Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ, а педагоги ищут новые приёмы сохранения и укрепления здоровья детей, создавая благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
За последнее время всё больше и больше детей приходит в дошкольные учреждения с проблемами здоровья. Как показывают статистические данные, на примере корпуса дошкольного воспитания № 3 ГБОУ Школы № 1413 44 % детей состоят на учете у специалистов, что говорит о серьёзных нарушениях у детей. Работая в детском саду с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления и столкнувшись с этой проблемой в своей педагогической деятельности на музыкальных занятиях, я поняла необходимость внедрения и использования здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Предлагаю рассмотреть некоторые формы взаимодействия с детьми на музыкальных занятиях, с точки зрения их влияния на сохранение и укрепление здоровья. Учёные утверждают, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание, а ритмика улучшает осанку ребёнка, координацию, уверенность движений.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьсберегающих технологий: валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Каждое музыкальное занятие начинается с песни-распевки. Они поднимают настроение у детей, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционной гимнастики - это подготовка к правильному произношению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате улучшаются психические процессы, улучшается музыкальная память, внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкально-оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
- валеологические распевки,
- дыхательная гимнастика,
- артикуляционная гимнастика,
- оздоровительные и фонопедические упражнения,
- игровой массаж,
- пальчиковые игры,
- речевые игры,
- музыкотерапия.
Каждое музыкальное занятие начинается с песни-распевки. Они поднимают настроение у детей, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционной гимнастики - это подготовка к правильному произношению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате улучшаются психические процессы, улучшается музыкальная память, внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: валеологические распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.
Каждое музыкальное занятие начинается с песни-распевки. Они поднимают настроение у детей, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика помогает развитию дыхательных мышц и регулирует работу дыхательных центров, тем самым развивает певческие способности детей.
Основная цель артикуляционной гимнастики - это подготовка к правильному произношению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом детского сада перед зеркалом. В результате улучшаются психические процессы, улучшается музыкальная память, внимание.
Одной из составляющих частей занятий со здоровьесберегающими технологиями является самомассаж. Ребенок очень быстро учится самомассажу в игре. После него повышаются защитные свойства всего организма и снижается частота заболеваний.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются, как песенки или произносятся под музыку. Они повышают координационные способности пальцев рук и готовят детей к письму и рисованию.
Для овладения детьми выразительными средствами музыки используются речевые игры. В речевых играх текст поется или ритмично проговаривается хором, сольно или дуэтом. Основой служит детский фольклор.
Необходимой составляющей музыкально-оздоровительной работы дошкольного учреждения является музыкотерапия. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Под здоровьесберегающими технологиями в педагогике подразумевается способ организации и последовательность действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализация образовательных программ на основе всестороннего учёта индивидуального здоровья ребёнка, особенностей его психофизического, духовно-нравственного развития, сохранения и укрепления здоровья.
Специалистами были разработаны структура и содержание музыкальной оздоровительной работы, соединяющий традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Новизна системы состоит в следующем:
- На музыкальных занятиях необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме с использованием игрового массажа, валеологических песен - распевок, самомассажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Для профилактики простудных заболеваний использовать фонопедические и оздоровительные упражнения для горла и голосовых связок.
- Необходимость рассказывать и детям и родителям о пользе здорового образа жизни.
Реализацию музыкально-оздоровительной работы в нашем детском саду, я разделила на 4 этапа:
- Организационный
- Диагностический
- Практический
- Обобщающий
На 1 этапе была изучена литература по данной программе и накоплен методический материал, создавались все необходимые условия для полноценного проведения музыкально оздоровительной работы.
На 2 этапе - диагностическом - был выявлен начальный уровень развития музыкальных способностей детей и степень заинтересованности детей тем или иным видом музыкальной деятельности.
На 3 этапе - практическом - был разработан перспективный план и цикл музыкальных и логоритмических занятий .
На обобщающем 4 этапе были исследованы результаты практической деятельности и подведены итоги проведенной работы.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Мною проводились индивидуальные, фронтальные,а также занятия по подгруппам. По содержанию это были типовые, тематические, комплексные и интегрированные занятия.
В результате использования на своих музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий, я отметила снижение частоты заболеваний и повышение интереса детей к музыке.