Форма проведения урока: лекция.
Цель: используя исторический материал выяснить причины провала политики коллективной безопасности в Европе, что привело к началу Второй мировой войны.
Задачи:
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны; развитию всесторонне развитой личности, формирование умения принимать события из прошлого, анализируя их через исторические тесты.
- Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение.
- Исследовать и сопоставлять исторические события, раскрывая причинно-следственные связи.
- Способствовать развитию внимания, памяти, речи, логического мышления.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Оборудование и средства обучения: презентация «Внешняя политика СССР во второй половине 1930-х гг», проектор, ПК для учителя, экран.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока: мотивация к учебной деятельности
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, дети!
Рада вас видеть. Садитесь, пожалуйста.
Начинаем наш урок.
За окном сентябрь, на дворе осень и совсем недавно, 2 сентября, мир отмечал знаменательную дату.
- Какую дату отмечал мир 2 сентября этого года? (Предполагаемый ответ обучающихся: окончание Второй мировой войны).
Да, окончание Второй мировой войны.
Вторая мировая война окончилась 2 сентября 1945 г. Но сегодня мы будем говорить о событиях, которые произошли на много раньше, но которые имеют непосредственное отношение к данному дню. Давайте посмотрим на экран.
(Слайд 1)
Как вы думаете, о каких событиях сегодня пойдет речь на нашем уроке?
(Предполагаемый ответ обучающихся: Международные отношения в середине 30-х годов.) Молодцы, так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?( Предполагаемый ответ обучающихся: о борьбе с фашизмом и о том почему к концу 30-х годов не удалось создать международный союз против фашистских государств, что и привело к началу Второй мировой войны).
Абсолютно верно на данном слайде мы видим футбольный матч 1938 года между командами Англии и Германии, видим футболистов Англии и которые вскидывают руку в фашистском приветствии во время исполнения гимна Германии. Как такое произошло? Сегодня мы попытаемся ответить на данный вопрос.
(Слайд 2)
Этап урока: актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии
(Слайд 3)
К середине 30-х годов уже сложился блок фашистских государств. Давайте посмотрим на карту. Подскажите мне в каких государствах Европы в это время победил фашизм? ( Предполагаемый ответ обучающихся: Германия, Италия, Япония).
(Слайд 4)
25 октября 1936г. Германия и Италия оформили Берлинским соглашением союз под названием «Ось Берлин–Рим».
Продолжением этой политики стало подписание 25 ноября 1936г Германией и Японией «Антикоминтерновского пакта». В 1937г. к пакту присоединилась фашистская Италия.
А какой стране еще в это время победил фашизм? Предполагаемые ответы обучающихся: не знаем (возникли затруднения).
Этап урока: выявление причины затруднения
Почему мы не может это сделать? Предполагаемые ответы обучающихся: еще не изучали, недостаточно владеем информацией о данном периоде истории.
Этап урока: построение проекта выхода из затруднения
Каков план нашей работы по получению новых знаний? Предполагаемые ответы обучающихся: чтение текстов учебника, изучение иллюстрации, анализ новой информации, обобщать, строить теоритические предположения, сравнивать, делать выводы.
Этап урока: реализация построенного проекта
Давайте посмотрим с вами на карту Европы 30-х годов.
(Слайд 5)
В 1936г. началась гражданская война в Испании. Германия и Италия участвовали в интервенции против республиканской Испании. СССР сначала поддерживал позицию «невмешательства», затем стал оказывать помощь республиканцам. Испанская республика пала. Испания присоединилась к «Антикоминтерновскому пакту».
Этап урока: первичное закрепление во внешней речи
Откроем учебник &19 и прочитаем документ о борьбе против фашизма в Италии.
Работа с текстом учебника. Ответим на вопросы:
- Как советские добровольцы относились к своей борьбе против фашизма в Италии?
- Что говориться в документе об этом?
- Как в документе раскрыто отношение итальянцев к войнам-интернационалистам?
