Методическая разработка «Методика проведения интегрированной лекции-визуализации «Технический марафон» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) (базовая подготовка)
АННОТАЦИЯ
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, основанных на компетентностном подходе, необходимо более широкое применение методов активного обучения.
В отличие от традиционной методики, методы активного обучения представляют собой совокупность педагогических действий и приемов, направленных на организацию учебного процесса и создающих условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Эти средства активизируют учебный процесс, повышая его интенсивность, обеспечивая многоканальную подачу информации и усиливая обратную связь. Всё это расширяет методические возможности преподавателя и позволяет экономить учебное время.
В данной методической разработке рассматривается один из методов активного обучения – интегрированная лекция-визуализация.
Основной целью методических рекомендаций является сжатое, структурированное изложение методики проведения лекционного занятия, выработки единых подходов организации учебного процесса.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения интегрированной лекции-визуализации. Также приведены вопросы и задания для каждого этапа лекции, рассмотрены дидактические условия, определяющие возможность внедрения в учебный процесс данной технологии при сохранении традиционных методов профессионального обучения.
1. Основные требования к интегрированной лекции-визуализации
Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и/или видеотехники). Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму. Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Чтение лекции-визуализации сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.
Структура лекции близка к традиционной и включает в себя вводную, основную и заключительную части. Особенностью лекции-визуализации является одновременная активизация у студентов трех видов памяти: слуховой, зрительной и двигательной, позволяющей им наиболее эффективно усваивать материал.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть, с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности обучающихся.
Самым распространённым и удобным средством наглядности можно считать мультимедийную презентацию. Для поддержания интерактивного режима презентация должна строиться проблемно, управлять ходом учебного процесса, носить исследовательский характер. Презентация не самоцель, а средство для повышения качества лекции и включения всех познавательных процессов слушателей. Интерактивность лекции достигается через обратное представление в презентации абстрактных понятий, создание различных видов учебной деятельности (проблемная ситуация, исследование, диалог, интеграция различных видов информации), централизацию управления процессом самостоятельного осмысления и получения обратной связи.
Интегрированная лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.
Таким образом, лекция-визуализация, одновременно активизирует у студентов три вида памяти: слуховую, зрительную и двигательную, что позволяет им наиболее эффективно усваивать материал.
2. Методика организации и проведения интегрированной лекции-визуализации
Особенность учебного процесса в технических колледжах состоит в изучении широкого диапазона учебных дисциплин, начиная общеобразовательными и заканчивая специальными профессионально-техническими.
Основным элементом для осуществления в образовательной практике различных уровней интеграции является методически грамотно проведённый интегрированный урок.
Интегрированный урок – особый вид занятия, на котором обозначенная тема рассматривается средствами двух или нескольких дисциплин, осуществляется синтез и систематизация знаний, умений, что обеспечивает формирование у обучающихся целостной картины мира, способствует освоению ими соответствующих компетенций.
Точки соприкосновения своих интересов мы нашли в дисциплинах «Техническая механика», «Инженерная графика» и «Материаловедение». При этом была выделена ведущая дисциплина - «Техническая механика». Вспомогательные дисциплины способствовали углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Подготовка интегрированного занятия начинается с анализа и сопоставления программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин с целью выделения тем, близких по содержанию.
Интегрированный урок наиболее эффективен при изучении нового материала. Далее на последующих занятиях по каждой дисциплине будет проведена углубленная проработка содержания учебного материала.
При выборе темы интегрированного урока была найдена общая системообразующая идея – различия между валами и осями. Вокруг неё собирался и приводился в новую систему учебный материал.
Основные цели занятия:
- сформировать представления о валах и осях, уяснить разницу между ними;
- получить представление о названиях и назначении элементов конструкции валов и осей;
- изучить марки применяемых материалов; причины выхода из строя и критерии работоспособности валов и осей;
- познакомиться с правилами выполнения рабочих чертежей валов в соответствии с нормативами и требованиями ЕСКД.
После того как были определены цели урока, интегрируемые блоки знаний, выделен системообразующий компонент, определена форма интегрирования, разрабатывается сценарий урока.
Данный урок был построен как серия модулей, комплексно объединяющих в себе интегрируемые знания, умения, навыки.
