учеником. Адаптивная система обучения А.С.Границкой основана на особенностях развития ученика, на его потребностях к приобретению новых знаний. В результате чего, создаётся модель индивидуальной работы, адаптируя методы, средства и приёмы обучения с опорой на конкретного ученика. Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, строится на основе "от простого к сложному" исходя из индивидуальных особенностей учащегося.
В зарубежной педагогической практике проблема индивидуального процесса обучения решена с помощью свободного выбора предметов для изучения, тьюторской деятельности и т.д. Тьюторство пришло и в современную российскую педагогику с реализацией программ инклюзивного образования.
Изменившиеся социально-экономические условия развития общества требуют реформирования системы образования. В перспективе современное образование должно быть гибким и мобильным, с вариативными образовательными системами максимально приближенными к реальным интересам и возможностям ученика. Это невозможно без осмысления методических и глубинных аспектов педагогических идей, в их целостности и тесном взаимодействии в рамках социального, общественного и культурного процессов. Проблемы российского образования обязывают изменить взгляды на традиционную систему обучения и предложить новую, отвечающую современным требованиям общества. Назрела необходимость отказа от индивидуального подхода в обучении в сторону индивидуализации, что позволит учащимся реализовать свой личный потенциал и возможности т.е. является актуальным и необходимым.
Потенциал индивидуального образовательного маршрута позволяет создать условия для успешного образовательного продвижения в различных видах деятельности. Но для раскрытия способностей ученика должны применятся индивидуальные формы обучения (персонализированные), которые выбираются исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, изучения его внутреннего мира, условий формирования личности. Кроме того, индивидуальный образовательный маршрут должен быть вариативным и предлагать различные способы образовательного продвижения. Вариативный образовательный маршрут подразумевает создаваемую специалистами различного профиля модель образовательного пространства с учётом индивидуальных возможностей ребёнка, которая реализуется на протяжении определённого времени.
При проектировании вариативного образовательного маршрута нужно принимать во внимание: соблюдение интересов учащегося; обеспечение равного доступа к образовательному процессу всем категориям обучающихся; взаимодействие участников образовательного процесса (обучающийся, родители, учителя, администрация школы); активизировать познавательную, творческую деятельность в урочное и неурочное время; оценку индивидуального процесса обучения с учётом предполагаемых образовательных результатов. Реализация вариативных образовательных маршрутов обеспечивается выбором индивидуальных образовательных программ. Система образования в основе которой лежит принцип индивидуализации, должна: развивать личность на основе её индивидуальности; мотивировать учащихся к достижению успехов; создать комфортную среду среди педагогов и обучающихся.
Процесс воспитания и обучения основывается на необходимости понимания проблем ребёнка, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [22].
При составлении ИОМ на ребёнка с ОВЗ, оказывают влияние такие факторы, как: возраст и диагноз ребёнка; индивидуальные особенности; наличие психолого-педагогической помощи до составления ИОМ.
Организационно-педагогическим условием проектирования будет, наличие в образовательном учреждении службы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Специалистами службы и учителем проводится комплексная оценка необходимости разработки ИОМ.
Реализация маршрута основывается на принципах социально-адаптирующей направленности образования, регулярной диагностике развития ребёнка для систематического мониторинга и коррекции маршрута, индивидуального подбора педагогических технологий, единства команды специалистов в реализации ИОМ.
Маршрут для ребёнка с ОВЗ состоит из нескольких компонентов: организационного, содержательного и технологического.
Организационный компонент включает в себя диагностику уровня развития способностей учащегося. По мнению Семаго Н.Я., диагностика у учителя не должна занимать много времени. Опытный учитель может увидеть способности ребёнка по результатам его письменных или творческих работ.
Определяются цели и задачи индивидуального образовательного маршрута, его пространственная и временная организация образовательной среды. В ИОМ интегрируются все специалисты принимающие участие в реализации маршрута с решением вопроса о необходимости участия тьютора, а также указываются формы и виды взаимодействия родителей или законных представителей со специалистами в реализации маршрута.
В содержательный компонент входит индивидуальная учебная программа как основа ИОМ, её содержание, формы уроков, приёмов и методов работы в соответствии со способностями ребёнка, направления предметного и беспредметного обучения. Фиксируются способы оценки результатов и достижений учащегося на всех этапах прохождения образовательного маршрута.
Технологический компонент определяет: образовательную стратегию обучения в образовательном учреждении; создание адаптированной воспитательной и образовательной среды; обеспечение индивидуальных и групповых форм обучения; информационную поддержку семей воспитывающих детей с ОВЗ.
Проведённый нами анализ позволил утвердиться в том, что разработка индивидуальных образовательных маршрутов позволяет обеспечить выявление и формирование индивидуальности каждого ребёнка, развитие ценностных ориентаций, неповторимой технологии деятельности. Индивидуальные образовательные маршруты должны обеспечивать развитие каждой личности в максимальном диапазоне её интеллектуальных и психологических ресурсов.
Источники информации
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
- Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья : основные положения Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л.2013г.
- Ожегов, СИ. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова / Российская АН., Российский фонд культуры; 3-е изд., стереотипное — М.:АЗЪ, 1996-928 с.
- Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный.- М.: Рус. яз. 2000.- в 2 т.- 1209 с. - (Б-ка словарей рус. яз).