Тип урока: Урок «открытия» нового знания (урок изучения нового материала).
Вид урока: урок-игра.
Цель: создать условия для формирования представления о периметре многоугольника, умение его вычислять.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные умения;
- формировать метапредметные умения (формулировать или принимать цель, выделять проблему, планировать свои действия, контролировать и оценивать результат своей работы, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, излагать своё мнение, выражать свои мысли)
- создать условия для развития универсальных учебных действий:
- Личностных – развитие познавательных интересов, учебной мотивации, толерантности отношений; умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.:
- Познавательных – умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- Регулятивных – умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативных – умение оформлять свои мысли в устной форме; умение выслушивать разные точи зрения и приходить к единому мнению, учиться работать в группе и в парах.
- развития мышления учащихся (умения анализировать, делать выводы),
- способствовать развитию математической речи и интереса к математике как учебному предмету.
Здоровьесберегающие: сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности, создание комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать, что такое периметр многоугольника и как его находить, расширение знаний о геометрическом материале, повышение активности уч-ся на уроке, улучшение результатов обучения, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, обогащение словарного слова.
Методы работы: частично-поисковый, практический, наглядный, моделирования, проблемный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.
Педагогические технологии:
- системно-деятельностный подход;
- личностно-ориентированного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- здоровьесберегающие.
План урока:
1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности (самоопределение к деятельности). – 2 мин
2. Актуализация знаний. - 7 мин
3. Постановка учебной задачи (проблема). - 3 мин.
4. «Открытие» нового знания. (Построение проекта выхода из затруднения). - 7-8 мин
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление во внешней речи. 4 мин.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 4-5 мин.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. -7 мин.
9. Рефлексия деятельности. Итог. Д.задание. Оценивание. - 3 мин.
Оборудование:
- Для учителя: учебник Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика для 2 класса четырёхлетней начальной школы. М.: Просвещение, 2018; набор карточек с геометрическими фигурами для демонстрации, карточки для индивидуальной работы учащихся, картинки с изображением птиц, кормушек.
- Для учеников: учебник, рабочая тетрадь, линейка, циркуль, карандаш, карточки для работы в группе, алгоритм нахождения периметра (карточка), проволока, «светофоры», птички для рефлексии (три цвета: зелёный, жёлтый, красный).
Ход урока
1. Психологический настрой. Мотивирование к учебной деятельности
- Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, повернитесь, посмотрите, улыбнитесь.
- Повернитесь ко мне. Посмотрите друг другу в глаза. Улыбнитесь, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке математике и скажите: У меня всё получится! Садитесь!
- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (ученик, прежде всего должен быть внимателен; также он должен быть терпелив и ответственен, чтобы в итоге получил именно тот результат, который нужен)
2. Актуализация знаний
- Математика – наука точная, и нужно всегда помнить её правила.
Не зря говорила Софья Ковалевская: «Среди всех наук, открывавших человечеству путь к познанию законов природы, самая могущественная и самая важная наука – математика».
- Мы сегодня продолжим путешествовать в царство математики. В этом царстве нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. И так, в путь!
- На раз – проверим стулья;
- На два – проверим спинка;
- На три откроем и положим правильно тетрадку;
- На четыре – покажем ручку.
- Запишем в тетради число: «25 октября», «Классная работа».
- А путешествовать и открывать новые знания мы будем не одни.
- Отгадайте загадку:
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
- К нам прилетела сорока и задание прихватила.
- Рассмотрите фигуры. На какие группы мы их распределим? (ломаные и многоугольники; замкнутые и незамкнутые ломаные)
- Почему так они названы: ломаная? многоугольник? (ответы ребят)
- Задание: Нужно узнать длину ломаной. У вас на столе карточки с изображением ломаной.
- Как вы узнаете длину ломаной? Какими способами это можно сделать? (При помощи циркуля или линейки)
- Выполните эту работу самостоятельно и запишите решение в тетради.
- Проверка. Сверьте свою запись с записью на доске. 4 + 5 + 7 = 16 (см)
- Покажите сигналы руками, у кого также?
