Применение технологии учебного проектирования для формирования опыта творческой деятельности школьников

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11

Ключевые слова: математика, личностно-ориентированная технология, технология, метод проектов


Современные социокультурные и экономические условия, сложившиеся в российском обществе, требуют от человека творческих способностей, умения плодотворно работать в проблемных ситуациях. Обществу нужна личность, способная к саморазвитию и самоактуализации, готовая к освоению инновационных социальных и производственных отношений. В связи с этим возрастает потребность разработки возможных путей формирования у учащихся общеобразовательных школ опыта творческой деятельности, который впоследствии может стать прочной базой для освоения творчества в профессиональной деятельности.

Вместе с тем, в современной школе существует целый ряд объективных противоречий: между потребностями общества, требующего творческой и самостоятельной личности, и превалирующими в теории и практике образования традиционными методами и формами обучения; между объективной потребностью в формировании опыта творческой деятельности учеников, стремлением их к самореализации в учебном процессе и недостаточной проработкой соответствующих условий и технологий; между необходимостью организации систематической творческой деятельности детей и недостаточной психолого-педагогической и технологической подготовкой к этому педагога.

Для изучения проблемы формирования опыта творческой деятельности принципиальное значение имеют работы по психологии творчества Д.Б.Богоявленской, А.А.Брушлинского, Ю.Н.Кулюткина, С.Л.Рубинштейна, О.К.Тихомирова и др. Различные аспекты развития творческого потенциала личности рассмотрены в работах В.И.Андреева, Т.Г.Браже, И.С.Когана, Е.В.Колесниковой, В.А.Моляко, В.С.Розова и др. Творческие способности одаренной личности исследованы Г.С.Альтшуллером, Л.С.Выготским, И.П.Волковым, В.В.Давыдовым, И.В.Дубровиной, А.Ю.Козыревой, В.С.Шубиным и др.

Мы предлагаем использовать в качестве средства формирования творческих способностей детей технологии учебного проекта. В современных условиях развития общества складывается новое представление о культуре, которое связано с феноменом проектной культуры. Проектная культура не сводится к традиционно проектной деятельности в инженерной сфере, архитектуре, дизайне. При этом проектная деятельность выступает как форма системного мышления, как форма познания и преобразования действительности.  

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, который отличается новизной и оригинальностью. Для формирования творческой активности требуется развитие воображения, интуиции, и задача учителя обращать особое внимание на создание условий для творчества.

Познавательная деятельность – творческий процесс, особенностью которого является использование различных способов активизации мышления учащихся, осуществление процесса познания, учет индивидуальных особенностей учащихся в плане умения получать, обрабатывать и применять информацию, принимать эффективные решения. Активно-деятельностное отношение учащихся к процессу познания формируется в игровых формах с применением моделирования при использовании метода творческих проектов.

Анализ психолого-педагогической литературы и исследований по данной проблеме позволяет утверждать, что формирование опыта творческой деятельности необходимо связывать с разработкой технологии учебного проекта.

В диссертационном исследовании нами доказано, что формирование опыта творческой деятельности протекает эффективно, если:

  • Обеспечивается реализация личностно-деятельностного подхода к учащимся, основанного на эмоционально-положительной направленности воспитательно-образовательного процесса в средней школе.
  • В учебном процессе используются определенные виды учебных проектов, направленных на формирование опыта творческой деятельности школьников.
  • Реализация данных видов учебных проектов в процессе обучения осуществляется при помощи модели организации опыта творческой деятельности.
  • Отбор содержания опыта творческой деятельности осуществляется дифференцированно с учетом уровня развития учащихся, а также на основе вариативности, проблемности, личной значимости творческой деятельности для детей.

В нашем понимании опыт творческой деятельности школьников – это двуединое качество (результат и процесс деятельности), обеспечивающее включение ребенка в создание им субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, умений и навыков и актуализация личностных функций в учебных ситуациях. Учебно-познавательная деятельность имеет большой потенциал по формированию опыта творческой деятельности, поскольку представляет собой не только усвоение привычных действий по образцу, но и самостоятельные действия по поиску и созданию какого-либо нового результата. Трудно себе представить учебную деятельность без осознания цели поиска, без воображения, эмоций и чувств, без потребности в саморазвитии.  

Если ассимилировать основные концепции философского подхода к проблеме развития у ребенка способностей к творческой деятельности, то можно сформулировать следующие идеи, на которые мы опираемся в нашей работе:

  • творческие процессы поддаются регуляции на основе учета объективных диалектических закономерностей, а существующие классификации возможных регулятивов дают варианты разработки необходимого для каждого частного случая оптимальных средств управления творческим процессом;  
  • развитие творческого потенциала школьников должно решаться на основе проецирования в учебный процесс универсально-всеобщих схем творчества;
  • эти схемы должны найти отражение не только в содержании обучения, но и в структуре, методах, формах и средствах организации учебной деятельности, зависящих от типологической группы в которую входит ребенок.

