Технологическая карта урока по географии «Что я знаю о литосфере» в 6-м классе в соответствии с ФГОС

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: ФГОС, география, литосфера Земли


Пояснительная записка

Тип урока

Урок повторения и закрепления знаний

Технология построения урока

Технология развития критического мышления, применение системно-деятельностного подхода

Цель

1. Повторение материала по теме «Литосфера»
2. Формирование универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач

Основные термины, понятия

Литосфера, ядро, мантия, земная кора, литосферные плиты, землетрясения, горные породы, вулканы, горы, равнины.

Учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.

 

Таблица № 1
Планируемый результат

Предметные умения:

- знать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»
- повторить типы земной коры в зависимости от места ее формирования;
- оценить опасные природные явления (вулканы и землетрясения) в горных районах;
- уметь пользоваться географическими картами
- повторить  понятия «горы» и «равнины»
- научиться производить простые эксперименты по определению образцов горных пород

 

 

 

 

 

 

 Личностные УУД:
1.Самоопределение. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Смыслообразование. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Нравственно-этическая ориентация. Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:
1. Целеполагание. Определять цели и задачи урока
2. Оценка. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Оценка результатов своей работы.

Познавательные УУД:
1.Работа с информационными текстами (общеуниверсальные УУД)
2. Составление схем-опор (знаково-символические УУД)
3.Объяснение значения новых слов (общеуниверсальные УУД)
4.Сравнивать и выделять признаки (логические УУД)
5.Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации (логические УУД)
6. Устанавливать причинно-следственные связи, цепочки объектов и явлений (логические УУД)
7. Выдвижение гипотез и их обоснование (логические УУД).

Коммуникативные УУД:
1.Групповая работа по обсуждению информации
2.Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи

 

Таблица №2
Организация пространства

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсы: ПК, проекционное оборудование, учебник по географии, атлас по географии, физическая карта полушарий

Таблица №3               
Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Вызов

Регулятивные УУД:
- определять цели и задачи урока
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое
Познавательные УУД:
-структурирование знаний:
Личностные УУД
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Осмысление

Познавательные УУД:
- смысловое чтение
- составлять схемы-опоры
- работать с информационными текстами
- объяснять значения новых слов
- сравнивать и выделять признаки
- устанавливать причинно-следственные связи, цепочки объектов и явлений
- выдвигать гипотезы и их обоснование
- использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:
- работать в группах по обсуждению информации
- слушать товарища и обосновывать свое мнение
- выражать свои мысли и идеи

Предметные результаты:
- знать понятия «ядро», «мантия», «земная кора»
- знать типы земной коры в зависимости от места ее формирования
- оценивать опасные природные явления (вулканы и землетрясения) в горных районах
- уметь пользоваться географическими картами
- знать понятия «горы» и «равнины»
- уметь производить простые эксперименты по определению образцов горных пород

Рефлексия

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы

Таблица № 4
Технология изучения. Сценарий урока

Цель урока: Повторить материал по теме «Литосфера Земли».

Задачи урока:

  • повторить внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора);
  • вспомнить типы земной коры в зависимости от места ее формирования;
  • уметь соотносить расположение литосферных плит с формами рельефа на земной поверхности;
  • оценить опасные природные явления в горных районах: извержения вулканов, землетрясения;
  • формировать практические навыки работы с горными породами и минералами и оценить их практическое значение для человека, в том числе на примере Кировской области;
  • продолжить формировать умение работать с географическими картами.

Ход урока

1. Беседа с учащимися с целью определить тему урока, его задач

  1. Как называется наша планета? Земля
  2. На нашей планете выделяют несколько геосфер или оболочек. Какие вы знаете?
    1. Воздушная оболочка Земли? Атмосфера
    2. Водная оболочка Земли? Гидросфера
    3. Живая оболочка Земли? Биосфера
    4. Твердая оболочка Земли? Литосфера

На последних ваших уроках о какой оболочке вы говорили? О литосфере. Вы узнали про нее много нового, изучили все параграфы этой темы. Что мы сегодня должны сделать, чтобы  этот материал вам лучше запомнился? Повторить. Сформулируйте мне тему нашего урока. Повторение по теме «Литосфера Земли».

А что нам нужно повторить, о чем вы уже знаете? – о внутреннем строении Земли, о типах земной коры, о равнинах и горах, о горных породах и минералах, о землетрясениях и вулканах.

На доске: ядро, мантия, земная кора, литосферные плиты, горные породы, горы, равнины, вулканы, землетрясения.

2. Актуализация знаний

А) Внутреннее строение Земли.

Что у меня в руке? Персик. Нет, это – модель Земли. Докажите мне, почему это модель. Называют 3 части внутреннего строения Земли: ядро, мантия, земная кора. Обращаю внимание на пропорции и на тонкую кожицу – земную кору. Смотрим строение Земли на плакате.

3. Основной этап урока – повторение изученного материала

Б) Какие типы земной коры выделяют ученые?

Работа с текстом «Земная кора» и заполнение схемы.

По таблице сделайте вывод о том,  чем отличается земная кора? (толщиной, строению и составу пород).

В) Земная кора непрерывна? Как называются большие участки земной коры? Литосферные плиты.

Соотнеси название  литосферной плиты с материком, под которым она расположена и тем, что располагается на этой территории.

Название плиты

Материк

Название равнины, плоскогорья или низменности

Евразиатская

Евразия

Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина

Южно-Американская

Южная Америка

Амазонская низменность

Африканская

Африка

Восточно-Африканское Плоскогорье

Северо-Американская

Северная Америка

Великие Американские равнины, Центральные равнины

Сделайте вывод.

  1. Что располагается на литосферных плитах? А на их границах ? (горы)
  2. Назовите горы на материке Северная Америка (Кордильеры)
  3. Назовите горы Южной Америки (Анды)
  4. Назовите самые высокие горы на Земле (Гималаи). На каком материке они расположены?
  5. Назовите горы, расположенные на территории России. (Уральские, Кавказ, Алтай, Саяны, Хибины).
  6. Какие явления происходят в местах взаимодействия литосферных плит? Землятресения, извержения вулканов.

Г) Соотнеси термины и понятия

эпицентр землетрясения

Прибор, который фиксирует колебания земной коры

лава

место, где происходит сдвиг горных пород

сейсмические волны

Магма, излившаяся на поверхность в результате землетрясения

сейсмограф

Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений

Очаг землетрясения

Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения

Д) Проведите исследование, объясняющее происхождение слова «вулкан». Заполните пропуски в тексте.

Слово «вулкан» ____________________ происхождения, в переводе означает «____, ____». По одной из версий, огнедышащие горы названы в честь ___________, бога _______ и _________ дела.

Е) Давайте посмотрим извержение вулкана. Назовите, что происходит при извержении, какие процессы мы не смогли воспроизвести.

Просмотр плаката. Столбы дыма, вулканические пепел и бомбы, потоки лавы, льющееся со скоростью 300 км в час, при ее температуре 1000 градусов.

Итак, что происходит при извержении вулкана?

Ж) Из чего состоит земная кора? Из горных пород.

Что ищут пираты на необитаемом острове?

Что искали мыши в мультфильме про кота Леопольда?

Что ищут исследователи в земле?

Что лежит в моем сундуке? Клад.

Как доказать, что это клад? Ваши предложения?

Определить, что за горные породы лежат в сундуке.

Работа в группах – по 2 породы на группу. Отгадываем загадки-ответы.

1.

Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)

2.

Покрывают им дороги,
Улицы в селеньях,
А еще он есть в цементе.
Сам он удобрение. (известняк)

3.

Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением. (торф)

4.

Он черный, блестящий,
От него всегда светло,
Он несет в дома тепло. (уголь)

5.

Используют в строительстве
И для отделки зданий,
Плотный, твердый камень
С названием ….песчаник

6.

Его накладывают при переломах,
используют в строительстве. (гипс)

Вывод: Почему горные породы, лежавшие в моем сундуке, можно смело назвать кладом?

И) Посмотрите на карту Кировской области, какие по происхождению горные породы у нас преобладают? Осадочные.
Какой народный промысел связан в Кировской области с наличием горных пород осадочного происхождения? Дымковская игрушка.

4. Рефлексия

На доске: ядро, мантия, земная кора, литосферные плиты, горные породы, горы, равнины, вулканы, землетрясения.

Составьте предложение с любым  одним термином, не называя его (предложение с пропущенным словом). Проверяем по цепочке.

Ядро, мантия, земная кора – это части внутреннего строения Земли.

Самая верхняя часть литосферы, с которой соприкасается человек, называется земная кора.

Земная кора состоит из больших участков, медленно движущихся по мантии, которые называются литосферные плиты.

Вся толща земной коры состоит из осадочных, магматических, метаморфических  горных пород.

Медленные движения земной коры в сейсмически активных районах называются землетрясения.

Огнедышащие горы, имеющие в своем строении очаг магмы, жерло, кратер – это вулканы.

Выпуклая форма рельефа высотой более 200 метров – это гора.

Обширные участки земной поверхности с ровной поверхностью - это… равнины.

5. Домашнее задание

Повторить по учебнику раздел «Литосфера», обратить внимание на вопросы, которые на уроке вызвали затруднения (Параграф 16- 21).

Таблица моего успеха

Задание1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Заполните схему, используя текст.

Текст.

Земная кора различна по строению и составу горных пород. Это позволяет выделить три типа земной коры: океаническую, переходную и континентальную (материковую).

Океаническая кора наименее мощная (5-12 км). Верхний (осадочный) слой океанической земной коры состоит из относительной рыхлых морских осадков. Под ним находится второй слой, состоящий из базальтов, переслаивающийся осадочными породами.
На границе материков и океанов расположена переходная земная кора. Она имеет толщину 25-30 км и состоит из трех слоев. Между верхним (осадочным) и нижним базальтовым слоями находится прерывистый слой, условно называемый гранитным.
Континентальная (материковая) земная кора самая мощная (от 35 до 75 км), она состоит из осадочного, гранитного и базальтового слоев.

Задание 2. Найдите материк, на котором расположена литосферная плита и форму рельефа на этой территории.

Название плиты

Материк

Название равнины, плоскогорья или низменности

Евразиатская

 

 

Южно-Американская

 

 

Африканская

 

 

Северо-Американская

 

 

Задание 3. Соотнесите термины и понятия.

эпицентр землетрясения

Прибор, который фиксирует колебания земной коры

лава

место, где происходит сдвиг горных пород

сейсмические волны

Магма, излившаяся на поверхность в результате землетрясения

сейсмограф

Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений

Очаг землетрясения

Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения

Задание 4. Проведите исследование, объясняющее происхождение слова «вулкан».

Заполните пропуски в тексте.

Слово «вулкан» ____________________ происхождения, в переводе означает «____, ____». По одной из версий, огнедышащие горы названы в честь ___________, бога _______ и _________ дела.

Текст для исследования.

Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Задание 5. Запишите название образцов горных пород.

Задание 6. Составьте предложение с пропущенным словом.