Пояснительная записка
Актуальность интегрированной образовательной деятельности заключается в том, что своевременное исправление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Комплексный подход к преодолению сложной структуры дефекта предполагает активное участие всех специалистов ДОО.
Цель: Формировать устойчивое стремление у детей продолжать работать над своей речью, звукопроизношением на логопедических, музыкальных занятиях и занятиях физической культурой.
Задачи:
Образовательные.
- Закрепить знания о механизме образования звуков и его акустических особенностях.
- Повторить русские народные сказки. Повторить слова русской народной песни «Как у наших у ворот…», повторить слова стихотворения М. Яснова «Башмачок», повторить слова русской народных стихов «Таря-Маря».
- Повторить ритмические формулы, ранее изученные с детьми.
Развивающие.
- Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
- Развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями, развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания; развивать координацию речи ребенка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча в упражнениях с мячом; развивать ритмические движения в упражнениях с ложками и палочками.
- Развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия).
Воспитательные.
- Воспитывать общую культуру поведения, культуру речи.
- Формировать чувство сопереживания героям сказки, эмпатии к тем, кто испытывает трудности в звукопроизношении.
Предварительная работа
- Логопеда: разучивание наизусть стихотворений об образовании звуков [р], [л], разучивание артикуляционной гимнастики «Двери настежь распахни», а так индивидуальная работа с детьми по постановке и активизации отсутствующих звуков.
- Музыкального руководителя: работа по развитию слуха, ритмических движений (стук, хлопки, шаги), формирование умения работать с ложками и палочками, работа по формированию умения выкладывать ритмический рисунок с помощью кругов, разучивание разных ритмических форм, развитие умение отличать их на слух, воспроизводить самостоятельно; а так же работа с музыкальным материалом: разучивание песен и стихов.
- Инструктора по физической культуре: формирование умения выполнять упражнение с элементами стретчинга на фитболе под стихи «Колобок» удерживая равновесие, работа по формированию умений выполнять упражнения с элементами психогимнастики перед зеркалом.
- Воспитателя: формирование умения выполнять пальчиковую гимнастику «Птичка», а движения под стихи «Возле речки детский сад», а так же повторение русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба».
Работа над словарем: не вводятся новые слова, только на этапе подготовки: ритм.
Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:
- Мотивация: сюрпризный момент, обращение героев сказок за помощью, путешествие в сказку.
- Активизация детской деятельности: использование игр, смена видов деятельности, музыкальное сопровождение, смена сюжете, перемещения по залу.
- Организация практической деятельности: упражнения на мяче, дыхательные упражнения перед зеркалом, ритмические упражнения с ложками, палочками, упражнения на активизацию артикуляционного аппарата, упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
- Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, обращение внимание на точность и правильность выполнения всех упражнений, организация самонаблюдения с помощью зеркала, переход к следующему этапу (сказке).
Предметно-пространственная развивающая среда для ООД: Экран с мультимедиапроектером, мультимедиапроигрыватель, избушка, столик со скатертью, яйцо в лукошке, ширма для театра, кукла Би-ба-бо Колобок, пенек, деревья и кусты объемные, книга со сказками.
Раздаточный материал: деревянные ложки и палочки по 2 на каждого ребенка и педагога, и для зрителей, мячи на каждого (5 детских и 2 взрослых).
Деятельность детей в ООД: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Планируемые результаты.
- Личностные: умения детей действовать самостоятельно и в команде, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками и взрослым, воспитание таких нравственных качеств как трудолюбие, упорство в достижении результатов своей деятельности.
- Интеллектуальные: развитие интереса к занятиям физкультурой, музыкой, к занятиям по развитию речи, логопедическим занятиям, их значимости для формирования правильной и грамотной речи; формирование представлений о звукообразовании.