Основным условием реализации этих идей в методической работе учителя является разработка системы учебных проектов, через которые дети включаются в продуктивную учебно-исследовательскую деятельность, а педагог получает возможность осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения. В плане содержания обучения, направленного на развитие опыта творческой деятельности, считаем необходимым выделить следующие элементы этого содержания:

  • формирование навыков самостоятельной работы;
  • формирование знаний о структуре решения математических задач и вариантах их решения;
  • формирование знаний об основных методах математических исследований;
  • развитие у детей социально значимых свойств и качеств;
  • потребности в саморазвитии и самосовершенствовании своих знаний и умений;
  • формирование у школьников умений осуществлять самоанализ и на его основе корректировать свое поведение и деятельность;
  • развитие у детей позитивного отношения к творческой, продуктивной деятельности.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития творческой активности. Теоретико-методологический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческой активности учащихся позволил определить основные концептуальные положения нашего исследования и сделать ряд выводов:

  • Творчество учащихся рассматривается как их самосовершенствование в результате учебной деятельности, позволяющее по-новому увидеть обычное.
  • Творческая активность - это качество личности, которое одновременно с образным мышлением, воображением обеспечивает творческое развитие детей.
  • Критериями творческой активности можно считать мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой.
  • С учетом основных педагогических требований развития творчества, таких как посильность, результативность, непрерывность творческого процесса и дальнейшего использование данного опыта в дальнейшем, определены уровни творческой активности: низкий (репродуктивный), средний (эмпирический), высокий (креативный).
  • На эффективность развития творческой активности учащихся влияют следующие условия: мотивация учащихся, методы обучения, содержание курса.

В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, применять знания, умения, полученные при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Все это обеспечивает дифференциацию в обучении, активизирует творческую деятельность учащихся.

Личностно-деятельностный подход предполагает взгляд на ученика как на носителя субъективного опыта, который обогащается в учебном процессе. Сторонники этого подхода формируют активную позицию ученика в учении, исходят из субъект-субъектных отношений ребенка и учителя. Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает сотрудничество, взаимопонимание, диалог, без которых невозможно формирование опыта творческой деятельности. Под реализацией личностно-деятельностного подхода в обучении мы понимаем создание в учебном процессе с помощью учебных проектов таких ситуаций, которые обеспечивают самореализацию, саморазвитие личности, а также на основе этого субъективированное освоение, усвоение и присвоение содержания образования, направленного на обогащение опыта творческой деятельности школьников.  

Использование метода проектов позволяет создавать такие условия, при которых учащиеся смогут самостоятельно добывать знания и применять ранее приобретенные знания на практике. Основной упор делается на творческое развитие личности.  

Традиционно принято придерживаться данной последовательности выполнения проекта: подготовка, планирование, принятие решения, выполнение, оценка результатов, защита проекта.  

Основные требования к использованию метода проектов.

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Формируя у учащихся интерес к проектным заданиям, учитель использует данные приемы и методы:

  • объяснение сути проектного метода на примерах из практики, из жизни;
  • знакомство с содержанием и объемом проекта, требованиями к его оформлению;
  • комментирование возможных результатов;
  • этапы выполнения проекта;
  • ознакомление с процедурой оценивания проектов.

Сроки выполнения проектов могут меняться от нескольких недель до года и полностью зависят от целей и задач проекта. Выбор темы проекта зависит от учителя, но она должна быть интересна и понятна детям.

Основной задачей проекта в школе является осуществление межпредметных связей и получение знаний (как по программе, так и сверх программы) через взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем. Проект, как правило, представляет собой коллективную форму деятельности. Составление перечня вопросов, определение задач работы, выбор методов изучения выбранной темы (социологический опрос, интервью, эксперимент), выбор способа презентации проекта (видеофильм, газета, театральная постановка, дискуссия, конкурс) осуществляются в процессе коллективного обсуждения. Там же намечается личная роль каждого участника проекта в решении общей задачи. Учитель включается в обсуждение и принимает участие в вынесении решения в качестве старшего товарища, способного предлагать, а не диктовать. Педагог перестает «водить детей», меняется система общения взрослого и ребенка. Постепенно главной становилась идеология развития, позволяющая формировать у учащихся способности к непрерывному самообразованию и самостоятельной организации учебной деятельности. Учителем задается «пространство» возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ученик выбирает наиболее соответствующие его индивидуальности.  

Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

  • Технология меняет систему общения учителя и ученика, и возникает диалог, в котором педагог перестает выполнять «цивилизаторскую миссию», происходит взаимообогащение друг друга.
  • Технология окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, а предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность.

