Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования с 2006 по 2009 годы, большинство детей (72%) можно назвать кинестетиками, то есть ведущими у них являются двигательные и тактильные ощущения. Некоторые специалисты относят к этой категории всех детей младшего школьного возраста по причине их подвижности и эмоциональности.
Кинестетики, как известно, имеют одну особенность внимания, они плохо концентрируются на чём-либо длительное время. По этой причине, они не любят рутинную и монотонную работу. Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию, учителям приходится по несколько раз объяснять одно и то же. Таким детям проще познавать мир, когда данные представлены им наглядно. Учащиеся-кинестетики любят действовать, проверять и анализировать.
Для учащихся начальных классов, у которых преобладают двигательные ощущения, я разработала специальную, основанную на цветочтении, методику «Светофор». Основным преимуществом этого метода является то, что обучение чтению происходит с дополнительной наглядной опорой, при которой все буквы слова, преимущественно, в зависимости от типа речевых звуков (гласные и согласные), выделяются при помощи точек трех цветов, а сочетания двух гласных букв (например, оо), так же, как и сочетания двух согласных букв, (например, sh, ch и др), имеющих устойчивое звуковое соответствие, отмечаются их обведением «в кружок».
Практика показывает, что при восприятии материала, все младшие школьники склонны обращать внимание на яркую подачу материала, наглядность, поэтому считаю возможным применять эту методику в обучении всех младших школьников. Цветовые акценты помогают учителю управлять детским вниманием, привлекая его к определенному фрагменту незнакомого слова. Стоит отметить, что не стоит использовать более трех цветов, иначе может возникнуть ощущение разрозненности идей и ребенок будет плохо воспринимать материал.
С отдельными цветами связаны устойчивые подсознательные реакции. Обоснованием выбора именно этих цветов является следующее: в культурной парадигме западной цивилизации мы в самом общем приближении связываем зеленый цвет с удачей (этим цветом выделяем буквы, при прочтении которых практически невозможно ошибиться). Это все согласные буквы, кроме s, c, g, r. Гласные буквы выделяем красным цветом, т.к. учащиеся начальных классов уже выполняли подобные действия на уроках русского языка при составлении схем различных слов. Кроме того, этот цвет часто сигнализирует о неверно заполненном поле лид - формы и он непременно привлечет внимание к совершенной ошибке. Итак, красным цветом, по аналогии с родным языком, выделяем гласные, которые при чтении, в отличие от русских гласных, всегда вызывают множество ошибок.
Еще одним достоинством это метода является то, что при его применении, ребенок задействует моторную память, в то время, когда он выделяет цветными карандашами буквы определенным цветом. Следующим плюсом использования методики «Светофор» является снижение нагрузки на органы зрения (особенно расслабляющим является зеленый цвет. Кроме того, всем известно, что, когда глаза ребенка «сканируют» страницу, они легко могут сбиться с нужной траектории. Многие читатели сталкивались с тем, что читали одну и ту же строку дважды, либо, наоборот, пропускали строку. А ведь мы регулярно тренируем наши глаза для чтения, но монотонность текста по-прежнему заставляет нас ошибаться. Добавление цветового градиента сделает переход от одной строки к другой легче для глаз: они безошибочно будут следовать по заданной траектории, что в результате приведет к возрастанию скорости чтения.
