Рабочая программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности». 9-й класс

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 9

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, программа


Пояснительная записка

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся является средством реализации Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий учащихся на этой ступени образования в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся.

Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности, системных представлений и позитивного социального опыта, применение методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно определять цели и результаты такой деятельности.

Цели:

  • формирование универсальных учебных действий
  • овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения
  • развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе предметного, метапредметного, научного и полинаучного содержания
  • общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей специалистов

Исходя из целей освоения Программы организационно-методическое обеспечение и педагогическое сопровождение программы направлены на создание условий для решения следующих задач:

в отношении обучающихся:

  • обучение целеполаганию, планированию, контролю;
  • овладение приёмами работы с информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация, оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
  • обучение методам творческого решения проектных задач;
  • формирование умений представления отчётности;
  • формирование конструктивного отношения к работе;
  • создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий4

в отношении учителя:

  • применение педагогических техник и приёмов, обеспечивающих самоопределение и самостоятельность обучающегося в процессе работы и контроль за соблюдением этапов деятельности;
  • поддержка научного уровня, ориентированности на результат и инновационной направленности и проектных разработок;
  • обучение приёмам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией; разработка банка заданий, проблем, тем и учебно-методических комплексов для обеспечения многообразия видов деятельности;
  • владение методами организации учебного сотрудничества и проектной кооперации, повышение индивидуальной эффективности отдельных учащихся и работы группы в целом

Основные направления учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

При формировании основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках Программы важно учитывать несколько факторов:

  • для достижения образовательного эффекта учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся должны дополнять друг друга. При этом особенностью учебно-исследовательской деятельности является её связь с проектной деятельностью обучающихся
  • организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности
  • важно взаимопроникновение этих видов деятельности в учебную деятельность. В программе отражены точки соприкосновения с учебной программой по предмету
  • многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему или задачу в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Наиболее востребованными считаются следующие типы проектов:

Информационные проекты

Этот тип проекта направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения школьников целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу, обобщению. Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных или бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.

Игровые проекты

Это деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.

Ролевые проекты

Под ролевыми проектами понимается реконструкция или проживание определённых ситуаций, имитирующих социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, презентаций фото- и видеоматериалов

Прикладные проекты

Прикладные проекты отличает чётко обозначенный конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.

Социальные проекты

Это целенаправленная социальная практика, позволяющая учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в таких проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила правила общественного поведения.

Учебно-исследовательские проекты

основной вид деятельности – исследовательская. Характерно наличие основных этапов деятельности: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач.

Инженерные проекты

Это создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. эти проекты предполагают наличие традиционных этапов: определение функциональной необходимости изобретения, определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях

  • исследовательская практика обучающихся
  • образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными целями, программой деятельности
  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета
  • ученическое научно-исследовательское общество
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях

Планируемые результаты программы

Обучающийся научится:

  • планировать и выполнять учебное действие и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования; отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • применять такие методы и приёмы, как абстракция, доказательство и доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы, эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование;
  • использование некоторых методов, характерных для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам;
  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении и применении научного знания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • задумывать, планировать и выполнять учебной исследование, проект;
  • использовать догадку, интуицию;
  • использовать такие математические методы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
  • использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными факторами;
  • использовать некоторые методы, характерные для социальных и исторических наук такие, как анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
  • использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, оригинальность;
  • целенаправленно, осознанно развивать свои коммуникативные способности;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Содержание курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Курс рассчитан на 1 год преподавания (17 часов) в 9 классе (0,5 часа в неделю).

Цель курса: теоретическая и практическая подготовка учащихся к выполнению конкретных видов проектной работы (включая итоговый проект за курс основной школы)

Тематические модули

Тема 1. Введение в проектную деятельность (3 часа). Что такое метод проектов; история развития проектного метода; возможности и смыслы проектной деятельности; классификация проектов.

Тема 2. Работа над проектом (5 часов). Что такое проектный продукт. Цели и содержание проекта. Требования к оформлению проекта. Источники информации. Обработка информации. Выбор темы и содержания тренировочного проекта. План работы над проектом. Защита тренировочного проекта.

