В концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.
Основным результатом деятельности учащихся на уроках русского языка должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Предлагаемые типовые решения педагогической проблемы могут оказаться востребованными в связи с тем, что одной из главных задач современного общего образования является формирование информационной компетентности: владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон, способность критически оценивать информацию, распространяемую различными средствами и рекламой. Таким образом, наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования. Информационные технологии как один из компонентов целостной системы обучения не только открывают возможности вариативности учебной деятельность, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения и, как следствие, формировать коммуникативные компетентности.
Как эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии на уроках для формирования коммуникативных компетентностей?
Необходимо отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки.
Что же такое «информационные технологии»? В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии». Согласно «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин) информационные технологии – это система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно.
В «Энциклопедии образовательных технологий» Г.К.Селевко считает, что «классиками научной информатики, берущей своё начало от кибернетики и математики, стали виднейшие русские и зарубежные учёные - академики А.И.Берг, А.П.Ершов, А.Н.Колмогоров, П.Ландау, С.А.Лебедев, Н.Винер, Д.Нейман, С.Пейперт, К.Шеннон и другие.
Среди современных учёных, изучающих проблемы применения информационных средств в обучении, следует назвать Е.П.Велихова, Б.С.Гершунского, Д.В.Зарецкого, Е.В.Зворыгина, В.А.Каймина, А.А.Кузнецова, B.С.Леднёва, М.П.Лапчика, Е.Д.Маргулиса, В.М.Монахова, Ю.О.Овакимяна, Ю.Л.Первина, И.В.Роберт, В.В.Рубцова, А.Я.Савельева, О.К.Тихомирова, C.И.Шварцбурда.
Значительный вклад в теорию и практику компьютеризации российского образования внесли учёные под руководством академика А.П.Ершова (1931-1988), работавшие с методическим и программным обеспечением компьютерного всеобуча.
При разработке компьютерных технологий обучения, особенно на начальном этапе, они опирались на принципы и приёмы программированного обучения Д.Брунера, Б.Скинера, Н.Ф.Талызиной, П.Ландау».
Являясь учителем русского зыка, целью своей работы считаю формирование у учащихся способностей использовать русский язык как инструмент формирования коммуникативной компетентности учащихся. Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Информационным технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет.
По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:
- обучающие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
- тренажеры (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
- контролирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
- информационно-поисковые и информационно-справочные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
- демонстрационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- имитационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
- лабораторные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
- моделирующие (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
- расчетные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
- учебно-игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
- игровые (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
- коммуникационные (ОЭИ, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
- интегрированные (ОЭИ, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).
Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. На уроках русского языка компьютер может применяться на разных этапах урока и учебного процесса в целом.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным. Нестандартные способы организации уроков возбуждают интерес и живое участие школьников.
Методическим средством организации может стать использование мультимедийных презентаций, которые вызывают любопытство детей, побуждают к обмену впечатлениями – общению, т.к. это яркие, зримые образы, музыка, дикторские тексты, что существенно обновляет методику проведения уроков.
Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами.
Тесты, как правило, применяются для целей контроля. В этом случае с их помощью определяют качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.
На уроках русского языка и литературы используются следующие виды работы с интерактивной доской:
- разработка заданий, сопровождающихся слайдами с правильными ответами (поэтапное нахождение решения);
- организация индивидуальной работы с обучающимися (создание собственных заданий, выполнение заданий дома);
- работа с текстом и его анализ (развитие исследовательских навыков);
- организацию работы по операционному выполнению заданий (самопроверка).
Таким образом, систематическое использование информационных технологий на уроках способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию наблюдательности, эстетической восприимчивости.
Благодаря внедрению информационно-коммуникационных технологий, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Проведенное среди учащихся анкетирование показало, что 100% учащихся признают необходимость проведения уроков с использованием ИКТ, 80% считают, что уроки с использованием ИКТ привлекают сменой видов деятельности и наглядностью, 82% признали, что уроки с использованием ИКТ помогли овладеть навыками поиска информации, ее переработки, отбора, анализа и представления готового продукта. Проведенные проверочные работы показали рост качества знаний в тех классах, где на уроках по определенным темам использовались ИКТ. Эти цифры наглядно показывают, что использование ИКТ помогает формировать универсальные учебные навыки учащихся, делает урок более привлекательным и учит ориентироваться в огромном «море» информации.
Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы способствует повышению познавательной активности и учебной мотивации подрастающего поколения. И все-таки, несмотря на увлечённость всеобщей школьной компьютеризацией, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью, это всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития.
А потому выходит, что какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали школы, - без живого, творческого подхода к преподаванию не обойтись.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. А использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка.