Кажется, что работать руководителем очень просто. Порой необходима выработка определенных методов и приемов работы для того, чтобы система работала хорошо и эффективно. Проблема для большинства руководителей – это мотивация к работе подчиненных, их потенциал.
Мотивация – это внутреннее и внешнее побуждение человека к совершению деятельности.
Коснемся особенностей повышения мотивации у педагогических работников.
О важности педагогической профессии говорили и говорят много. Те люди, кто ее выбирает, понимают все ее сложности и противоречия.
Педагог постоянно находится на публике, под пристальным вниманием учащихся, администрации школы, родителей, общественности, которые предъявляют к нему свои требования. Молодые учителя, как правило, испытывают на первых порах педагогической деятельности ряд сложностей в становлении своего авторитета, в применении полученных в вузе знаний в преподавательской практике, тем не менее, стремится к положительному результату своей деятельности.
Когда учитель теряет способность справляться с обязательствами, которые он на себя взял, возникают проблемы с мотивацией к деятельности.
Потребности в самоутверждении, в принадлежности и причастности довольно часто приводят к так называемому синдрому эмоционального выгорания, когда работник находится в состоянии изнеможения, истощения и ощущает себя бесполезным, ненужным, никчемным, что, как правило, приводит к проблемам в личной жизни.
Отвлекаясь от психологических факторов потери работником мотивации к деятельности, обратимся к социально-экономическим причинам:
Низкая заработная плата педагога
На современном этапе своего развития общее образование столкнулось с демографическим кризисом. Таким образом, заработная плата педагога зависит от количества учеников в классе. Как следствие, у педагогов теряется интерес к своему делу - происходит потеря мотивации, что очень часто ведет к перемене места работы и даже профессии.
Ситуацию также усугубляют СМИ, поднимая данную проблему на политическом и массовом телевидении, еще негативнее воздействуя на самих педагогов и всего общества. Так, педагогическая профессия потеряла не только мотивацию ее носителей, но и всякий имидж и престиж.
«Трудные» дети и родители
В современной школе происходит достаточно много случаев конфликтов между педагогами и так называемыми в педагогике «трудными» детьми и их родителями. Однако данный фактор не имеет широкого распространения среди педагогических работников.
Все методы мотивации педагогического персонала можно разделить на 3 группы:
- Административные методы: издание четких и конкретных директив и ряд других документов, регламентирующих работу педагога;
- Экономические методы мотивации предполагают материальное стимулирование участников педагогического коллектива.
Однако, в так называемых «маленьких» школах большой погоды к мотивации педагогов этот метод не делает. Также не все директора не обладают достаточной финансовой грамотностью и желанием для оптимальной реализации подобных задумок.
- Моральные стимулы способны оказывать не меньшее влияние на активизацию работы педагогов, чем материальное вознаграждение. Важно внушить работнику, что он должен овладеть навыками саморегуляции, то есть научиться управлять своим поведением при возникновении трудной проблемы.