Урок математики во 2-м классе. Тема: «Периметр многоугольника». УМК «Школа России»

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: ФГОС, УМК «Школа России», периметр, многоугольники


Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).

Вид урока: урок-игра.

Цель: создать условия для формирования представления о периметре многоугольника, умение его вычислять.

Задачи:

  • совершенствовать вычислительные умения;
  • формировать метапредметные умения (формулировать или принимать цель, выделять проблему,  планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации,  излагать своё мнение, выражать свои мысли)
  • создать условия для развития универсальных учебных действий:
    • Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.:
    • Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
    • Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
    • Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах.
  • развития мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы),
  • способствовать развитию математической речи и интереса к математике как учебному предмету.

Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать, что такое периметр многоугольника и как его находить, расширение знаний о геометрическом материале, повышение активности уч-ся на уроке, улучшение результатов обучения, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, обогащение словарного слова.

Методы работы: частично-поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Педагогические технологии:

  • системно-деятельностный подход;
  • личностно-ориентированного обучения;
  • словесной продуктивной и творческой деятельности;
  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
  • здоровьесберегающие.

План урока:

1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение к деятельности). – 2 мин
2. Актуализация знаний. - 7 мин
3. Постановка учебной задачи (проблема). - 3 мин.
4. «Открытие» нового знания. (Построение проекта выхода из затруднения). - 7-8 мин
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи. 4 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. -7 мин.
9. Рефлексия деятельности. Итог. Д.задание. Оценивание. - 3 мин.

Оборудование:

  • Для учителя: учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2018; набор карточек с геометрическими фигурами для демонстрации, карточки для индивидуальной работы учащихся, картинки с изображением птиц, кормушек.
  • Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, линейка, циркуль, карандаш, карточки для работы в группе, алгоритм нахождения периметра (карточка), проволока, «светофоры», птички для рефлексии (три цвета: зелёный, жёлтый, красный).

Ход урока

1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности

- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь, посмотрите, улыбнитесь.

- Повернитесь ко мне. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке математике и скажите: У меня всё получится! Садитесь!

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (ученик, прежде всего должен быть внимателен; также он должен быть терпелив и ответственен, чтобы в итоге получил именно тот результат, который нужен)

2. Актуализация знаний

- Математика – наука точная, и нужно всегда помнить её правила.

Не зря говорила Софья Ковалевская: «Среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика».

- Мы сегодня продолжим путешествовать в царство математики. В этом царстве нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. И так, в путь!

- На раз – проверим стулья;
- На два – проверим спинка;
- На три откроем и положим правильно тетрадку;
- На четыре – покажем ручку.

- Запишем в тетради число: «25 октября», «Классная работа».

- А путешествовать и открывать новые знания мы будем не одни.

- Отгадайте загадку:

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)

- К нам прилетела сорока и задание прихватила.

- Рассмотрите фигуры. На какие группы мы их распределим? (ломаные и многоугольники; замкнутые и незамкнутые ломаные)

- Почему так они названы: ломаная? многоугольник? (ответы ребят)

- Задание: Нужно узнать длину ломаной. У вас на столе карточки с изображением ломаной.

- Как вы узнаете длину ломаной? Какими способами это можно сделать? (При помощи циркуля или линейки)

- Выполните эту работу самостоятельно и запишите решение в тетради.

- Проверка. Сверьте свою запись с записью на доске. 4 + 5 + 7 = 16 (см)

- Покажите сигналы руками, у кого также?

- Давайте подведём итог тому, чему мы уже научились? (мы умеем находить длину ломаной линии разными способами). С заданием мы справились.

3. Постановка учебной задачи

- Отгадайте загадку:

Кто присел на толстый сук
и стучит: тук-тук, тук-тук! (Дятел)

- Дятел прилетел к нам в гости с заданием:

У меня в руках фигура. (показ треугольника из проволоки)

- Что это за фигура? (ответы детей)

- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия.  Как можно ещё назвать эту фигуру?

- Итак, перед нами многоугольник или треугольник.

- Можно ли вычислить длину сторон этого треугольника? (ответы детей)

- Как это мы сделаем? (можно так же, как и находили длину ломаной: при помощи циркуля и линейки или при помощи линейки, измерением сторон)

4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

- Мы сейчас с вами будем работать группами. Для каждой группы дана инструкция по выполнению задания. Развернитесь, прочитайте инструкцию.

- Распределите в группе обязанности: кто из вас будет измерять фигуру, кто выполнять запись решения, кто предоставит решение, вывесив его на доску. (самостоятельная работа в группах: измерение фигур, сделанных из проволоки и запись решений на карточке)

- Рассмотрите записи каждой группы.

  • 1 группа: 4 + 5 + 3 + 7 = 20 см
  • 2 группа: 6 + 4 + 2 + 8 = 20 см
  • 3 группа: 7 + 5 + 8 = 20 см
  • 4 группа: 5 + 5 + 2 + 8 = 20 см
  • 5 группа: 5 + 5 + 5 + 5 = 20 см
  • 6 группа: 8 + 7 + 5 = 20 см

- Что вы заметили? (значения одинаковые, а выражения разные)

- Почему так получилось? Докажите. (были во всех группах разные фигуры: треугольники, четырёхугольники, стороны их имели разные размеры, но в сумме они составили число 20)

- Что мы с вами определяли? (длину замкнутой ломаной линии или длину многоугольника)

- Оцените свою работу при помощи рук: кто сумел выполнить работу без затруднений – …, ещё затрудняется – …, не получается ничего – …?

- Задание дятла выполнено.

5. Физминутка

6. Реализация построенного проекта

- Отгадайте загадку:

На лету поймает мушку, не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка? Желтогрудая … (Синичка)

- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Определение длины многоугольника)

- Какую поставим перед собой цель… (научиться определять длину сторон многоугольника)

- Давайте откроем учебник на стр. 42.

