Конспект ООД "В поисках звуков" в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа


Пояснительная записка

Актуальность интегрированной образовательной деятельности заключается в том, что своевременное исправление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка. Комплексный подход к преодолению сложной структуры дефекта предполагает активное участие всех специалистов ДОО.

Цель: Формировать устойчивое стремление у детей продолжать работать над своей речью, звукопроизношением на логопедических, музыкальных занятиях и занятиях физической культурой.

Задачи:

Образовательные.

  • Закрепить знания о механизме образования звуков и его акустических особенностях.
  • Повторить русские народные сказки. Повторить слова русской народной песни «Как у наших у ворот…», повторить слова стихотворения М. Яснова «Башмачок», повторить слова русской народных стихов «Таря-Маря».
  • Повторить ритмические формулы, ранее изученные с детьми.

Развивающие.

  • Развивать связную речь, мышление, внимание, память.
  • Развивать общую и мелкую моторику, умение согласовывать речь с движениями, развивать артикуляционный аппарат.
  • Развивать дыхательную систему, способствовать формированию правильного речевого дыхания; развивать координацию речи ребенка в сочетании с ритмичной вибрацией мяча в упражнениях с мячом; развивать ритмические движения в упражнениях с ложками и палочками.
  • Развивать физические качества (координацию движений, функцию равновесия).

Воспитательные.

  • Воспитывать общую культуру поведения, культуру речи.
  • Формировать чувство сопереживания героям сказки, эмпатии к тем, кто испытывает трудности в звукопроизношении.

Предварительная работа

  • Логопеда: разучивание наизусть стихотворений об образовании звуков [р], [л], разучивание артикуляционной гимнастики «Двери настежь распахни», а так индивидуальная работа с детьми по постановке и активизации отсутствующих звуков.
  • Музыкального руководителя: работа по развитию слуха, ритмических движений (стук, хлопки, шаги), формирование умения работать с ложками и палочками, работа по формированию умения выкладывать ритмический рисунок с помощью кругов, разучивание разных ритмических форм, развитие умение отличать их на слух, воспроизводить самостоятельно; а так же работа с музыкальным материалом: разучивание песен и стихов.
  • Инструктора по физической культуре: формирование умения выполнять упражнение с элементами стретчинга на фитболе под стихи «Колобок» удерживая равновесие, работа по формированию умений выполнять упражнения с элементами психогимнастики перед зеркалом.
  • Воспитателя: формирование умения выполнять пальчиковую гимнастику «Птичка», а движения под стихи «Возле речки детский сад», а так же повторение русских народных сказок «Колобок», «Курочка Ряба».

Работа над словарем: не вводятся новые слова, только на этапе подготовки: ритм.

Приемы, используемые для руководства деятельностью детей:

  • Мотивация: сюрпризный момент, обращение героев сказок за помощью, путешествие в сказку.
  • Активизация детской деятельности: использование игр, смена видов деятельности, музыкальное сопровождение, смена сюжете, перемещения по залу.
  • Организация практической деятельности: упражнения на мяче, дыхательные упражнения перед зеркалом, ритмические упражнения с ложками, палочками, упражнения на активизацию артикуляционного аппарата, упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
  • Оценка деятельности детей, активизация самооценки: похвала, обращение внимание на точность и правильность выполнения всех упражнений, организация самонаблюдения с помощью зеркала, переход к следующему этапу (сказке).

Предметно-пространственная развивающая среда для ООД: Экран с мультимедиапроектером, мультимедиапроигрыватель, избушка, столик со скатертью, яйцо в лукошке, ширма для театра, кукла Би-ба-бо Колобок, пенек, деревья и кусты объемные, книга со сказками.

Раздаточный материал: деревянные ложки и палочки по 2 на каждого ребенка и педагога, и для зрителей, мячи на каждого (5 детских и 2 взрослых).

Деятельность детей в ООД: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Планируемые результаты.