Это не означает, что учитель может пустить работу на самотек. Напротив, каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины. В случае замены задачи учителю необходимо помочь учащимся определить момент, когда это произошло, и провести тщательную оценку причин замены. Это поможет усилить самоконтроль учащихся при проведении следующего проекта и избежать подобной ошибки в будущем.

Неформальное общение с товарищами и учителем раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет ему успешно справиться с выполнением проекта. Кроме того, коллективная деятельность такого рода дает ребенку возможность почувствовать свою значимость в коллективе, и, в тоже время, научиться ценить вклад других людей в общее дело. Таким образом, проект имеет не только образовательное, но и социальное значение.

Поскольку проект призван интегрировать предметы различных образовательных областей, учителям необходимо создать собственную группу, или «команду», которая определила бы цели предстоящего проекта, выбрала бы тему и время его проведения. Выбор темы и определение сроков проведения проекта является довольно сложной задачей. Проект должен проходить через несколько дисциплин, но не мешать изучению материала каждой из них в отдельности. Однако очень часто материал тех или иных дисциплин, который можно было бы включить в данный проект, изучается учителями-предметниками в разное время учебного года. В этом случае приходится либо сокращать количество предметов, включаемых в проект, либо специально подбирать такие программы, которые позволили бы безболезненно интегрировать материал выбранных тем. Часто приходится делать и то, и другое, поэтому команде учителей необходимо обсудить предстоящий проект перед началом учебного года и скорректировать календарно-тематические планирования по своим дисциплинам, исходя из требований проекта.

С нашей точки зрения проект — это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить.

Мы пошли по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. В учебных планах не только старшего, но и начального и среднего звена обязательно отводится определенное количество часов на проектную деятельность.

За годы педагогического эксперимента у нас сложились оптимальные формы и методы организации проектной деятельности учащихся:

  • выполнение проектов в малых группах, в которые объединены дети одной типологической группы;
  • закрепление материала по конкретной теме в виде творческого задания и итоговое повторение в форме проекта;
  • использование “типовых” учебных проектов.

В целом проект:

  • представляет собой самостоятельную работу поискового и исследовательского характера;  
  • проводится по строго определенной теме;
  • освещает тему с различных точек зрения;
  • реализует межпредметные связи;
  • включает информацию из разнообразных источников;
  • проводится в тесном контакте между учащимися и учителями;  
  • обязательно включает оценку и самооценку работы;
  • заканчивается презентацией;
  • планируется и организуется командой учителей-предметников перед началом учебного года.

Существенными признаками используемых нами учебно-исследовательских заданий являются:

  • результативность (выполнение задания должно гарантировать развитие хотя бы одного исследовательского умения);
  • продуктивность (получение в результате его выполнения реального продукта);
  • конструктивность (математическая постановка задачи);
  • когнитивность (отсутствие очевидного алгоритма решения);
  • самостоятельность выполнения.

Система учебно-исследовательских заданий нацелена на развитие следующих исследовательских умений: анализ задач; экспериментальные умения; способность анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать; отслеживать результаты на графике, диаграмме; умение обосновывать и доказывать; обобщать и формулировать выводы; формулировать проблему, выделять главное, найти противоречие; использовать передовой опыт и методики; умение найти нестандартное решение, изобретательность; критичность в выборе методик и методов, стремление к самообразованию и расширению кругозора; ответственность за результаты своего труда.

Как показывает наш опыт, развитие у учеников познавательного интереса, научение их поисковой деятельности, методам самостоятельного учения, формирования у них инициативы – не побочный продукт учебных проектов, а их самостоятельная ценность. Так, старшеклассники, выполнившие несколько учебных проектов, приобретают такие показатели субъектности, как рефлексивная умелость, целеполагание, содержательная и исполнительская самостоятельность, умение планировать и анализировать. Цель личностно ориентированного образования на основе учебных проектов не в том, чтобы обучить или воспитать, а в том, чтобы через обучение и воспитание заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогичного взаимодействия с людьми, культурой, а в будущем и со своей профессией. В целом это и есть процесс обогащения школьника опытом творческой деятельности, формирования у него механизма самореализации и самоорганизации.

В ходе исследования и практической работы нами были выявлены следующие компоненты опыта творческой деятельности:  

  • когнитивный (предметные, теоретические, технологические, методологические, познавательные умения и способы деятельности);
  • мотивационный (потребности и мотивы творческой деятельности);
  • процессуально-операционный (исполнительская самостоятельность, владение способами учебной работы);
  • рефлексивный (способность и навыки рефлексивного анализа);
  • креативный (внесение элементов новизны в собственную учебно-познавательную деятельность, выполнение творческих заданий, создание творческой атмосферы учения).

Нами установлено, что содержательное наполнение каждого компонента определяется характером, содержанием, операционным составом деятельности и особенностями личности ученика.

