Памятка для родителей. «Как развивать речь детей в возрасте 3-х лет»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, взаимодействие с родителями


Раннее детство – возраст до 3 лет – очень важный этап в развитии детей.

Речь ребенка формируется еще даже до рождения ребенка: благополучная беременность и роды; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, наследственные факторы. Речевое окружение детей. То в  2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».

Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Так что родители, которые приходят в 3 года с проблемой «не говорит “р”» делают это напрасно. Тут главное — терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.

Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.

Но если ребенок молчит,  а ему уже 2-2,5-3 года, то необходимо принимать меры.

Самый простой способ развязать малышу язык — задавать открытые вопросы.

Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала?

Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.

Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (когда без слов он пытается что-то выяснить без слов – особенно актуально если ребёнок не говорит совсем). Например: малыш показывает на еду и начинает плакать. Мама обеспокоенно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).

Как  же правильно формировать речь?

  • Разговаривайте с детьми в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки, чистоговорки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!

Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала.

На, что еще надо обратить внимание?

Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т.д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.;
  • говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
  • употребляет слова-фрагменты, т.е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» — молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалистам: неврологу, логопеду.

Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т.к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.