Работа с одаренными детьми в школе

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети


С 2013 года на базе МАОУ «СОШ № 1» создана муниципальная стажировочная площадка по работе с одаренными детьми, а с 2015 года - это уже стажировочная площадка по работе с одаренными детьми в рамках естественно-математической лаборатории.

Новые стандарты требует от педагогов не только выдавать определенный объем информации, а научить их самостоятельно эту информацию получать.

В наше время действительность выдвигает перед школой проблему подготовки грамотных, успешных, ответственных, обладающих коммуникативными навыками людей. Решающим фактором является работа с одаренными детьми, которые смогут двигать научно-технический прогресс вперед.

Таких детей немного. Это дети, которые обладающий интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности. Таким детям бывает трудно даже общаться со своими одноклассниками.

Работая не первый десяток лет в школе, убедилась в том, что особые способности ребенка могут быть не раскрыты, поскольку такой ребенок еще не является активным участником учебного процесса.

Иногда учителя обращают внимание на отличников в классе, принимая их за одаренных детей, и начинают готовить их к различного рода олимпиадам. Ученик старается, учитель вкладывает свои силы в этого ученика, а результат не приходит. Это значит, что ученик добивался всего своим старанием, усердием, но глубоко проникнуть в изучаемое явление он не в состоянии в силу своих способностей. Учителю ни в коем случае нельзя разочаровываться и останавливаться на достигнутом. При правильно организованной работе с таким учеником можно добиться высоких результатов в обучении.

Другое дело, если учитель смог разглядеть в, казалось бы, ничем не выдающемся ученике одаренного ребенка и организовал индивидуальную систему работы с ним.

Урок, занимает центральное место в школьной жизни. При грамотном построении урока у учащихся вырабатывается активная или пассивная жизненная стратегия и соответствующие черты характера, формируется склад ума, совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, учащиеся приобретают те или иные привычки поведения.

Но есть определенные трудности обучения одаренных детей на уроке. При работе на уроке с классом, учитель вынужден либо акцентировать внимание на одарённом ребёнке, либо работать с классом, игнорируя одарённого ребёнка. Поэтому оптимальным вариантом развития одаренных детей – является создание профильных классов (групп), где учащиеся организованы по определенным направлениям, способностям, умениям – профилям.

Работа в профильных классах дает мне – учителю – возможность расти вмести с учениками. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, развиваться, не останавливаясь на своем предмете. Сегодня у нас в школе есть возможность работать с цифровой лабораторией, лаборатория «L – micro», лаборатория «Архимед», «Науколаб», что позволяет учащимся самим добывать знания при проведении экспериментов. Исследовательские работы и выполнение проектов способствует развитию навыков работы с приборами, умением обрабатывать полученные результаты на компьютере, строить графики, анализировать, обобщать и делать выводы.

Это можно достигать через заинтересованность в работе над проектом или научно-исследовательской деятельности. Тему, которую ученик, с учетом его возможностей заинтересованности, может выбрать сам. Процесс решения проблемы – самостоятельно находить нужную информацию – является деятельным этапом формирования научного мировоззрения.
Ученик должен стать активным участником учебного процесса. Необходимо создать мотивацию к изучению конкретного материала через практическую направленность урока, создание учебных проблем, пробуждение интереса, положительных эмоций, возможность получения признания, общения при работе в команде.

Деятельность учащихся 7–8 классов носит информационно – поисковый характер. Где учащиеся учатся работать с дополнительными средствами обучения, кроме учебника. Это и поиск информации в энциклопедии, и в интернете, и дополнительной научной литературе.

Так как в 9-11 классах, здесь деятельность учащихся носит уже исследовательски–творческий характер. Это работа над проектами, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире индустриального общества. В основе методики проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, выстраивать свои стратегии самореализации как личности, которая целенаправленно, с учетом профориентации движется вперед. Исследовательские работы, внеклассная работа, выходящая за рамки школьной программы по физике, учитывая профиль и самоопределение учащихся.

Используя разнообразные виды проектов, научно-исследовательские работы с учетом внутренней потребности учащихся, способствующие самореализации его в жизни, а также, решению адаптационных проблем, что делает его самодостаточным в достижении цели. Наиболее привлекательны для учащихся-физиков практико-ориентированные проекты, результатом которых должно быть изделие, иллюстрирующее какое-то физическое явление или закон, изобретение.

Например, проекты, НИР из практики последних лет одаренных детей: «Электричество – это интересно!» проект ученицы 10 класса; «Поверхностное натяжение жидкостей» научно-исследовательская работа ученицы 11 класса; «Эта удивительная вода» научно-исследовательская работа ученицы 9 класса; «Мир фотографии» проект ученика 11 класса; «Мосты города Заводоуковска» проект Ученицы 11 класса; «Неньютоновская жидкость» научно-исследовательская работа ученика 7 класса и ряд других работ и проектов.

Рис. 1. Исследовательская работа «Электричество - это интересно». НИР ученицы 10 класса.

Рис. 2. Исследование свойств неньютоновской жидкости. НИР ученика 7 «Б» класса.

Способствовать его развитию, применяя технологии проблемного обучения, методов проектов, исследовательских работ. Создавать образовательную среду, в которой учитель является «вектором», направляющим его к цели, координирующим его действия.

Для этого работа с таким ребенком должна быть построена, в соответствие с его потребностями и возможностями, по индивидуальному плану, через его собственную деятельность. За время работы с одаренными детьми, у меня есть хорошие примеры, когда учащиеся увлекались работой над темой, и это являлось решающим фактором в выборе сдачи предмета на ЕГЭ, и в выборе специальности в дальнейшем.

Работа по подготовке к олимпиадам разного уровня, так же позволяет ученику раскрыть свои способности нестандартного мышления, логического построения мыслительной деятельности, а также стимулирует к постоянному, поиску решения вопросов. Чем больше узнает – тем больше вопросов возникает.

Рис.3. Муниципальная олимпиада по физике 2018/2019 учебный год.

Эту работу можно организовывать через проблемные домашние задания, эксперименты, решение качественных задач, задач открытого типа, задач «Найди все, что можно», индивидуальные подобранные задания. И конечно разбор олимпиадного уровня задач прошлых лет, создавая проблемные ситуации соперничества между учащимися, и атмосферу конкуренции.

Эта деятельность одаренных учащихся хорошо получается при работе в сетевой группе, которая проводится у нас в школе уже не первый год. В эту группу входят учащиеся и из других школ города и района. Поэтому атмосфера соперничества присутствует на каждом практически занятии. Где учащиеся стараются показать свои знания, умения и способности при защите самостоятельно решенных задач, составлении задач открытого типа, да и олимпиадные задания – решение которых могут быть разными, но приводящие к правильному ответу.

Рис.4. Физический практикум в профильном классе.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности находят широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при изучении профильных дисциплин. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Интегрированные уроки «Природные источники энергии», «Расскажите о…», «Применение линейной и квадратичной функций при решении задач по физике», «Практическое применение логарифмической функции при решении задач на закон радиоактивного распада», «…химия и физика две таких науки, которые извне существовать друг без друга не могут» и другие способствуют выполнению одной из основных задач ФГОС – рассматривать явления в природе, с точки зрения предметов разного профиля. Где учащимся предоставляется возможность, показать свои знания и умения из разных областей науки. Это тоже является неотъемлемым фактом познавания природы не только с физической стороны, но и химической, биологической, географической, математической и т.д.

На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Это постоянная работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Мои учащиеся являются победителями и участниками олимпиад, конкурсов, поступают и учатся в высших учебных заведениях.