Сетевой проект как внеурочная проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Цифровой класс»

Класс: 8

Ключевые слова: проектная деятельность, одаренные дети, метод проектов


Одно из ведущих мест среди самых интересных явлений природы занимает детская одаренность. Интерес к детской одаренности в наши дни очень высок. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам. Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие: учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение; дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане; необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Существуют некоторые формы ускорения:

  • ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуальное обучение для нескольких одаренных детей. Однако, такая форма считается наименее эффективна.
  • одаренный ребенок может обучаться тем или иным навыкам с детьми старшего возраста. Например, семиклассник, который очень хорошо читает, анализирует прочитанное может быть вовлечен в проектную работу совместно с восьмиклассниками. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ или методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий — ускорения и обогащения.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Успешный учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет.

Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют, больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости.

Одним из методов работы с одаренными детьми является внеурочная проектная деятельность с использованием возможностей сети Интернет.

Основной целью внеурочной проектной деятельности является реализация детьми своих способностей и потенциала личности. К важным целям проектного обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести: формирование коммуникативных навыков (партнерское общение); формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

К задачам внеурочной деятельности можно отнести: систематизацию представления обучающихся о проектной деятельности через овладение основными понятиями проекта; развитие основ практических умений; совершенствование умений поиска информации из разных источников; формирование культуры публичного выступления; оказание методической поддержки учащимся при проведении проектных работ и подготовке выступлений на классных часах или научно-практических конференциях.

Метод проектов - активная форма обучения, одна из ведущих технологий системно - деятельностного подхода в реализации ФГОС на основе организации УУД. Термин«проект» выходит далеко за пределы сферы образования. Этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами, а именно: они направлены на достижение конкретных целей; включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий; имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом; все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Организация работы школьников над сетевыми проектами позволяет существенно дополнить усилия педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам (математика и информатика). Кроме того, работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, независящее от успеваемости; научиться применять полученные знания; организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Организация работы над сетевым проектом улучшает личностные и метапредметные результаты учащихся:

  • первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения и т.п.).
  • второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне команды, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

В 2018-19 учебном году в рамках внеурочной деятельности, направленной на работу с одаренными учениками 7-8 классов была разработана программа на основе сетевого маршрута «В модельном Зазеркалье».

  Мини-проекты, представленные в рамках сетевого маршрута, посвящены вопросам математического моделирования, а также направлены на развитие сотрудничества детей в сфере сетевых проектов (соблюдения правил участников и авторского права, умения работать дружно и сообща, укладываясь в запланированные сроки, быть вежливыми и высказываться корректно, оказывать помощь членам команды, совершенствовать свою работу до окончания этапа, критически оценивая свой вклад в общее дело команды).

Мини-проекты сетевого маршрута ориентированы на воспитание интереса одаренных школьников к математике и информатике, формируют у детей основы гражданской культуры, социально-нравственного развития личности.

Учащиеся, организованные в команду должны были придумать название, девиз и самостоятельно распределить роли в команде. Они были ознакомлены с условиями прохождения сетевого маршрута:

  • Проект выполнен успешно, если выполнено не менее 70% заданий.
  • Полное прохождение Маршрута предполагает 5 этапов (Подготовительный, Маршрут-1 «Улица Научная», Маршрут-2 «Улица Экспериментальная», Маршрут-3 «Улица Практическая», Заключительный этап) и выход в финал.
  • По окончании маршрута участники команды получают Сертификаты участника или Сертификаты финалистов.

В ходе сетевого проекта одаренные учащиеся освоили сервис Web 2.0 и получили отличные результаты работы - ими были созданы:

  • Ментальные карты «Виды моделей» в программе SpiderSribe.net;
  • Публикация в программе Calameo.com «Роль моделей и моделирования в медицине»;
  • Совместная презентация «Математическое моделирование реальной ситуации СБЕРКАССА» в документе совместного редактирования GOOGLE;
  • Каждый участник команды провел эксперимент на соответствие прогноза по модели «Биоритмы человека» реальным фактам, происходящими с учащимися в течении недели (программа Photopeach.com);
  • При совместном обсуждении ответили на вопрос «Какова роль моделей в современной жизни?», «Для чего нужно математическое моделирование?», «Почему можно создавать большое многообразие моделей».
  • Выступили перед своими сверстниками с результатами работы на классном часе и научно-практической конференции «Первые шаги в науке».

В ходе работы над проектом участники команды приобрели умения и качества человека XXI века: ответственность и адаптивность, коммуникативные навыки, навыки межличностного взаимодействия и сотрудничества, проявили творчество и интеллектуальную активность, умение решать проблемы совместно с членами команды, ответственность за порученное задание и управление собой.

К работе привлечены были и родители, давшие письменное согласие на участие их ребенка в проекте, познакомившиеся с правилами безопасной работы в сети Интернет через изучение подготовленной для родителей презентации. Они проявляли интерес к работе в проекте своих детей и поддерживали их своими знаниями, что отразилось в интервью детей о моделях и моделировании в профессии родителей. Лучшее интервью было использовано в публикации команды в программе Calameo.

Соучастие, сопереживание и взаимопомощь нашли отражение в результатах команды – команда «Ораторы науки» стали победителями финала Международного Сетевого учебного проекта.

Приложение