- Физические: формирование общей культуры поведения, развитие физических качеств (координацию движений, функцию равновесия), развитие общей и мелкой моторики, развитие музыкально ритмического слуха, развитие ритмический действий (стук, хлопки).
Образовательные области: познавательное развитие (ФЦКМ), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
План ООД
1. Вводная часть – 10 мин.
Вход в зал, упражнения «Возле речки детский сад», упражнение «Птичка», чтение сказки, видеозвонок от Бабы-Яги, появление феи, упражнения на активизацию артикуляционного аппарата.
2. Основная часть – 23 мин.
Попадание в сказку «Курочка Ряба». Упражнения на развитие ритмических движений и ритмического слуха с ложками и палочками. Переход в сказку «Колобок», дыхательные упражнения перед зеркалом, упражнения на мяче с элементами стретчинга, упражнения на согласование музыки с движениями.
3. Заключительная часть – 7 мин.
Видеозвонок от Бабы-Яги, появление ее в зале, песня.
Длительность ООД – 40 мин.
Ход ООД
На экране компьютерная презентация с кадрами, сопровождающимися словами Сказочницы (приложение №1)
Сказочница.
В некотором государстве
Стоял среди широкой степи
Терем расписной,
Звался он под стать себе
«Ключик золотой».
Был тот терем детским садом
Посещать его детишки были рады!
Но сказ наш даже не о нем -
Об особой группе пример вам приведем!
Эта группа вида комбинированного
Впервые нами апробирована.
Детишки там замечательные
Вот только своей речью примечательные
Помощь нужна здесь профессиональная
Подход к каждому индивидуальный.
За работу специалисты дружно взялись
Чтоб у ребят к школе все звуки на место вернулись!
И вот однажды солнечным днем
Случились с ними приключения
На литературном чтении…
(Стихи Джадралиевой Г.К., Блощинской Н.В., Мазура И.М., Мурзагалиевой Л.А.)
Входят дети и воспитатель.
Воспитатель: «Ребята, как здорово было на прогулке! Ой, а у нас гости. Здравствуйте, дорогие гости»
Дети: «Здравствуйте!»
Воспитатель: «Встанем в круг. Вспомним, как здорово на прогулке»
Упражнение «Возле речки детский сад»
/Зинаида Александрова «Ветер на речке»/
Возле речки детский сад /Дети стоят в кругу
На лугу ромашки… /Идут к центру круга/
Сорок маленьких ребят /Расходятся/
Бегают в пятнашки /Бегут по кругу/
Мы приехали сюда /«Едут»/
Ходим за грибами /Ходят наклоняются/
Солнце, воздух и вода /Останавливаются и лицо подставляют солнцу/
На прогулке с нами.
Воспитатель: «Вспомните, кого мы видели на прогулке?»
Дети: «Птицу»
Воспитатель: «Какую?»
Дети: «Воробья, сороку, свиристель и др.»
Воспитатель: «Покажем, как птица летает»
Упражнение «Птица».
Птичка летела, летела, села, посидела и дальше полетела. | Ладони поставить «птичкой» и двигать мим вперед и назад. |
Вот птенцы, а вот гнездо. Всем птенцам в гнезде тепло. | 4 пальца руки – это птенцы, большой палец загнуть в ладонь. Другая ладонь полукругом – это гнездо. «Птенцов» вставить в «гнездо». |
Птичка наклонилась, захватила, поднялась и проглотила. Прохорова Г.Н.Пальчиковая гимнастика. |
Пальцами одной руки изобразить клюв птицы. |
Воспитатель: «Молодцы! А теперь займемся литературным чтением! Сегодня будем продолжать учиться пересказывать русские народные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? Назовите?»
Дети: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»
Воспитатель: «Хорошо. Итак, слушайте! (открывает книгу, начинает читать):
Живи-быви дед да баба
Быва у них кулочка Ляба…
Ой, наверно опечатка! (читает другую сказку)
Живи-быви сталик со сталухой.
