Как организовать проектную работу в инклюзивном классе/ группе

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Инклюзивное образование

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: проектная деятельность, ОВЗ, химия, инклюзивное образование


В настоящее время организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из актуальных проблем современного образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние самочувствия которых затрудняет изучению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа ребят с ограниченными возможностями здоровья весьма многообразна. Это характеризует в первую очередь то, что в нее входят дети с всевозможными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, наиболее главным в работе с такими детьми считается индивидуальный подход, который обязан предусматривать специфику психики и здоровья каждого ребёнка.

Педагогическая интеграция подразумевает совместную жизнь ребят с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся ровесников в стенах образовательного учреждения.

Классы интегрированного обучения объединяют разных детей, которые отличаются друг от друга по состоянию здоровья и развитию. Учителю такого класса важно обдумывать и воспринимать всех детей и учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребёнке необходимо, в первую очередь, видеть личность, которую возможно воспитать и развить в ней положительные человеческие качества. Главная задача уроков интегрированного обучения – создать такие условия, чтобы ребята имели возможность контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную работу, чтобы каждый обучающийся по мере собственных возможностей был включён в единый учебно-воспитательный процесс.

Формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья знаний, умений и навыков основывается на системно-деятельностном подходе, включающем в процесс корректировки современные образовательные технологии. Вследствие этого поиск и использование активных форм, способов и приёмов обучения считается одним из важных средств увеличения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Системно-деятельностный метод: методобучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В этой связи наибольшую актуальность при изучении многих предметов получает технология проектирования (метод проектов), тесно перекликающаяся с системно-деятельностным методом обучения и позволяющая эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, продуктивно общаться в различных коллективах.

У многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отмечается недостаточный уровень познавательной активности, неустойчивость внимания и восприятия; слабость запоминания; повышенная утомляемость; быстрая истощаемость центральной нервной системы; трудности аналитико-обобщающей мыслительной деятельности; незрелость мотивации к учебной деятельности; пониженный уровень работоспособности и самостоятельности.  

Для корректировки имеющихся недостатков у детей данной категории особую значимость имеет проектная деятельность, которая позволяет: овладевать организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели;

  • активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер;
  • повышать личную уверенность каждого участника проектной деятельности, его самореализацию;
  • развивать осознание значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий;
  • возможность быстрой адаптации к новым видам деятельности в обществе, новом коллективе.

Различают несколько видов проектов:

Игровые в нем дети играют конкретных персонажей. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения.

Исследовательские в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.

Практические в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или используются, например, в оформлении группы.

Творческие, результат, которого – спектакль, сказка, постановка.

На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.

 Создание проекта – это процесс трудоёмкий и длительный. Безусловно, в такой деятельности дети вообще, а дети с ограниченными возможностями здоровья в особенности, сталкиваются с такими трудностями, как низкий уровень самостоятельного мышления, включение всех участников образовательного процесса в работу над проектом. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако этот метод органично сочетается и с групповым подходом в обучении, поэтому проектная деятельность учащихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность).

Работа по внедрению метода проектов начинается с простого ознакомления учащихся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Основные требования таковы:

  • в проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема;
  • в процессе работы над проектом проводится исследование, используются исследовательские методы;
  • исследование, как и весь проект, выполняется самостоятельно учащимися;
  • учитель не вмешивается в работу над проектом, он выступает в роли консультанта;
  • содержательная часть проекта структурирована;
  • результаты выполненного проекта должны иметь практическую значимость;
  • результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены;
  • если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах;
  • по окончании работы над проектом на этапе рефлексии необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты.

Учащиеся перед началом работы над проектом получают инструкции: требования к проектам; методические рекомендации по подготовке проекта; памятки «Как оформить результаты проекта», «Как подготовить защиту, презентацию проекта», «Критерии оценивания проекта».

Сначала происходит знакомство ребят с проектами прошлых лет, показываю презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать учащихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. При составлении списка примерных тем проектов учитываются основные аспекты гуманитаризации школьного курса химии: историко-методологический, искусствоведческий, филологический, экологический, прикладной и региональный.