  • Личностные: умения детей действовать самостоятельно и в команде, проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со сверстниками  и взрослым, воспитание таких нравственных качеств как трудолюбие, упорство в достижении результатов своей деятельности.
  • Интеллектуальные: развитие интереса к занятиям физкультурой, музыкой, к занятиям по развитию речи, логопедическим занятиям, их значимости для формирования правильной и грамотной речи; формирование представлений  о звукообразовании.
  • Физические: формирование общей культуры поведения, развитие физических качеств (координацию движений, функцию равновесия), развитие общей и мелкой моторики, развитие музыкально ритмического слуха, развитие ритмический действий (стук, хлопки).

Образовательные области:  познавательное развитие (ФЦКМ), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

План ООД

1. Вводная часть – 10 мин.

Вход в зал, упражнения «Возле речки детский сад», упражнение «Птичка», чтение сказки, видеозвонок от Бабы-Яги, появление феи, упражнения на активизацию артикуляционного аппарата.

2. Основная часть – 23 мин.

Попадание в сказку «Курочка Ряба». Упражнения на развитие ритмических движений и ритмического слуха с ложками и палочками. Переход в сказку «Колобок», дыхательные упражнения перед зеркалом, упражнения на мяче с элементами стретчинга, упражнения на согласование музыки с движениями.

3. Заключительная часть – 7 мин.

Видеозвонок от Бабы-Яги, появление ее в зале, песня.

Длительность ООД – 40 мин.

Ход ООД

На экране компьютерная презентация с кадрами, сопровождающимися словами Сказочницы (приложение №1)

Сказочница.

В некотором государстве
Стоял среди широкой степи
Терем расписной,
Звался он под стать себе
«Ключик золотой».
Был тот терем детским садом
Посещать его детишки были рады!
Но сказ наш даже не о нем -
Об особой группе пример вам приведем!
Эта группа вида комбинированного
Впервые нами апробирована.
Детишки там замечательные
Вот только своей речью примечательные
Помощь нужна здесь профессиональная
Подход к каждому индивидуальный.
За работу специалисты дружно взялись
Чтоб у ребят к школе все звуки на место вернулись!
И вот однажды солнечным днем
Случились с ними приключения
На литературном чтении…
(Стихи Джадралиевой Г.К., Блощинской Н.В., Мазура И.М., Мурзагалиевой Л.А.)

Входят дети и воспитатель.

Воспитатель: «Ребята, как здорово было на прогулке! Ой, а у нас гости. Здравствуйте, дорогие гости»

Дети: «Здравствуйте!»

Воспитатель: «Встанем в круг. Вспомним, как здорово на прогулке»

Упражнение «Возле речки детский сад»
/Зинаида Александрова «Ветер на речке»/
Возле речки детский сад /Дети стоят в кругу
На лугу ромашки… /Идут к центру круга/
Сорок маленьких ребят /Расходятся/
Бегают в пятнашки /Бегут по кругу/
Мы приехали сюда /«Едут»/
Ходим за грибами /Ходят наклоняются/
Солнце, воздух и вода /Останавливаются и лицо подставляют солнцу/
На прогулке с нами.

Воспитатель: «Вспомните, кого мы видели на прогулке?»

Дети: «Птицу»

Воспитатель: «Какую?»

Дети: «Воробья, сороку, свиристель и др.»

Воспитатель: «Покажем, как птица летает»

Упражнение «Птица».

Птичка летела, летела, села, посидела и дальше полетела. Ладони поставить «птичкой» и двигать мим вперед и назад.
Вот птенцы, а вот гнездо. Всем птенцам в гнезде тепло. 4 пальца руки – это птенцы, большой палец загнуть в ладонь. Другая ладонь полукругом – это гнездо. «Птенцов» вставить в «гнездо».

Птичка наклонилась, захватила, поднялась и проглотила.

Прохорова Г.Н.Пальчиковая гимнастика.

Пальцами одной руки изобразить клюв птицы.

Воспитатель: «Молодцы! А теперь займемся литературным чтением! Сегодня будем продолжать учиться пересказывать русские народные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете? Назовите?»