Вот и говолит сталик сталухе…»
Воспитатель: «Да, что это такое! Ничего не пойму? Кто книгу подменил?»
Дети в недоумении пожимают плечами. Раздается звук скайпа. На экране запись (приложение №2)
Баба-Яга (протирает экран. Замечает что на нее смотрят. Злобно говорит):
«Хи-хи-хи! Потитали!!!! Пелесказывать утятся они! Да не тут то быва! Я все сказки заковдовава! Они мне никогда не нлавились! А тепель длугое дело! До связи, малысня!»
Воспитатель: «Ребята, вы что-нибудь поняли? Кто это?»
Дети: «Баба-Яга!»
Воспитатель: «Ну как же сказки без нее. Вроде не новый год? (задумывается)
Ну, раз такие чудеса, то позовем-ка мы на помощь добрую фею. Пусть расшифрует нам послание Бабы-Яги!»
Дети зовут фею.
Фея: «Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?»
Дети отвечают, что видели, высказывают догадки.
Воспитатель: «Вот полюбуйтесь (встает, показывает открытую книгу)»
Фея: «А! Все понятно! Заколдовала, говорите, значит, нам надо расколдовать. Для этого надо отправиться прямо в сказку»
Машет палочкой под музыку и появляется книга больших размеров (приложение №3)
Фея: «Вот в эту, например…. Но прежде чем, вас оправить туда, ребята, надо вас подготовить (садится перед детьми). Подготовим ваш язычок к путешествию, сделаем разминочку»
Артикуляционная гимнастика
1. Двери настежь распахни, сказка ждет нас впереди! (Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)
2. Фея улыбается, сказка начинается! (Растянуть губы в улыбку, показать все зубки, челюсти сомкнуты)
3. Трубачи вовсю трубите! Всех на бал вы созовите! (Вытянуть губы вперед в виде трубы)
4. Из большущей тыквы этой. Будет Золушке карета! (Надуть щёчки, удержать воздух внутри полости рта в течение 3-5 секунд)
5. Карета по мосту летит, в ней Золушка на бал спешит. (Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3-5 секун)
6. Конь бежит, земля дрожит, принц к невесте в дом спешит. (Рот открыть. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался)
Фея: «Будьте осторожны, когда вы попадете вы можете попасть под чары Б.Я. и можете забыть, как правильно произносить звуки. Давайте повторим, как они образуются»
Ребенок 1: «Звук [р]
РРР! – ракета рвется ввысь!
РРР! – рычит сердито рысь.
РРР! – рокочет ровно робот.
РРР! - сказать и ты попробуй!
РРР! – возьмемся за учебу!
РРР! – язык широкий к нёбу!
Язычком передним краем
Вверх на дёсны нажимаем.
(Вместе) - Р-р-р-р-р-р!»
Ребенок 2: «Звук [л]
Узкий кончик языка
Ветер, в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, луна, лужайка, лампа.
Вместе: л-л-л-л-л!»
Фея: «Теперь вижу, вы готовы. В путь. Дети заходят в книгу. И оказываются в сказке «Курочка Ряба» (приложение №4)
На сцене теремок, столик со скатертью, яйцо, сидит Курочка Ряба. Дети оглядываются.
Курочка Ряба (выходит поет песню): «Здравствуйте, ребята, я вас так жду, одна надежда на вас. Догадались, в какой сказке вы оказались?»
Дети: «Курочка-Ряба!»
Курочка Ряба: «Злая Баба-Яга заколдовала звуки [р] [р’], усыпила их. Теперь дети не могут правильно их произнести, когда читают сказку. Да и яичко мое теперь не может [р]азбиться, а стоит целехонькое. И как ей не стыдно. Но я знаю, как нам быть. Мы разбудим звуки [р] [р’]. И они вернутся в речь детей и в сказку. Присаживайтесь на стулья»
Курочка Ряба: «Повторим ритмические формулы:
1). Хлопнуть правой рукой по правому колену, хлопнуть левой рукой по левому колену, сделать два шлепка накрест плечам. Хлопнуть в ладоши.
