Использование технологии ТОГИС на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Классы: 2, 3

Ключевые слова: ФГОС, окружающий мир


Современная жизнь предъявляет сегодня человеку определенные требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Перед учителем стоит не совсем простая задача – создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Необходимо, чтобы учащиеся научились не только отвечать на вопросы, которые ставит перед ними учитель, но и самостоятельно формулировать их для себя в процессе изучения материала.

Для освоения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) требуется изменение в целях, содержании, технологиях образования. С 2011 года в МБОУ «СОШ №45 г. Владивостока» реализуется Основная образовательная программа начального общего образования, в которой используется УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой. Данная программа обеспечивает формирование у детей коммуникативных универсальных учебных действий, которые, на наш взгляд, дают хорошую базу, для введения ТОГИС на первой ступени образования.

С сентября 2015 года МБОУ «СОШ №45 г. Владивостока» является экспериментальной площадкой Института Стратегии Развития Образования РАО по теме «Дидактический инструментарий в условиях ФГОС ОО».

Мы, как участники экспериментальной площадки, изучали теорию ТОГИС, посетили уроки учителей школы-интерната № 29 г. Уссурийска, научились составлять деятельностно-ценностные задачи и проектировать ТОГИС-уроки.

Технология ТОГИС предполагает решение деятельностно-ценностной задачи, с определенным алгоритмом поиска и обработки информации и рассчитана в основном на учащихся старших классов. Но, на наш взгляд, эту технологию можно использовать на уроках в начальных классах. Так как она развивает у ученика не только предметные умения, но и метапредметные, в первую очередь - универсальные учебные действия.

Проектирование и проведение ТОГИС-уроков происходило постепенно. Начиная с 1 класса, мы применяли различные формы работы. Учащиеся работали в парах и малых группах. Дети учились взаимодействовать, соблюдать правила групповой работы. Уроки в форме групповой работы были опробованы на предметах: окружающий мир, технология, русский язык, ИЗО. Детям очень нравилась коллективная работа, она позволяла проявиться даже тем детям, которые терялись в обычных уроках. В конце года учащиеся отметили, что «самые лучшие» и «запоминающиеся» уроки — это уроки, которые проводились в групповой форме.

Сегодня у нас сравнительно небольшой опыт проведения ТОГИС-уроков в начальной школе, но мы пришли к выводу, что особенности развития детей младшего школьного возраста предполагают обязательную адаптацию применяемой ТОГИС-технологии, как в процессуальной, так и в ее содержательной части. Учебная деятельность должна развивать интерес к изучаемому предмету и способствовать саморазвитию учащихся, путем присвоения нового социального опыта. Деятельностно-ценностная задача является главным элементом учебного процесса.

Для учащихся начальных классов нами были выбраны рецензированные задачи по окружающему миру из банка задач на сайте ТОГИС-клуба (www.togisklub.ru): во 2 классе- «Жизнь животных. Нора, гнездо, берлога», в 3 классе - «Цепь питания тайги».

Проанализировав свою работу, мы пришли к выводу, что уроки будут проходить более продуктивно, если использовать учащихся- консультантов 3 класса на уроках ТОГИС во 2 классе. Для этого урока была выбрана ДЦ задача «Птицы изобретатели. Какие бывают птичьи гнезда» (автор: Коренчук Л.А.). Такой способ оправдал себя.

В процессе работы на уроке, учащиеся 3 класса в каждой группе являлись не только лидерами, а были скорее координаторами действий и позволили раскрыться и проявить себя каждому члену группы. Второклассники отметили, что старшие ребята «Научили нас работать в группе», а третьеклассники сказали, что «Нам было трудно», «Легче работать со своим классом, но второклассники в итоге нас не подвели».

В результате всей проделанной работы, мы пришли к необходимости поделиться своими наработками с коллегами и подготовили ТОГИС-урок окружающего мира «С кем дружат деревья» в группах смешанного состава. В уроке приняли участие ученики из 2-х и 3-х классов.

Деятельностно-ценностная задача урока была составлена нами. Задача разработана в соответствии с содержанием курса предмета «Окружающий мир» и авторской программы Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир 1-4 кл.».

Представленный в данной статье ТОГИС-урок охватывает часть учебного материала по разделу «Природное сообщество - лес».

ДЦ задача урока «С кем дружат деревья» имеет экологическую направленность. Для решения экологических задач, в первую очередь, необходимо показывать детям научные проблемы без существенного упрощения, в их целостном виде на уровне понятийного аппарата учеников. На уроках окружающего мира дети познакомились с понятием «цепь питания», а текст задачи включал в себя новое понятие «экологическая цепочка» и ученикам предстояло составить экологическую цепочку дерева. Учитывая особенности задачи « С кем дружат деревья» мы решили, что каждая группа будет решать эту задачу на примере конкретного дерева. Это дает возможность рассмотреть изучаемый материал с разных позиций, вызывает большую заинтересованность на этапе Тура слушания и способствует формированию более широкого взгляда на данный вопрос.