Все школьники, выполнявшие учебные проекты, помимо формирования творческих умений приобретают ценные коммуникативные качества – умение выступать и отстаивать свою точку зрения, а также стремятся поделиться со своими товарищами информацией, почерпнутой из различных источников. Дети самостоятельно решают учебные проблемы, активно участвуют в дискуссиях, пользуются дополнительной литературой. Учебные проекты как раз и являются таким средством, которое дает возможности для саморазвития в учебном процессе.

Наше исследование было задумано как конструирование нового опыта в условиях эксперимента. Основное назначение эксперимента – научить школьников решать творческие задачи. С позиции системного подхода все звенья процесса обучения в максимальной степени должны стимулировать проявление всех компонентов творческой деятельности в их единстве. Реализация когнитивного компонента предполагает развитие у ребенка способности входить в исследовательскую позицию, приобретать навыки познавательной деятельности, умения переносить усвоенный опыт и оценки в новую ситуацию. Развитие рефлексивного подхода означает выработку у ребенка отношения к своей деятельности и себе как ее субъекту с целью критического осмысления и оценки ее эффективности для развития собственной личности. Процессуальный подход предполагает осознание старшеклассником технологических процедур интеллектуального труда, развитие системных обобщений знаний и способов деятельности, что ведет к повышению уровня оперирования учебным материалом. Креативный подход выводит ребенка на уровень творческой индивидуальности, способствует развитию у него творческого сознания, свободному овладению эвристическими приемами умственной деятельности. Следовательно, обучение через учебные проекты будет развивающим, если оно выстроено как определенная стратегия, реализующая на основе следующих принципов: ориентация на неповторимую личность каждого ребенка, обеспечение дифференцированного и индивидуального подходов к его подготовке, взаимосвязь со смежными учебными предметами; вариативность и динамичность изменений в содержании, формах и методах работы учителя, переход на фасилитационное общение и изменение всего уклада жизнедеятельности школы.

При построении эксперимента мы исходили из ведущей идеи о том, что процесс формирования опыта творческой деятельности в известной степени будет управляемым, если соблюсти ряд организационно-педагогических условий:

  • преемственность между учебными проектами, которые обусловливают этапы формирования опыта творческой деятельности;
  • переход к обучению в малых группах, созданных на основе типологического сходства;
  • ориентация всех участников педагогического процесса (от ученика до директора школы) на инициативу и инновационную деятельность;
  • психолого-методическая подготовка учителя, его способность осуществлять проектное обучение;
  • осуществление межпредметных взаимодействий и интеграция знаний в русле творческих проблем;
  • формирование у детей инновационной культуры, восприимчивость к новому;
  • мониторинг динамики освоения творческой деятельности школьников.

В заключение отметим, что формирование у ребенка опыта творческой деятельности делает его главной действующей фигурой учебно-воспитательного процесса в школе. Какими бы привлекательными не казались идеи неогуманистической и инновационной педагогик, в чистом виде они мало пригодны для внедрения в массовую школу. Без соответствующей технологической проработки проблемы выращивания ученика как субъекта учебной деятельности, они могут остаться лишь недостижимой целью. Выращивание творческих познавательных потребностей учеников и научение их способам и умениям творческой деятельности – технологическим, гностическим, коммуникативным - является первоочередной задачей учителя, без которой невозможно достичь самых благих дидактических целей в различных обучающих моделях и на разных уровнях обучения.

Математическое мышление требует от школьника проявления следующих интеллектуальных способностей: выделение общего, абстрагирование от несущественного, классификация объектов, явлений, событий и установлений соотношений между ними, использование обобщения, аналогии как мыслительных приемов, переход от общего принципа к конкретным задачам. В различных комбинациях эти способности лежат в основе всех интеллектуальных задач, стоящих перед человеком, и особенно важны тогда, когда решение для некоторой задачи ищется впервые.

Эксперимент подтвердил предположение о том, что при выполнении творческих проектов при изучении геометрии активизируется познавательная деятельность учащихся, приобретая глубокий личностный смысл. В процессе обучения более тесным становится взаимодействие учителя и учащегося, кроме этого повышается интерес к предмету и понимание необходимости привлечения знаний из разных областей. Данные эксперимента показали, что применение метода проектов способствует развитию исследовательских навыков и творческого мышления.

Эксперимент по внедрению технологии учебного проектирования подтвердил предположение о том, что при выполнении творческих проектов при изучении геометрии активизируется познавательная деятельность учащихся, приобретая глубокий личностный смысл. В процессе обучения более тесным становится взаимодействие учителя и учащегося, повышается интерес к предмету и понимание необходимости привлечения знаний из разных областей. Данные эксперимента показали, что применение метода проектов способствует развитию исследовательских навыков и творческого мышления у детей всех типологических групп.