Еще один интересный факт, связанный с цветочтением, обнаружили английские ученые из Сассекса, которые успешно тренировали 14 участников выполнять сложные задачи (лично я считаю, обучение чтению сложной задачей), которые можно было решить только с помощью конкретных буквенно-цветовых ассоциаций. В результате у участников выработались прочные связи между буквами и цветами, у большинства испытуемых развились эмоциональные реакции на буквы - например, они воспринимали некоторые как «спокойные». Также у каждого участника неожиданно увеличилось IQ- в среднем на 10 очков. Исследователи пришли к выводу, что такое обучение способно помочь взглянуть на мир совершенно по-новому. Они хотят разработать учебные инструменты для тренировки мозга в проблемных группах, например, детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Многие дети утомляются при чтении незнакомых слов, т.к. им приходится выполнять ряд монотонных логических операций, вследствие чего, они начинают отвлекаться. Кинестетиков легко распознать среди других учеников: пока остальные учащиеся следят за чтением одноклассников, дети, познающие мир тактильным путем, предпочитают не смотреть в учебник, т.к. в это время они перебирают пальцами ручку или карандаш, двигают ногами или рисуют что-нибудь у себя в тетради. Память таких детей включается во время движения. Поэтому, я считаю целесообразным интегрировать чтение и рисование, которое является для детей выражением постоянного стремления к движению. Придерживаюсь мнения, что таким ученикам нужно предоставить на уроке в процессе обучения чтению, возможность использовать цветные карандаши, но только пусть это будут не рисунки на произвольную тему, а цветовое обозначение разных типов речевых звуков. Таким образом, рисование цветных точек над буквами, в промежутках между чтением иностранных слов помогает ребенку избавиться от лишней энергии. Также не стоит забывать, что кинестетики являются людьми с особенно развитой эмоциональной сферой. Благодаря влиянию красного цвета происходит активизация организма, повышается его тонус. Желтый цвет также активизирует вегетативную нервную систему, повышает интеллектуальные способности. Зеленый цвет повышает остроту зрения, снимает зрительное напряжение (при работе младших школьников с текстом это особенно актуально). Таким образом, метод цветочтения «Светофор» вполне обоснованно можно включать в здоровьесберегающую технологию. Несмотря на большое количество плюсов использования данной методики, основными преимуществами являются развитие орфографической зоркости учащихся (которые только начинают постигать азы чтения), ознакомление учащихся с главными правилам чтения и их применение на практике.
На практике, я использую элементы этой методики в следующем порядке: сначала прошу ребят обвести буквы, сочетание которых представляет собой непроизносимые звуки, например, «gh». Затем, найти и обвести сочетание двух букв, передающее один звук (например, «oo»). После этого, отметить обведением («в кружок») остальные опасные сочетания, например, «wa». На следующем этапе прошу детей поставить красные точки над буквами, передающими гласные звуки: (a, e, i, o, u, y). Прошу детей вспомнить, что также, как при переходе проезжей части нельзя идти на красный цвет, так нельзя спешить при чтении этих гласных, требуется остановка и дальнейший анализ их чтения, в зависимости от того, в открытом или в закрытом слоге стоит каждая из этих них. Можно даже вспомнить строчки из стихотворения: «Красный свет-дороги нет». И выучить «договорку»: «Гласные (красные) опасные. Прежде, чем прочитать ее в слове, нужно посмотреть на последнюю букву в слове с целью определения гласной или согласной она является, что поможет нам определить тип слога (открытый или закрытый). В открытом слоге гласную следует читать как в алфавите (долгий звук), в закрытом слоге-наоборот кратко, не как в алфавите. Детям можно объяснить это правило довольно просто: «если последняя буква слова отмечена красным, то другая гласная (тоже с красным знаком) будет читаться самым знакомым способом: как в алфавите».
Далее, с помощью желтых точек над буквами (r, с, g, s) показываем, что каждая из них может передавать разные звуки, в зависимости от другой буквы, стоящей рядом. Можно вспомнить договорку: «На светофоре желтый yellow, шагов вперед пока не делаю. А пока я стою, на букву рядом посмотрю».
Все оставшиеся буквы слова отмечаем зелёным цветом, так как читать их можно быстро смело, т.к. ошибиться практически невозможно, поскольку они всегда передают одни и те же звуки, например, k [k]. Запомнить это можно с помощью следующих строк: «Свет «green»-зеленый впереди, ты не медли, друг, иди»!
Педагогам, преподающим иностранный язык, не стоит также забывать, что чтение иностранных текстов должно быть не просто учебной задачей. Необходимо, чтобы оно являлось средством развития познавательного интереса ребенка, поэтому нужно использовать определенные методы, учитывая его познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности. Учителю в процессе обучения чтению, следует научиться создавать творческую среду, давать ребенку возможность стать активным участником, проявлять самостоятельность и инициативу. А также, при обучении ребенка чтению, педагогам необходимо учитывать все три основные канала восприятия, в то время как большинство учителей английского языка используют только два: зрительный и слуховой.