Дети: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя»

Воспитатель: «Хорошо. Итак, слушайте! (открывает книгу, начинает читать):

Живи-быви дед да баба
Быва у них кулочка Ляба…
Ой, наверно опечатка! (читает другую сказку)
Живи-быви сталик со сталухой.
Вот и говолит сталик сталухе…»

Воспитатель: «Да, что это такое! Ничего не пойму? Кто книгу подменил?»

Дети в недоумении пожимают плечами. Раздается звук скайпа. На экране запись (приложение №2)

Баба-Яга (протирает экран. Замечает что на нее смотрят. Злобно говорит):

«Хи-хи-хи! Потитали!!!! Пелесказывать утятся они! Да не тут то быва! Я все сказки заковдовава! Они мне никогда не нлавились! А тепель длугое дело! До связи, малысня!»

Воспитатель: «Ребята, вы что-нибудь поняли? Кто это?»

Дети: «Баба-Яга!»

Воспитатель: «Ну как же сказки без нее. Вроде не новый год? (задумывается)

Ну, раз такие чудеса, то позовем-ка мы на помощь добрую фею. Пусть расшифрует нам послание Бабы-Яги!»

Дети зовут фею.

Фея: «Здравствуйте, ребята! Что у вас случилось?»

Дети отвечают, что видели, высказывают догадки.

Воспитатель: «Вот полюбуйтесь (встает, показывает открытую книгу)»

Фея: «А! Все понятно! Заколдовала, говорите, значит, нам надо расколдовать. Для этого надо отправиться прямо в сказку»

Машет палочкой под музыку и появляется книга больших размеров (приложение №3)

Фея: «Вот в эту, например…. Но прежде чем, вас оправить туда, ребята, надо вас подготовить (садится перед детьми). Подготовим ваш язычок к путешествию, сделаем разминочку»

Артикуляционная гимнастика

1. Двери настежь распахни, сказка ждет нас впереди! (Спокойно открыть рот, подержать его открытым 3-5 секунд, медленно закрыть рот)

2. Фея улыбается, сказка начинается! (Растянуть губы в улыбку, показать все зубки, челюсти сомкнуты)

3. Трубачи вовсю трубите! Всех на бал вы созовите! (Вытянуть губы вперед в виде трубы)

4. Из большущей тыквы этой. Будет Золушке карета! (Надуть щёчки, удержать воздух внутри полости рта в течение 3-5 секунд)

5. Карета по мосту летит, в ней Золушка на бал спешит. (Рот открыть, улыбнуться. Зацепиться кончиком язычка за нижние зубы, спинку язычка выгнуть. Удерживать данное положение 3-5 секун)

6. Конь бежит, земля дрожит, принц к невесте в дом спешит. (Рот открыть. Щёлкать языком, присасывая его к нёбу. Следить за тем, чтобы подбородок не двигался)

Фея: «Будьте осторожны, когда вы попадете вы можете попасть под чары Б.Я. и можете забыть, как правильно произносить звуки. Давайте повторим, как они образуются»

Ребенок 1: «Звук [р]

РРР! – ракета рвется ввысь!
РРР! – рычит сердито рысь.
РРР! – рокочет ровно робот.
РРР! - сказать и ты попробуй!
РРР! – возьмемся за учебу!
РРР! – язык широкий к нёбу!
Язычком передним краем
Вверх на дёсны нажимаем.

(Вместе) - Р-р-р-р-р-р!»

Ребенок 2: «Звук [л]

Узкий кончик языка
Ветер, в зубы упирается.
По бокам от языка 
Воздух пробирается.
Л получится певучий,
Плавный, ласковый и звучный:
Ласка, лама, ландыш, лапа,
Лук, луна, лужайка, лампа.
Вместе: л-л-л-л-л!»

Фея: «Теперь вижу, вы готовы. В путь. Дети заходят в книгу. И оказываются в сказке «Курочка Ряба» (приложение №4)

На сцене теремок, столик со скатертью, яйцо, сидит Курочка Ряба. Дети оглядываются.