Историко-методологический аспект

Возможные направления раскрытия историко-методологического аспекта в проектах: история развития и становления химии как науки; история развития вещества как части природы; жизнь и деятельность ученых-химиков; история химического производства.

Такие проекты расширяют кругозор учащихся, устанавливают межпредметные связи, позволяют воссоздать сложную эволюцию научных знаний, показать роль научного предвидения. Учащиеся при выполнении проектов могут «повторить» открытие ученого, проверить некоторые экспериментальные данные, полученные химиками в прошлом. Такой исторический подход к химическому эксперименту позволяет моделировать или реконструировать прошлое, становиться как бы участником процесса открытия.

Искусствоведческий аспект содержания курса химии позволяет раскрыть роль химии в становлении и развитии художественной культуры, в частности, живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Работая над проектами такого содержания, учащиеся знакомятся с приемами обработки природных материалов, с созданием керамики, стекла, сплавов, лаков, красок и других искусственных материалов, из которых делают не только бытовые предметы и орудия труда, но и великолепные вещи, украшающие жизнь людей.

Филологический аспект содержания курса касается межпредметных связей учебного материала по химии с русским языком, литературой. При организации работы над проектами по химии мы советуем учащимся обращаться к различным словарям. Зная происхождение слова, школьник не только верно напишет термин, но и глубже поймет его смысл. Богатейшими возможностями располагает художественная литература для эмоционального и интересного обучения химии.
Проекты могут быть основаны на исследовании отрывков и цитат из различных литературных источников, на нахождении неверных описаний химических явлений, ошибок в названиях веществ, неправильных трактовок свойств веществ.

Экологический аспект

Курс химии дает возможность в проектах экологического содержания:

  • раскрыть особую роль химической науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившемся представлении о «виновности» химии в сложившейся экологической ситуации;
  • привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды;
  • воспитать у учащихся чувство личной ответственности за ее сохранение.

Работая над такими проектами, школьники приобретают практические умения и навыки, позволяющие им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы.

Прикладной аспект содержания химического образования школьников позволяет расширить научно-технический кругозор учащихся, способствовать становлению их мировоззрения, формировать грамотное поведение в быту, природе, на производстве.

Проекты прикладного характера можно отнести к одному из направлений: энергетика и химические производства; использование продуктов химической промышленности; химия в быту; химия и пища; химия и организм человека.

Региональный аспект

В процессе обучения химии следует использовать местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов ориентируем учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своего образовательного учреждения.

Проекты в системе уроков химии

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимую каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира?

Учить химии только традиционными методами невозможно, т.е. формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания.

Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Для реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика.

Для реализации метода проектов в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии. Можно использовать проектную деятельность при изучении, таких тем как:

  • 8 класс – химические элементы, шеренга великих химиков, классификация химических реакций, признаки химических реакций;
  • 9 класс – металлы и неметаллы, химическое производство азотной и серной кислот, органические вещества;
  • 10 класс – классы органических веществ, нефтяная промышленность;
  • 11 класс – строение вещества, химические реакции, химия в жизни общества.

При выборе темы проекта и постановке задания необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Более сильным ученикам предлагается больше различных идей, и они пишут сложные долгосрочные исследовательские проекты. Детям с ОВЗ требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети пишут несложные краткосрочные проекты. У каждого обучающегося свой запланированный конечный результат. Важно, чтобы каждый обучающийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем, кроме того проект должен иметь практическое применение.

Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проектов с учебными темами (на уроке); использование проектной деятельности во внеклассной работе (во внеурочной деятельности).

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Оптимально использовать такие уроки 1–2 раза в год по какой-то определенной теме. Учащиеся, готовя материал для проекта, проводят эксперименты во внеурочное время, а защиту проектов проводят на уроках обобщения и систематизации знаний или изучения нового материала. Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися. Для проектной деятельности на уроках химии мы используем следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, монопредметные, краткосрочные, информационные, исследовательские.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.  

Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

Проекты во внеурочной деятельности

Организация работы над проектами возможна в рамках факультативных курсов, кружков, элективных курсов, во внеклассной работе по химии.

Требования к таким проектам остаются прежними, однако расширяются познавательные возможности, увеличивается время их выполнения, может изменяться возрастной состав участников.

Во внеурочной деятельности учащиеся выполняют проекты следующих видов: индивидуальные и групповые, межпредметные, среднесрочные и долгосрочные, информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные), ролевые.  

На различных этапах организации проектной деятельности обучающихся с ОВЗ планируется достижение конкретных целей:

Развитие внимания возможно на начальном этапе проектной деятельности. С целью развития внимания использую мотивационный приём: постановка цели, показ практической значимости результатов труда. Необходимо заинтересовать детей, сосредоточить их внимание на том, что они делают, для чего они это делают. Например, изучение качества пищи и сроков хранения пищевых продуктов; состава декоративной косметики по этикеткам; домашней аптечки и ее состава; диеты и ее влияние на организм; видов синтетических моющих средств; пятновыводителей и удаление пятен; жесткости воды и ее устранение; удаления накипи; выведения белковых, цветных пятен, пятен от чернил и ржавчины.

Развитие умения планировать работу также возможно, на начальном этапе проекта, планирование предстоящей работы является очень сложным для детей с ОВЗ. Поэтому при планировании работы по изучению, например синтетических моющих средств в доме, необходимо поставить вопрос: С чего начать работу? Зачем нужно это изучать? Необходимо подвести обучающихся к осознанию о целесообразности начать изучать виды моющих средств с изучения техники безопасности при обращении с ними.

Развитие восприятия возможно на основном этапе проектной деятельности. Одним из приёмов, активизирующих процесс восприятия, является сравнение, ученики устанавливают признаки различия и сходства, осуществляя, необходимую аналитическую деятельность, например: «классификация синтетических моющих средств», «Определение свойств различных видов синтетических моющих средств и воздействия их на кожу».

Развитие речи происходит на всех этапах проектной деятельности. В качестве стимуляции к повышению речевой активности, побуждаю учеников к самостоятельным высказываниям о предстоящей и проделанной работе; обсуждению работы; о постановке целей проекта; защите готового проекта.

Развитие навыков сотрудничества осуществляется при изготовлении проектов в группах на всех этапах проектной деятельности. Учащиеся в группе осваивают элементы организационной деятельности лидера, сотрудника, исполнителя, получая социальный опыт практической деятельности.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру в себя.

В качестве отчёта по проектной деятельности мы с выпускаем буклеты, газеты, журналы. Проекты можно представить в электронном виде в качестве презентаций, что способствует развитию ИКТ - компетенции обучающихся с ОВЗ.

Темы проектов обучающихся классов (Приложение 1)

Таким образом, целенаправленная работа по выполнению творческих проектов на уроках химии и во внеурочной деятельности, способствует развитию творческой активности детей с ОВЗ и позволяет корректировать имеющиеся у них отклонения в развитии, создавая условия для их социализации в обществе.  

В заключение хочется отметить, что в результате проектной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. Кроме того, дети учатся вести диалог, отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, влияет на умение общаться, выстраивать отношения с окружающими людьми и дает ребёнку с ОВЗ почувствовать себя успешным. Это очень важно для обеспечения успешной социализации детей.

Список литературы

  1. Бычков А.В., Метод проектов в современной школе. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  2. Выготский Л.С., История развития высших психических функций, Собрание сочинений, т. 3. —М.: Педагогика,1983.
  3. Гальперин П.Я., К учению об интериоризации. Вопросы психологии, 1966, № 6.
  4. Гузеев В.В., Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы. – 1995. - №6.
  5. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Справочное пособие. М.: Высшая школа, 1992.
  6. Работаем по ФГОС основного общего образования: Программы коррекционной работы / под ред. Е.Л.Черкасовой. – М.: Перспектива, 2015. – 88с.
  7. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / под ред. Е.Л.Черкасовой, Е.Н.Моргачёвой. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 144 с.
  8. Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение, 1993.