Данный урок предполагает групповое взаимодействие учащихся 2 и 3 класса, поэтому необходимым условием для успешного проведения такого урока является умение выстраивать межличностные отношения. Чтобы сплотить детей из разных классов мы провели несколько групповых уроков, где дети смогли познакомиться друг с другом и научились сотрудничать. На первых этапах целесообразно формировать группы, где большинство учащихся будет из 3 класса, например: 3 человека из 3 класса, а 2 ученика из 2 класса. Такое деление воспитывает у третьеклассников самостоятельность и ответственность за принятие решения, улучшаются межличностные отношения. Этап урока «Обсуждение и подготовка выступления» лег на плечи лидеров- учеников из 3-го класса. Ребята-лидеры проявляли себя как хорошие организаторы. Они прекрасно справились со своей задачей: проанализировали собранный материал и распределили последовательность выступлений.

ТОГИС- уроки развивают навыки чтения и работы с текстом, коммуникативные навыки, умение работать с информацией, умение выступать публично, умение отстаивать свою позицию в группе и перед классом.Во время «Тура слушания» дети внимательно слушали, задавали вопросы, а также активно обсуждали рассматриваемые проблемы, комментируя высказывания собеседников, например ученица 3 класса заметила, что группа учащихся «Не объяснила рисунок-схему, которая была на доске». Дети замечали ошибки и неточности в речи, высказывали свое мнение на поставленный вопрос, если группа не смогла ответить. Выступать перед одноклассниками и гостями учащиеся 3-го класса не боялись, но были и дети, которые боялись, что не справятся с ответственностью.На этапе урока «Оценка работы группы» ученики выделили работу 5-й группы, которая полностью решила ДЦ задачу урока. Оценку работы группы проводили по карточке, что для учащихся начальных классов более приемлемо и сокращает время на этом этапе.

Последним этапом урока была рефлексия, которая была в двух формах: устная и письменная. Во время устной рефлексии ребята с удовольствием отозвались об уроке, урок получил положительную оценку. Высказывая своё мнение об уроке, они отметили следующее: «Урок мне очень понравился», «Я научился работать в группе», «Особенно мне понравилось выступать у доски», « Со второклассниками было интересно работать», «Мне запомнился культурный образец». Многие дети почувствовали свою значимость в глазах одноклассников: «Я поняла, что дети стали ко мне по-другому относится», «Я научился быть командиром».

В результате анализа «Рефлексивной карты ученика» следует отметить следующее, что на первый вопрос «Я узнал» все учащихся ответили положительно:

  • 30% - «много нового»
  • 30% - «экологические цепочки»
  • 30% - « о конкретных деревьях»
  • 10% - « про природу»

По второму вопросу «Я научился» ученики ответили так:

  • 58% - коммуникативные навыки («работать в паре, в группе», «работать с младшими детьми»)
  • 30% - познавательные навыки («о птицах» «о взаимосвязи деревьев и насекомых», «о дубе»)
  • 6% - личностные («быть командиром», «говорить своими словами»).

На третий вопрос: «Мне было особенно интересно» ученики ответили:

  • 33% - «работать вместе и слушать других»
  • 15% - «выступать перед другими»
  • 25% - познавательные «читать информацию», «работать с культурным образцом»
  • 12% - ответили «всё было интересно»
  • 15% - поставили прочерк

На четвертый вопрос: «Мне не понравилось» ученики ответили так:

  • 78% - поставили прочерк и написали, что им «все понравилось»
  • 22% - отметили, что «не понравилось оценивать другие команды», «работа некоторых детей»

На пятый вопрос «Я чувствовал» учащиеся написали так:

  • 40% - «уверенность», «счастье», «победу»
  • 30% - «страх», «волнение», «неуверенность»
  • 20% - поставили прочерк, так как не смогли выразить свои чувства.

Основным результатом применения технологии ТОГИС мы видим - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовать, планировать и осуществлять решение возникших задач, умение рефлексировать и коллективно анализировать результаты.

Опыт проведения ТОГИС - урока в группах смешанного состава показал, что данная технология способствует развитию учащихся, повышает их личностные, метапредметные и предметные результаты. В дальнейшем мы планируем продолжить работу по проведению совместных ТОГИС уроков и на других предметах в начальной школе.

Приложение 1

Приложение 2