Курочка Ряба (выходит поет песню): «Здравствуйте, ребята, я вас так жду, одна надежда на вас. Догадались, в какой сказке вы оказались?»

Дети: «Курочка-Ряба!»

Курочка Ряба: «Злая Баба-Яга заколдовала звуки [р] [р’], усыпила их. Теперь дети не могут правильно их произнести, когда читают сказку. Да и яичко мое теперь не может [р]азбиться, а стоит целехонькое. И как ей не стыдно. Но я знаю, как нам быть. Мы разбудим звуки [р] [р’]. И они вернутся в речь детей и в сказку. Присаживайтесь на стулья»

Курочка Ряба: «Повторим ритмические формулы:

1). Хлопнуть правой рукой по правому колену, хлопнуть левой рукой по левому колену, сделать два шлепка накрест плечам. Хлопнуть в ладоши.

2). Хлопнуть правой рукой по левому колену, хлопнуть левой рукой по правому колену, хлопать в ладоши»

Курочка Ряба: «А сейчас поработаем с палочками (воспитатель раздает палочки). Садимся на пол»

Раз. Два. Три. Четыре. Удары на каждый счет.
По дорожке я скачу. Стучать палочками поочередно об пол.
Раз. Два. Три. Четыре. Удары на каждый счет.
Башмачок скакать учу. Три первых слога – правой палочкой об пол, на один слог – пауза, три последних слога – левой палочкой.
Раз. Два. Три. Четыре. Удары на каждый счет.
Обломился каблучок. Держа левую палочку за середину, стучать правой палочкой то по одному концу левой, то по другому.
Раз. Два. Три. Четыре. Удары на каждый счет.
Заблудился башмачок. Стучать концами палочек друг о друга, держа их в горизонтальном положении.

М.Яснов. «Башмачок».

 

 

Таря-Маря в лес ходила, шишки ела – нам велела,
А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим.
Таря-Маря в лес пошла и грибочки там нашла.
I _ _ _
А грибы-то мы едим,Таре-Маре не дадим.
Таря-Маря в лес ходила, шишки ела – нам велела,
А мы шишки не едим, Таре-Маре отдадим.
I I _ _
Таря-Маря в лес пошла и грибочки там нашла.
А грибы-то мы едим,Таре-Маре не дадим.
I _ I _

«Таря-Маря» народная мелодия из сборника
И. Каплуновой «Ансамбль ложкарей».

I _ _ ii

«I» – удары ложкой, «_» - пауза, «i» – короткий удар.

Курочка Ряба: «Молодцы! Уберите палочки под стул. Звук еще не проснулся.

Надо нам еще и ложками поработать» (воспитатель раздает ложки)

Курочка Ряба: «Сначала повторим ритмические формулы на стихотворение «Таря-Маря». У вас отлично получается. Теперь мы можем устроить самый настоящий оркестр. Выходите на сцену. Сейчас мы исполним песню «Как у наших у ворот».

Звучит фонограмма «Как у наших у ворот». Дети поют и играют ложками.

Курочка Ряба: «Какие вы молодцы, выполняли все упражнения верно, потрудились на славу. Пока мы пели мышка пробежала, яичко покатилось и [р]азбилось. А значит, звуки мы расколдовали, и чары Бабы-Яги развеялись. Сказку теперь пойдет как надо. Думаю, Вам пора спешить и в другие сказки, пока Баба-Яга все сказки не успела заколдовать»

Музыка. Дети уходят в книгу обратно и появляются снова (приложение №5).

На сцене атрибуты к сказке «Колобок»: избушка, дорожка, лесок, пенек.

Дети идут осторожно, оглядываются. Колобок (кукла на руку) сидит на пеньке пригорюнившись.

Воспитатель: «Ребята, в какой сказке мы теперь оказались?»

Дети: «Колобок»

Воспитатель: «Давайте-ка с ним поздороваемся! Здравствуй, колобок!»

