Анализируя особенности смыслового чтения при преподавании дисциплины «Основы религии культур и светской этики» (ОРКСЭ), прежде всего представляется целесообразным обратиться к самому понятию о смысловом чтении как познавательном психическом процессе.
Так, традиционно в процессе чтения как довольно сложном акте выделяются две основные составляющие – техническая и составная компоненты, или части. Техническая часть процесса чтения отвечает в общем за воспроизведение звуковой составляющей материала, другими словами, перевод в речевую устную форму в процессе чтения. Смысловая сторона процесса чтения ответственна именно за семантику, т.е. понимание смысла, значения словосочетаний текста и всей информации в целом. Несомненно, что у детей, которые только лишь начинают читать, преобладающим в процессе чтения является именно техническая составляющая [3, с. 118].
В процессе своего развития и учебно-воспитательной работы у детей постепенно формируется и совершенствуется именно смысловая сторона, а техническая компонента является уже функционирующей на уровне автоматического действия, сформированного практического навыка.
На уроках по предмету «Основы религии культур и светской этики» важными критериями смыслового чтения выступают такие аспекты как скорость и правильность чтения у учащихся, уровень развития словаря и уровень мотивации к получению новых знаний. Также значимыми составляющими аспектами понимания информации, получаемой на уроках ОРКСЭ, при смысловом чтении являются такие психические процессы как восприятие, воссоздание, воспроизведение. Эти психические процессы формируют у учащихся уровни понимания при смысловом чтении; данные уровни в последующем представляются той основой, на которой и формируется уровень смысла как ключевое звено в смысловом восприятии прочитанной информации [1, с. 63].
Именно уровень смысла в процессе смыслового чтения отвечает за восприятие и понимание идеи и главной мысли при прочтении того или иного материала по курсу ОРКСЭ. Кроме этого, уровень смысла определяет формирование и совершенствование параметров понимания как отдельных смысловых операций психической деятельности, процессов мыслительной работы обучающихся. Такие параметры понимания детерминируют наличие в работе при смысловом чтении таких категорий как глубина, полнота, а также точность и продуктивность при восприятии текста [2, с. 77].
Таким образом, смысловое чтение невозможно обнаружить и развить без основы в виде познавательной активной работы самого ученика как субъекта образовательного процесса. Именно в процессе смыслового чтения в полной мере реализуется на прикладном уровне способность детей осуществлять активную познавательную деятельность на системной и регулярной основе.
На уроках ОРКСЭ с целью развития умений и навыков смыслового чтения можно использовать следующие приемы [2, с. 79]:
1) проблемно-поисковый метод;
2) дискуссия на заданную тему;
3) моделирование каких-либо проблемных ситуаций.
Заслуживает внимания тот факт, что именно в процессе смыслового чтения у учащихся формируются и развиваются процессы усвоения ценностно-смыслового формата изучаемого материала; иначе говоря, совершенствуются процессы аналитико-синтетической работы, идет комплексная интерпретация и наделение определенным смыслом нравственных категорий и правил поведения.
При усвоении смысловой составляющей прочитанного материала на уроках религии культуры и светской этики важное место занимает именно стратегиальный подход, который состоит в системном и регулярном выполнении определенных, намеченных ранее, задач и ориентиров по усвоению программных моментов. Ведь именно при смысловом чтении на практическом уровне важно добиться того, чтобы все учащиеся прежде всего понимали смысловое наполнение содержания информации.
В теории универсальных учебных действий определены действия и операции процесса смыслового чтения, которые непосредственным образом связаны со следующими факторами [1, с. 92]:
1) осмысление главной цели и выбор учащимся вида чтения на основе коммуникативной задачи;
2) оценка главной и второстепенной информации;
3) определение основной проблематики материала и основной идейной линии текста.
Таким образом, на основе вышеизложенных положений можно заключить, что для смыслового чтения на уроках ОРКСЭ недостаточно просто прочитать и усвоить учебный материал, важно дать собственную оценку прочитанного, дать комплексную обратную связь. Основная цель процессов смыслового чтения состоит в способности и умении учащихся в максимальной степени точно и полно осмыслить содержание текста, отметить все важные детали и нюансы.
Список литературы
- Бермус А.Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 128 с.
- Куцебо Г.И., Пономарева Н.С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
- Социальная педагогика. Учебное пособие для академического бакалавриата / ред. Воробьева С.В., Мазниченко М.А. М.: Юрайт, 2019. 262 с.