Тема 3. Исследовательский проект (6 часов). Основы научного знания. Особенности научного исследования. Особенности учебного исследования. Постановка проблемы, формирование и способы проверки гипотез, анализ и выводы в исследованиях. Исследовательский этап. Практическая работа «Выбор темы проекта. Формулирование проблемы исследования. Обозначение задач и методов исследования». Постановка проблемы, формирование и способы проверки гипотез, анализ и выводы в исследованиях. Исследовательский этап. Практическая работа «Выбор темы проекта. Формулирование проблемы исследования. Обозначение задач и методов исследования». Технологический этап. Разработка путей решения проблемы. Поиск и обработка информации. Рефлексивно-оценочный этап. Защита проекта. Обобщение полученных результатов.

Тема 4. Инженерный проект (1 час). Особенности инженерных проектов.

Тема 5. Итоговый проект (2 часа). Практическая работа «Критерии оценки выполненных проектов». Защита проектов.

Тематическое планирование курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Критерии оценки выполнения проектных и учебно-исследовательских работ

Оценка информации в проектах:

  • Целостность
  • Связность
  • Структурная упорядоченность
  • Оригинальность

Оценка проектов, представленных только в виде текста:

Общая оценка:

  • соответствие теме;
  • глубина и полнота раскрытия темы;
  • адекватность передачи первоисточников;
  • логичность, связность;
  • доказательность;
  • структурная упорядоченность
  • оформление;
  • культура письменной речи

Оценка введения:

  • наличие обоснования выбора темы;
  • наличие сформулированных целей и задач;
  • наличие краткой характеристики первоисточников

Оценка основной части:

  • структурирование материала по разделам, их упорядоченность;
  • наличие заголовков к частям текста и их удачность;
  • проблемность;
  • введение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;
  • наличие примеров

Оценка заключения:

  • наличие выводов по результатам анализа;
  • выражение своего мнения по проблеме

Оценка исследовательской деятельности в проекте:

  • выявление и постановка проблемы исследования;
  • формулирование гипотез и пробных теорий;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных;
  • анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;
  • сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  • выводы;
  • постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;
  • объективная научная новизна.

Оценка прикладных результатов проекта:

  • актуальность проекта для заявленного потребителя;
  • соответствие результатов поставленной цели;
  • соответствие выполненных задач поставленной цели;
  • оптимальность выбранных действий;
  • продуманность структуры проекта;
  • оформление результатов – конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;
  • наличие внешней оценки результатов проекта;
  • объективная новизна;
  • масштабность.

Оценка уровня использованных в проектах технологий:

  • использование современных технологий при создании проекта4
  • использование оригинальных, авторских технологий;
  • трудоёмкость проекта;
  • экономичность проекта;
  • уровень профессионального мастерства.

Оценка художественного исполнения проекта:

  • соответствие форматам и предъявленным требованиям;
  • авторский стиль, оригинальность;
  • композиция и сочетания;
  • узнаваемость и понятность;
  • глубина замысла.

Оценка цифровых технологий в проекте:

  • дизайн и графика;
  • функциональные возможности;
  • оптимальность использования ресурсов.

Критерии оценки защиты

Оценка доклада (выступления):

  • свободное владение темой проекта;
  • монологичность речи;
  • знание технологий, использованных в работе;
  • взаимодействие с содокладчиком;
  • артистизм и способность увлечь слушателей выступлением.

Оценка демонстрационных и иллюстрированных материалов:

  • наглядность;
  • использование современных демонстрационных средств;
  • композиционная сочетаемость с докладом; оригинальность.

Порядок начисления баллов

За каждый критерий может быть начислено определённое количество баллов с указанием минимального и максимального итогового значения.

Все баллы, полученные за работу и защиту, суммируются и образуют итоговый результат, на основании которого составляется рейтинг учебно-исследовательских и проектных работ.

Порядок перевода набранных баллов в пятибалльную систему определяется от максимального количества баллов за данный вид проекта, набранного учащимися в текущем учебном году.

Литература

1. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа. / [С.В.Третьякова]. – М.: Просвещение, 20133. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Жильцова О.А. организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий/ О.А.Жильцова. – М., 2007.

3. Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе/ М.А.Ступницкая, В.А.Родионова/ / Школьный психолог. – 2004. - № 46.