Коррекционная практика в ДОО показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной алалией, заиканием. Среди воспитанников с проблемами в речевом и психическом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, другими словами, проблемы в развитии всей интеллектуальной сферы ребенка.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. [4]
Одной из основных задач дошкольного образования в условиях его модернизации, с утверждением Федерального государственного образовательного стандарта ДО, становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. [11]
В этой связи актуальным становится вопрос о внедрении в практику педагогов ДОО здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание проходят без ущерба их здоровью, а наоборот, способствуют его укреплению. [8]
Оздоровительные технологии, применяемые в образовательном процессе нашей ДОО, внедряются в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку. Включение в коррекционно- развивающую работу (к уже имеющимся технологиям сохранения и укрепления здоровья воспитанников) нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, ранее не применяемых в практике учителя-дефектолога, дает возможность компенсировать задержку психического и речевого развития, предупредить вторичные отклонения, тем самым обеспечить равные стартовые возможности при поступлении дошкольников в общеобразовательные учреждения. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Данные технологии не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности дошкольников-игры.
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной практике ДОО включены в адаптированную рабочую программу учителя-дефектолога, введены в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий и используются комплексно профильными специалистами. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработано перспективное планирование, методическое пособие, содержащее нетрадиционные здоровьесберегающие технологии по всем лексическим темам, картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов коррекционного воздействия, создан альбом с комплексом артикуляционной гимнастики с музыкальным сопровождением, подобраны консультации и стенды для родителей.
В практической деятельности применяются следующие здоровьесберегающие технологии.
Дыхательная гимнастика
Рис. 1. Артикуляционное упражнение «Изобрази героя»
Неотъемлемая часть оздоровительного режима - дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Существует несколько авторских методик по ее организации (Стрельниковой А.Н., Петрушина В.И., Лазарева М.Л., Бутейко К.П.). [8]
Рис. 2. Дыхательное упражнение "Подуй на перышко"
Нами выбраны из каждой методики наиболее приемлемые для работы элементы. Проводится дыхательная гимнастика ежедневно, во всех режимных моментах. Инструктаж по правильному её применению воспитатели получают от дефектолога в индивидуальном порядке. На каждое занятие включается несколько упражнений.
Положительный эффект оздоровления присутствует при совокупности дыхательной гимнастики с ароматерапией.
Ароматотерапия
Рис.3 Аромамедальон
Ароматерапия - это метод профилактики, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел, это прекрасный способ укрепить детский иммунитет.[3]
Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье. Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственным противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы. Данная здоровьесберегающая технология используется ежедневно с октября по апрель. В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, технология ароматерапии для дошкольников используется в минимальных дозировках. Масла наносятся в аромамедальоны по 1 капле.
Таким образом, использование эфирных масел в педагогической практике очень обосновано: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни детского сада технология ароматерапии позволяет организовать коррекционно-развивающую работу с большей пользой и дополнительно с оздоровительным эффектом.
Су-джок терапия
Одной из нетрадиционных коррекционных технологий является Су-джок терапия («Су»-кисть, «Джок»-стопа). В исследованиях южно-корейского профессора Пак Дже Ву, разработавшего Су-джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги с телом человека и т.д.). [8]
Наряду с пальчиковыми играми, штриховкой, рисованием, в коррекционных целях Су-джок терапия активизирует умственное и речевое развитие ребенка.
Рис. 4. Пальчиковая игра с эластичным кольцом
Достоинствами Су-джок терапии являются:
- высокая эффективность (при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность (неправильное применение не наносит вреда, а становится неэффективным);
- универсальность (Су-джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях);
- простота применения (Су-джок шарики свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат).
Рис. 5. Массаж ладоней массажным мячом
Таким образом, сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность логопедической коррекции в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Использование ипликатора Кузнецова, аппликатора Ляпко
Процесс коррекции звукопроизношения наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, ипликатора Кузнецова, который вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы.
Рис. 6. Массаж ладоней ипликатором Кузнецова
На коррекционных занятиях дефектолога ипликатор Кузнецова способствует развитию познавательной деятельности ребенка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение звуков с прижиманием на ипликаторе пальцев обеих рук.
Рис .7. Аппликатор Ляпко
Коврик, разработанный врачом рефлексотерапевтом Ляпко Н.Г., это эластичная резиновая пластина с укрепленными на ней иглами, состоящими из нужных организму металлов: железа, цинка, меди, серебра и никеля. [7] В работе дефектолога коврик используется как средство профилактики сохранения и укрепления здоровья, которое повышает общий жизненный тонус, работоспособность, нормализует настроение, сон и обмен веществ.
Ручной массаж кистей и пальцев рук различными предметами
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин рук. Эти участки соответствуют отделам головного мозга. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячи, грецкие орехи, колючие валики). Эта работа проводится перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Рис. 8. Оборудование уголка для массажа в группе
Игры с кинетическим песком
Кинетический песок – сыпучий материал, частички которого как бы прилипают друг к другу, поэтому работать с ним очень удобно и приятно. Это намного интереснее, чем играть с песком, пластилином. Используя кинетический песок в коррекционных целях, у детей развивается тактильная чувствительность, творческое воображение, повышается концентрация внимания.
Кинезиотерапия
Рис. 9. Сочетание кинезиологических и дыхательных упражнений
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Использование в коррекционной практике дефектолога кинезиологических упражнений способствует улучшению у детей с ЗПР памяти и внимания, облегчает процессы чтения и письма. У ребенка реализуется внутренняя потребность отражать речь в движении, дополнять эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом.[9]
В ходе работы по внедрению здоровьесберегающих технологий мы активно сотрудничаем с семьями воспитанников через формы работы:
- анкетирование, беседы с родителями о применении нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью интеллектуального развития ребенка;
- семинары-практикумы, выступления на родительских собраниях;
- совместное изготовление игровых пособий, оборудования для игр.
Имеющийся опыт нашего образовательного учреждения свидетельствует о том, что система методического обеспечения позволила достичь значимых результатов:
- значительно повысилась мотивация родителей к использованию инновационных подходов к здоровьесбережению воспитанников дома;
- увеличилось количество педагогов, имеющих достаточный уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды и проведении здоровьесберегающих мероприятий;
- появилась возможность обобщать и транслировать свой опыт на разных уровнях;
- усовершенствована предметно-развивающая среда.
Кроме того, комплексная, содержательная коррекционно-оздоровительная работа с применением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий эффективна и способствует:
- повышению индекса здоровья;
- повышению речевой активности воспитанников;
- совершенствованию общей и мелкой моторики;
Таким образом, использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в практике учителя-дефектолога способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует познавательные процессы, формирует личность ребенка в целом, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Список литературы
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Ахутина Т.В Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. - Школа здоровья, 2000.
- Браун Д. В. Ароматерапия / Перв. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
- Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" с.3, п.1.3.
- Маркова Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. - М., 2005.
- Ляпко Н.Г. Аппликаторы Ляпко. Методические рекомендации. – Донецк: ООО «Ляпко».
- Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су-Джок терапии: Серия книг по Су-Джок терапии. - Чжэ Ву Пак: Су-Джок Академия, 2009.
- Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. М.: АРКТИ, 2008.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.: Лань, 2002.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.,1995.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п.1.6, стр. 4.