Предполагаемые ответы обучающихся. Войны рассматривали борьбу с фашизмом как свою личную задачу и воевали не за интернационалисты деньги как наемники, а как настоящие патриоты своей страны, Ставя перед собой задачу победить фашизм а не получить деньги за свои услуги.
(Слайд 6)
Вернемся к ситуации в Европе. В 1938г. Великобритания с Германией подписали декларацию о ненападении. Аналогичную декларацию подписала Франция с Германией. Надо сказать что эта политика получила в Итории « Политика умиротворения агрессора» т.к. Англия и Франция делали все возможное для удовлетворения пожеланий Германии, надеясь что армия Германии направит свой удар на восток, а не на запалд.
(Слайд 7)
Вернемся к слайду иллюстрирующему действительное состояние дел в 1938 г. Не удивительно что английская сборная застыла в фашистском приветствии, в это время среди англичан было много сторонников А.Гитлера, даже среди членов английской королевской семьи.
(Слайд 8)
Апогеем этой политики стало Мюнхенское соглашение 1938г., по которому Германия получает значительную часть Чехословакии, а позднее и совсем оккупирует ее.
(Слайд 9)
Захватническая политика Японии создавала второй очаг напряженности и угрозы войны.
(Слайд 10)
В июле 1938г японские войска у озера Хасан силами пехотного полка выбили с высот Безымянная и Заозерная советских пограничников. Ответным ударом части Красной Армии освободили высоты. В августе конфликт был урегулирован.
(Слайд 11)
В май 1939 г на монголо-манчжурской границе в районе реки Ханхин-Гол шли широкомасштабные боевые действия с участием с обеих сторон стрелковых дивизий, танковых бригад, авиации. Частями Красной Армии командовал комкор Г.К.Жуков. Потери японцев составили 18 тыс чел., советско-монгольских – более 2,4 тыс. чел. Военные действия на Ханхин-Голе завершились в сентябре 1939г.
Таким образом, в случае войны Советскому союзу пришлось бы вести борьбу не только в Европе, но и в Азии. Нужно было приложить все силы к тому, что бы избежать в будущем войны на два фронта.
(Слайд 12)
По мере углублением международного кризиса в Европе в советской внешней политике определились два направления. Предотвращения войны с Германией. Создание коалиции для борьбы с потенциальным агрессором.
(Слайд 13-14)
Этап урока: включение в систему знаний и повторение
Давайте просмотрим документальную хронику и комментарии историков по данным событиям.
Итак, советско-германский договор о ненападении был подписан в августе 1939г. Создать систему международной безопасности и остановить агрессию фашизма не получилось.
Домашнее задание: § 19, пересказ, вопрос №4 письменно (Слайд 15).
Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке
По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями.
Утверждения рефлексии:
- У меня были трудности, не все успел(а).
- Было много нового, у меня многое получилось
- Мне было интересно и все получилось, хочу знать больше
Источники информации
- История России. 10 класс. В 3-х частях. /Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю., и др./Под ред. Торкунова А.В. М.: Просвещение, 2016. 175 с.
- Всеобщая история к 19- нач. 21 веков: учебник для 11 класса. Углубленный уровень / Н.В.Загладин. М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019. 416 с.
- Канун и начало войны: Документы и материалы. Л., 1991. С.137-138.
- https://my-ussr.ru/soviet-posters/prewar-period/150-posters-of-the-ussr-during-the-prewar-period-external-and-internal-threats.html
- http://media.ssu.samara.ru/editions/history/uchebnie/ussr_1930/su_main/su_se/se_pages/se_page1.html
- http://hamster02.narod.ru/index3.html
- https://ege59.ru/2017/01/25/vneshnyaya-politika-sssr-v-30-e-gody/
- https://topwar.ru/32405-sovetsko-germanskiy-dogovor-o-nenapadenii-ot-23-avgusta-1939g-chast-1.html