- Прочитаем тему урока и цели нашего урока. Совпали наши предположения?

- Уточним: что же узнавали, когда работали в группах?

- Мы нашли сумму длин сторон многоугольника. В математике научно это называется периметр. (открываю на доске)

- Может, кто-то из вас ранее слышал это слово?! От кого? (ответы детей)

Слово - периметр имеет две части: «пире» и «метрос». «Пире» - египетское слово, которое обозначает «ходить», «Метрос» - имеет греческое происхождение и означает «мерить», «проводить измерения». Таким образом. Слово «периметр», скорее всего, означает «измерение ходьбой», т.е. измерять длину границы участка земли.

- Так что мы будем находить? (Периметр – сумму длин сторон многоугольника)

- Перед вами три фигуры. Как их назовём? (замкнутые ломаные, многоугольники, треугольник и четырёхугольники)

- Какая фигура здесь лишняя? (треугольник)

- Почему так думаете? Докажите. (у него 3 вершины, 3 угла и 3 стороны, а у остальных фигур их по 4)

- Мы вместе с вами вычислим периметр этого треугольника и научимся правильно оформлять запись решения в тетради. Отступите вниз одну клетку:

- Как найти периметр треугольника? (нужно измерить его стороны)

- Выполните необходимые измерения. Чему равна длина каждой стороны треугольника?

1 ст. = 3 см;
2 ст. = 4 см;
3 ст. = 3 см

- Как запишем решение этой задачи?

3 + 4 + 3 = 10 см

Ответ: 10 см. периметр. (показ учителем)

- Кто уже понял, как находить периметр многоугольника? (сигналы руками)

- Кто ещё затрудняется?

- Не огорчайтесь, мы все научимся определять сумму длин сторон многоугольника.

- А что значит: сумма длин сторон многоугольника? (это периметр)

- Мы выполнили задание синицы, она улетела в лес.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Новая загадка:

Чик-чирик! К зёрнышкам – прыг!
Клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)

- Воробей предложил продолжить работу по нахождению периметра:

- Сейчас вы будете работать по вариантам.

  • Ребята 1 варианта – найдут периметр фигуры № 1
  • Ребята 2 варианта – найдут периметр фигуры № 3

- Чтобы вычислить периметр фигуры, составим план своих действий:

- Что необходимо сделать нам сначала? (выполнить измерения)

- Записываем значение сторон, вычисляем периметр фигур.

- Запись решения оформите в тетради, отступив вниз 1 клетку от предыдущей записи:

  • 1 в: (4 + 1 + 4 + 3 = 12 см)
  • 2 в: (2 + 5 + 5 + 3 = 15 см)

- Прочитайте свои записи в тетрадях. Сверьте их с записями на доске.

- Оцените свою работу (руки)

Вывод: - Что вы нового узнавали? Что такое периметр многоугольника? Прочитаем запись в учебнике.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Отгадаем загадку:

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

- Снегирь предложил записать в тетради слово: «Задача».

- Вы будете работать в парах.

- Прочитайте и самостоятельно решите задачу № 2 на стр. 42.

Решение:

8 + 3 + 6 = 17 см.

Ответ: 17 см. периметр.

3 + 8 + 6 = 17 см.

6 + 3 + 8 = 17 см…

- Проверим, как справились с заданием: прочитайте ваши решения.

- О каком свойстве мы сейчас вспомнили? (переместительное – от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

9. Итог урока

- Чему мы учились с вами на уроке?

- Мы справились с поставленной задачей?

- Ребята для чего нам в жизни необходимо умение вычислять периметр? (Это пригодится в дальнейшей жизни. Нужен периметр, чтоб посчитать, к примеру, сколько метров забора купить, чтоб огородить участок, измерить участок садовый, кусок ткани ит.д.)

- Кто знает, людям каких профессий необходимо знание о нахождении периметра? (агрономам, швее, садоводу, строителю…)

- Мы с вами убедились, что знание о периметре необходимо нам в повседневной жизни. Поскольку мы находим периметр многоугольников разной величины, то и измеряется периметр в разных единицах измерения.

- Какие вы уже знаете? (мм, см, дм, м)

Продолжите фразы:

- Сегодня на уроке я узнал…

- Мне понравилось….

- Я научился…

- Мои знания мне пригодятся…

Ответы детей.

- Со всеми заданиями снегиря справились.

10. Домашнее задание. Рефлексия

- А у нас новый гость.

Загадка:

Единственная птица, которая умеет передвигаться
по стволу дерева вниз головой. (Поползень)

- Вы уходите на осенние каникулы, поэтому не ленитесь и повторяйте табличное сложение и вычитание в пределах 20.

- Приближается зима, птицам становится голодно. Поэтому мы должны позаботиться о них.

- Что для этого нужно сделать? (сделать кормушки и подкармливать птиц зимой)

- Послушайте стихотворение, которое прочитает Ксюша.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

- Перед вами кормушки: зелёного, жёлтого и красного цвета. У каждого на столе по три птички таких же цветов.

- Если вы довольны уроком, он вам понравился, вы достигли поставленной цели и научились определять периметр многоугольника, то посадите зелёную птичку на зелёную кормушку.

- Если у вас были затруднения, вы ошибались в достижении поставленной цели, то возьмите жёлтую птичку и прикрепите к зелёной кормушке.

- Если ничего ещё не получается, урок не понравился – красную птичку отправьте на красную кормушку.

- А я вашей работой довольна. Если же что-то не получилось, не стоит огорчаться, это наш первый урок по данной теме, мы продолжим работу по определению периметра у многоугольников. А пока…

- Урок окончен. Скажем «До свидания!» гостям и выйдем из класса.