Вся структура занятия отражена в презентации. После представления темы, целей и задач занятия, реализовывается актуализация знания с помощью «Технического словарика». Студенты вспоминают основные определения и понятия, изученные ранее. А также отвечают на проблемные вопросы.
Второй этап марафона – исследование видеоряда и исключение изображения, которое является лишним. Основной этап занятия – «Узнай новое!». При изучении нового материала самостоятельно заполняется таблица «Отличия вала от оси».
На этом этапе используются видеофильмы о коленчатых, распределительных, гибких, карданных валах, детали и модели оборудования. Студенты, получившие опережающие задания, представляют свои презентации.
Вопрос «Конструктивные элементы валов» рассказывает преподаватель дисциплины «Инженерная графика». Далее идёт изложение нового материала преподавателем дисциплины «Материаловедение». Вопрос – «Материалы для изготовления валов и осей».
На заключительном этапе занятия проверяется правильность заполнения таблицы, часть студентов отвечает на вопросы теста, другая – выполняет чертёж вала в программе «Компас 3D».
Затем осуществляется рефлексия урока, подведение итогов, оценивание результатов деятельности обучающихся.
В целом структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:
- предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
- логической взаимообусловленностью материала интегрируемых дисциплин на каждом этапе урока;
- большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.
Самое важное место интегрированного урока – это организация взаимодействия нескольких преподавателей, последовательность, чередование, продолжительность их действий, согласованность содержания и методов преподнесения материала.
Большую эффективность даёт использование на интегрированном уроке различных заданий, особенность которых заключается в синтезе знаний и умений из различных дисциплин. Выполнение обучающимися таких заданий позволяет преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, систематизировать изученный материал.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что для эффективного проведения интегрированных уроков необходимы следующие условия:
- психологическая совместимость преподавателей, работающих на уроке;
- четкое определение содержания, системообразующего компонента интеграции, заданий, требующих реализации межпредметных связей;
- наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого преподавателя в едином методическом пространстве;
- активизация учебно-познавательной, умственной деятельности обучающихся на всех этапах урока, использование методов проблемного обучения;
- наличие интегрированных заданий, требующих обобщения, осмысления знаний, способов действий, развивающих практические умения и навыки;
- высокий уровень профессионализма преподавателей, обеспечивающий творческое сотрудничество преподавателей и обучающихся при подготовке и проведении урока.
3. Анализ эффективности интегрированной лекции-визуализации
В организации образовательного процесса интегрированные уроки имеют значительные преимущества:
- интеграция содержания учебных дисциплин значительно сокращает время на их освоение и обеспечивает разностороннее и целостное восприятие предметов или явлений;
- интегрированные уроки способствуют информационному обогащению содержания обучения за счет включения интересного взаимодополняемого материала;
- повышается уровень знаний по дисциплине, который проявляется в их системности, глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции; умения становятся более обобщенными, способствующими комплексному применению знаний;
- формируются умения самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, комбинировать известные способы деятельности и новые;
- развиваются общие компетенции, универсальные учебные действия, навыки самообразования;
- повышается мотивация обучающихся к изучению дисциплин, наблюдается рост познавательного интереса обучающихся, который проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
- интеграция способствует снятию напряжения, утомляемости, поддерживает положительный эмоциональный настрой за счет переключения на разнообразные виды деятельности, обеспечивающие решение комплексных (системных, взаимосвязанных) задач;
- проведение интегрированных уроков дает большие возможности для самореализации, самовыражения, творчества преподавателей, что способствует развитию их интереса и мотивации к работе;
- подготовка и проведение интегрированных, уроков развивает сотрудничество педагогов, способствует сплочению педагогического коллектива.
Разработка и проведение интегрированных уроков является актуальным и перспективным направлением в организации образовательного процесса по подготовке квалифицированных специалистов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г.Мухина. – Н. Новгород, 2013. – С. 33.
2. Интерактивные формы проведения учебных занятий: Памятка разработчикам стандартов учебных дисциплин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bti.secna.ru/teacher/umk/doc/Pamyatka_interaktivnye_formy-1.doc
3. Сорокина Е.И. Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий / Е.И.Сорокина, Л.Н.Маковкина / М.О.Колобова // Теория и практика образования в современном мире: Материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). – СПб.: Реноме, 2013. – С. 167–169.
4. Рюмина Ю.Н. Интерактивная лекция как форма обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров / Ю.Н.Рюмина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/20.pdf