Люди создают новое знание особенно эффективно,
когда они вовлечены в создание продуктов,
наделенных личностным смыслом,
будь то песочные замки, машины
или компьютерные программы…
Сеймур Пейпер
По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Актуальная цель образования состоит в том, чтобы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем, в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.
На базе МБОУ г. Иркутска СОШ№6 работает региональная инновационная площадка по теме: «Формирование экологически ответственного поведения учащихся в процессе сетевого взаимодействия интеграции ресурсов образовательного учреждения».
Занимаясь совместной проектной деятельностью в школе с коллегами -предметниками, мы с учителем географии пришли к необходимости создания цикла интегрированных уроков «математика + география»:
- 5 классы - «Масштаб»;
- 6 классы - «Координатная плоскость»;
- 7 классы - «Материки и океаны»;
- 8 классы - «Географическое положение России»;
- 9 классы - «Факторы размещения предприятий разных отраслей»;
- 10 -11 классы - «Экономические задачи по теме «Население мира».
Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности, позволяют развивать метапредметные УУД.
В современных условиях научно- технического процесса, интегративных функций в развитии науки, техники и политики, образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через новую систему образования (ФГОС) выдвигает и реализует все новые требования к человеку:
- обучаемость, то есть способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
- интеллектуально-физическое развитие, что может обеспечить доступ к новым технологиям;
- умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе;
- креативность (способность мыслить и действовать творчески);
- быть патриотом своей страны с высокими нравственными установками.
Отсюда цели и задачи интегрированных уроков:
1. Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире и в решении экологических проблем. Повышение общей культуры мышления учащихся.
2. Формирование экологического сознания. Формирование условий для развития умений давать количественную оценку состояния природных объектов, явлений.
3. С помощью математических задач экологического содержания раскрывать вопросы рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств.
Новизна данного приема заключается:
- В интеграции двух и более дисциплин в сетевом взаимодействии.
- Приобретение знаний, учащихся об экологии Иркутской области и страны через решение задач и практических занятий, проектную деятельность.
Интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение.
Интегрированное обучение:
1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
2) формирует УУД в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
3) повышает качество знаний учащихся;
4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;
5) интегрированный урок через системно-деятельности подход обеспечивает саморазвитие личности, где знания приобретаются только в деятельности ученика;
6) позволяет использовать современные педагогические технологии и сетевое взаимодействие;
Данные уроки имеют очень широкий спектр функций и задач:
- служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическое решение экологических проблем”);
- обеспечивают более высокий уровень освоения нескольких из базовых учебных предметов;
- помогают формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
- обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
- служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
Обучающиеся получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов, развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли математики в современной цивилизации; помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Решение практико-ориентированных задач тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Эффективным средством является широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков и т.д.
О многообразии использования математики во всех сферах человеческой жизнедеятельности говорят следующие высказывания великих: «Математика – это язык, на котором написана книга природы». (Г.Галилей).
Решение задач с производственной направленностью способствует формированию у учащихся способности находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.
Особый интерес у учащихся вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач служат задания 1 части ЕГЭ и задания «Блока №1» ОГЭ в 9 классе. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.
В настоящее время разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция реализуется в идее практико-ориентированного обучения.