- Давайте подведём итог тому, чему мы уже научились? (мы умеем находить длину ломаной линии разными способами). С заданием мы справились.
3. Постановка учебной задачи
- Отгадайте загадку:
Кто присел на толстый сук
и стучит: тук-тук, тук-тук! (Дятел)
- Дятел прилетел к нам в гости с заданием:
У меня в руках фигура. (показ треугольника из проволоки)
- Что это за фигура? (ответы детей)
- У нас две версии: первая – фигура имеет форму треугольника, вторая – это замкнутая ломаная линия. Как можно ещё назвать эту фигуру?
- Итак, перед нами многоугольник или треугольник.
- Можно ли вычислить длину сторон этого треугольника? (ответы детей)
- Как это мы сделаем? (можно так же, как и находили длину ломаной: при помощи циркуля и линейки или при помощи линейки, измерением сторон)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
- Мы сейчас с вами будем работать группами. Для каждой группы дана инструкция по выполнению задания. Развернитесь, прочитайте инструкцию.
- Распределите в группе обязанности: кто из вас будет измерять фигуру, кто выполнять запись решения, кто предоставит решение, вывесив его на доску. (самостоятельная работа в группах: измерение фигур, сделанных из проволоки и запись решений на карточке)
- Рассмотрите записи каждой группы.
- 1 группа: 4 + 5 + 3 + 7 = 20 см
- 2 группа: 6 + 4 + 2 + 8 = 20 см
- 3 группа: 7 + 5 + 8 = 20 см
- 4 группа: 5 + 5 + 2 + 8 = 20 см
- 5 группа: 5 + 5 + 5 + 5 = 20 см
- 6 группа: 8 + 7 + 5 = 20 см
- Что вы заметили? (значения одинаковые, а выражения разные)
- Почему так получилось? Докажите. (были во всех группах разные фигуры: треугольники, четырёхугольники, стороны их имели разные размеры, но в сумме они составили число 20)
- Что мы с вами определяли? (длину замкнутой ломаной линии или длину многоугольника)
- Оцените свою работу при помощи рук: кто сумел выполнить работу без затруднений – …, ещё затрудняется – …, не получается ничего – …?
- Задание дятла выполнено.
5. Физминутка
6. Реализация построенного проекта
- Отгадайте загадку:
На лету поймает мушку, не боится есть с кормушки.
Угадайте, что за птичка? Желтогрудая … (Синичка)
- Давайте сформулируем тему нашего урока. (Определение длины многоугольника)
- Какую поставим перед собой цель… (научиться определять длину сторон многоугольника)
- Давайте откроем учебник на стр. 42.
- Прочитаем тему урока и цели нашего урока. Совпали наши предположения?
- Уточним: что же узнавали, когда работали в группах?
- Мы нашли сумму длин сторон многоугольника. В математике научно это называется периметр. (открываю на доске)
- Может, кто-то из вас ранее слышал это слово?! От кого? (ответы детей)
Слово - периметр имеет две части: «пире» и «метрос». «Пире» - египетское слово, которое обозначает «ходить», «Метрос» - имеет греческое происхождение и означает «мерить», «проводить измерения». Таким образом. Слово «периметр», скорее всего, означает «измерение ходьбой», т.е. измерять длину границы участка земли.
- Так что мы будем находить? (Периметр – сумму длин сторон многоугольника)
- Перед вами три фигуры. Как их назовём? (замкнутые ломаные, многоугольники, треугольник и четырёхугольники)
- Какая фигура здесь лишняя? (треугольник)
- Почему так думаете? Докажите. (у него 3 вершины, 3 угла и 3 стороны, а у остальных фигур их по 4)
- Мы вместе с вами вычислим периметр этого треугольника и научимся правильно оформлять запись решения в тетради. Отступите вниз одну клетку:
- Как найти периметр треугольника? (нужно измерить его стороны)
- Выполните необходимые измерения. Чему равна длина каждой стороны треугольника?
1 ст. = 3 см;
2 ст. = 4 см;
3 ст. = 3 см
- Как запишем решение этой задачи?
3 + 4 + 3 = 10 см
Ответ: 10 см. периметр. (показ учителем)
- Кто уже понял, как находить периметр многоугольника? (сигналы руками)
- Кто ещё затрудняется?
- Не огорчайтесь, мы все научимся определять сумму длин сторон многоугольника.
- А что значит: сумма длин сторон многоугольника? (это периметр)
- Мы выполнили задание синицы, она улетела в лес.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Новая загадка:
Чик-чирик! К зёрнышкам – прыг!
Клюй, не робей! Кто же это? (Воробей)
- Воробей предложил продолжить работу по нахождению периметра:
- Сейчас вы будете работать по вариантам.
- Ребята 1 варианта – найдут периметр фигуры № 1
- Ребята 2 варианта – найдут периметр фигуры № 3
- Чтобы вычислить периметр фигуры, составим план своих действий:
- Что необходимо сделать нам сначала? (выполнить измерения)
- Записываем значение сторон, вычисляем периметр фигур.
- Запись решения оформите в тетради, отступив вниз 1 клетку от предыдущей записи:
- 1 в: (4 + 1 + 4 + 3 = 12 см)
- 2 в: (2 + 5 + 5 + 3 = 15 см)
- Прочитайте свои записи в тетрадях. Сверьте их с записями на доске.
- Оцените свою работу (руки)
Вывод: - Что вы нового узнавали? Что такое периметр многоугольника? Прочитаем запись в учебнике.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение
- Отгадаем загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
- Снегирь предложил записать в тетради слово: «Задача».
- Вы будете работать в парах.
- Прочитайте и самостоятельно решите задачу № 2 на стр. 42.
Решение:
8 + 3 + 6 = 17 см.
Ответ: 17 см. периметр.
3 + 8 + 6 = 17 см.
6 + 3 + 8 = 17 см…
- Проверим, как справились с заданием: прочитайте ваши решения.
- О каком свойстве мы сейчас вспомнили? (переместительное – от перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)
9. Итог урока
- Чему мы учились с вами на уроке?
- Мы справились с поставленной задачей?
- Ребята для чего нам в жизни необходимо умение вычислять периметр? (Это пригодится в дальнейшей жизни. Нужен периметр, чтоб посчитать, к примеру, сколько метров забора купить, чтоб огородить участок, измерить участок садовый, кусок ткани ит.д.)
- Кто знает, людям каких профессий необходимо знание о нахождении периметра? (агрономам, швее, садоводу, строителю…)
- Мы с вами убедились, что знание о периметре необходимо нам в повседневной жизни. Поскольку мы находим периметр многоугольников разной величины, то и измеряется периметр в разных единицах измерения.
- Какие вы уже знаете? (мм, см, дм, м)
Продолжите фразы:
- Сегодня на уроке я узнал…
- Мне понравилось….
- Я научился…
- Мои знания мне пригодятся…
Ответы детей.
- Со всеми заданиями снегиря справились.
10. Домашнее задание. Рефлексия
- А у нас новый гость.
Загадка:
Единственная птица, которая умеет передвигаться
по стволу дерева вниз головой. (Поползень)
- Вы уходите на осенние каникулы, поэтому не ленитесь и повторяйте табличное сложение и вычитание в пределах 20.
- Приближается зима, птицам становится голодно. Поэтому мы должны позаботиться о них.
- Что для этого нужно сделать? (сделать кормушки и подкармливать птиц зимой)
- Послушайте стихотворение, которое прочитает Ксюша.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
- Перед вами кормушки: зелёного, жёлтого и красного цвета. У каждого на столе по три птички таких же цветов.
- Если вы довольны уроком, он вам понравился, вы достигли поставленной цели и научились определять периметр многоугольника, то посадите зелёную птичку на зелёную кормушку.
- Если у вас были затруднения, вы ошибались в достижении поставленной цели, то возьмите жёлтую птичку и прикрепите к зелёной кормушке.
- Если ничего ещё не получается, урок не понравился – красную птичку отправьте на красную кормушку.
- А я вашей работой довольна. Если же что-то не получилось, не стоит огорчаться, это наш первый урок по данной теме, мы продолжим работу по определению периметра у многоугольников. А пока…
- Урок окончен. Скажем «До свидания!» гостям и выйдем из класса.