2). Хлопнуть правой рукой по левому колену, хлопнуть левой рукой по правому колену, хлопать в ладоши»
Курочка Ряба: «А сейчас поработаем с палочками (воспитатель раздает палочки). Садимся на пол»
Раз. Два. Три. Четыре. | Удары на каждый счет. |
По дорожке я скачу. | Стучать палочками поочередно об пол. |
Раз. Два. Три. Четыре. | Удары на каждый счет. |
Башмачок скакать учу. | Три первых слога – правой палочкой об пол, на один слог – пауза, три последних слога – левой палочкой. |
Раз. Два. Три. Четыре. | Удары на каждый счет. |
Обломился каблучок. | Держа левую палочку за середину, стучать правой палочкой то по одному концу левой, то по другому. |
Раз. Два. Три. Четыре. | Удары на каждый счет. |
Заблудился башмачок. | Стучать концами палочек друг о друга, держа их в горизонтальном положении. |
М.Яснов. «Башмачок». |
|
Таря-Маря в лес ходила, шишки ела – нам велела, А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим. Таря-Маря в лес пошла и грибочки там нашла. |
I _ _ _ |
А грибы-то мы едим,Таре-Маре не дадим. Таря-Маря в лес ходила, шишки ела – нам велела, А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим. |
I I _ _ |
Таря-Маря в лес пошла и грибочки там нашла. А грибы-то мы едим,Таре-Маре не дадим. |
I _ I _ |
«Таря-Маря» народная мелодия из сборника |
I _ _ ii |
«I» – удары ложкой, «_» - пауза, «i» – короткий удар. |
Курочка Ряба: «Молодцы! Уберите палочки под стул. Звук еще не проснулся.
Надо нам еще и ложками поработать» (воспитатель раздает ложки)
Курочка Ряба: «Сначала повторим ритмические формулы на стихотворение «Таря-Маря». У вас отлично получается. Теперь мы можем устроить самый настоящий оркестр. Выходите на сцену. Сейчас мы исполним песню «Как у наших у ворот».
Звучит фонограмма «Как у наших у ворот». Дети поют и играют ложками.
Курочка Ряба: «Какие вы молодцы, выполняли все упражнения верно, потрудились на славу. Пока мы пели мышка пробежала, яичко покатилось и [р]азбилось. А значит, звуки мы расколдовали, и чары Бабы-Яги развеялись. Сказку теперь пойдет как надо. Думаю, Вам пора спешить и в другие сказки, пока Баба-Яга все сказки не успела заколдовать»
Музыка. Дети уходят в книгу обратно и появляются снова (приложение №5).
На сцене атрибуты к сказке «Колобок»: избушка, дорожка, лесок, пенек.
Дети идут осторожно, оглядываются. Колобок (кукла на руку) сидит на пеньке пригорюнившись.
Воспитатель: «Ребята, в какой сказке мы теперь оказались?»
Дети: «Колобок»
Воспитатель: «Давайте-ка с ним поздороваемся! Здравствуй, колобок!»
Колобок (лениво): «Здравствуйте...»
Воспитатель: «Что-то колобок ты себя не похож, печальный какой-то. И песни не поешь, и не катишься никуда. Видно и здесь Баба-Яга побывала»
Выходит лиса и присоединяется к разговору.
Лиса: «Побывала, побывала. Все тут заколдовала. Вот смотрите: Колобок, колобок, я тебя съем! (шучу)»
Колобок: «Ой, грустно мне. Став я енив, неподвижен, и оттого речь моя става мед енной, и говорить мне ень»
Лиса: «Вот Баба Яга, проказница, даже звуки [л] и [л']– тоже заколдовала. Ребята, а давайте развеселим Колобка? Подойдите к зеркалу!»
Психогимнастика.
Лиса: «Встаньте перед зеркалом, чтобы контролировать свои действия:
- Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки). Покажите с помощью рук, как катится Колобок (вращают руками вперед, назад).
- А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как Колобок.
- А теперь изобразите сначала грустного, задумчивого, печального, а теперь веселого Колобка.
Лиса: «Посмотрите, повеселел наш Колобок. Но чтобы ему вернуть звуки нам надо Колобка растормошить, физическую силу развить. Ребята, а ведь мы знаем стихотворение про Колобка. Давайте-ка, мы с вами его расскажем и выполним упражнения на фитболах. Возьмите свои мячи и встаньте в исходную позицию. Все слова проговариваем четко и стараемся точно делать все упражнения»
Упражнение «КОЛОБОК».
- Колобок, колобок, тёплый и румяный (покачивания на мяче вправо, влево)
- Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки на месте)
- То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево с наклонами)
- Вперед он наклонился (наклон вперед)
- А потом с горы скатился (скатывание с мяча)
- Поскакал он по дорожке (прыжки по кругу)
- и попал ко мне в ладошки (берут мячи в руки)
Колобок (запел): «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»
Лиса: «Ой, вот и звуки вернулись к нашему Колобку! Колобок, колобок, я тебя съем!»
Колобок: «Не ешь меня Лиса, я вам песенку спою»
Лиса: «Здорово! Ты нам споешь, а мы станцуем под твою песенку (выполняют движения под слова песни)»
Лиса: «Ну что ж, Колобка развеселили, чары Бабы Яги разрушили и вернули заколдованные звуки. Пора мне с вами прощаться и к себе домой возвращаться. До свидания!»
Воспитатель: «Прощай, Лиса! Ну и нам пора возвращаться! Интересно, Баба Яга в какой сейчас сказке?» (приложение №6)
Баба Яга (на связи): «Ах, вы салуниски. Все мои п[л]аны испо[р]тили. Зачем вы все звуки обратно вернули. Зачем они нужны, если их малысы не могут говорить, и я тоже….(с обидой)»
Воспитатель: «Ну, вот легка на помине! Баба-Яга, как это и ты тоже. Речь твоя стала намного чище и правильнее. Ведь сейчас ты звуки [р] и [л] говорила правильно»
Баба-Яга: «Я го-во-р-р-р-и-л-л-л-а!!! Ой, я теперь говорю. И я поняла почему, я все упражнения вместе с Вами выполняла. Минуточку! (убегает)»
Воспитатель: «Что она еще задумала?»
Появляется на сцене.
Баба Яга: «Простите меня, ребята. Я боль[с]е так не буду! Ой! Я кажется еще и звук [с] не говорю (прикрывает рот)»
Воспитатель: «Ничего Баба-Яга, это поправимо! Самое главное, что ты поняла, что не сказки надо менять, а работать над своей речью. Приходи к нам в детский сад и занимайся вместе с нами:
- с воспитателями,
- с музыкальным руководителем,
- с инструктором по физической культуре,
- и конечно, с логопедом!»
Финальная песня «Будет пусть красивой речь». Музыка М.Чертищева. Слова И.А.Васняевой.
Как прекрасно рассказать
Обо всем друзьям
Чтоб все поняли тебя,
А не только сам!Мы желаем чисто и красиво
Звуки все, друзья, произносить!
Четко, звонко, ясно и счастливо
Песни петь и речи говорить!
Всех стихами удивить!!!!!Будет пусть красивой речь
Правильной и чистой.
Будем звуки мы беречь –
Будет пусть красивой речь!Будет пусть красивой речь
И счастливой детвора
Логопедам мы, друзья,
Скажем всем: «До новых встреч!»
Говорим: «До новых встреч!»
Использованная литература
1. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. — 2-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2004. — 144 с, ил.
2. https://infourok.ru Тематические физкультминутки – Инфоурок.