Колобок (лениво): «Здравствуйте...»

Воспитатель: «Что-то колобок ты себя не похож, печальный какой-то. И песни не поешь, и не катишься никуда. Видно и здесь Баба-Яга побывала»

Выходит лиса и присоединяется к разговору.

Лиса: «Побывала, побывала. Все  тут заколдовала. Вот смотрите: Колобок, колобок, я тебя съем! (шучу)»

Колобок: «Ой, грустно мне. Став  я енив, неподвижен, и оттого речь моя става мед енной, и говорить мне ень»

Лиса: «Вот Баба Яга, проказница, даже звуки  [л] и [л']– тоже заколдовала. Ребята, а давайте развеселим Колобка? Подойдите к зеркалу!»

Психогимнастика.

Лиса: «Встаньте перед зеркалом, чтобы контролировать свои действия:

  • Покажите, какие толстые щечки у Колобка (дети надувают щеки). Покажите с помощью рук, как катится Колобок (вращают руками вперед, назад).
  • А теперь плавно вдохните носиками воздух, надуйте животик, чтобы он был таким же круглым, как Колобок.
  • А теперь изобразите сначала грустного, задумчивого, печального, а теперь веселого Колобка.

Лиса: «Посмотрите, повеселел наш Колобок. Но чтобы ему вернуть звуки нам надо Колобка растормошить, физическую силу развить. Ребята, а ведь мы знаем стихотворение про Колобка. Давайте-ка, мы с вами его расскажем и выполним упражнения на фитболах. Возьмите свои мячи и встаньте в исходную позицию. Все слова проговариваем четко и стараемся точно делать все упражнения»

Упражнение «КОЛОБОК».

  • Колобок, колобок, тёплый и румяный (покачивания на мяче вправо, влево)
  • Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки на месте)
  • То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево  с наклонами)
  • Вперед он наклонился (наклон вперед)
  • А потом с горы скатился  (скатывание с мяча)
  • Поскакал он  по дорожке  (прыжки по кругу)
  • и попал ко мне в ладошки (берут мячи в руки)

Колобок (запел): «Ля-ля-ля, ля-ля-ля»

Лиса: «Ой, вот и звуки вернулись к нашему Колобку!  Колобок, колобок, я тебя съем!»

Колобок: «Не ешь меня Лиса, я вам песенку спою»

Лиса: «Здорово! Ты нам споешь, а мы станцуем под твою песенку (выполняют движения под слова песни)»

Лиса: «Ну что ж, Колобка развеселили, чары Бабы Яги разрушили и вернули заколдованные звуки. Пора мне с вами прощаться и к себе домой возвращаться. До свидания!»

Воспитатель: «Прощай, Лиса! Ну и нам пора возвращаться! Интересно, Баба Яга в какой сейчас сказке?» (приложение №6)

Баба Яга (на связи): «Ах, вы салуниски. Все мои п[л]аны испо[р]тили. Зачем вы все звуки обратно вернули. Зачем они нужны, если их малысы не могут говорить, и я тоже….(с обидой)»

Воспитатель: «Ну, вот легка на помине! Баба-Яга, как это и ты тоже. Речь твоя стала намного чище и правильнее. Ведь сейчас ты звуки [р] и [л] говорила правильно»

Баба-Яга: «Я го-во-р-р-р-и-л-л-л-а!!! Ой, я теперь говорю. И я поняла почему, я все упражнения вместе с Вами выполняла. Минуточку! (убегает)»

Воспитатель: «Что она еще задумала?»

Появляется на сцене.

Баба Яга: «Простите меня, ребята. Я боль[с]е так не буду! Ой! Я кажется еще и звук [с] не говорю (прикрывает рот)»

Воспитатель: «Ничего Баба-Яга, это поправимо! Самое главное, что ты поняла, что не сказки надо менять, а работать над своей речью. Приходи к нам в детский сад и занимайся вместе с нами:

- с воспитателями,

- с музыкальным руководителем,

- с инструктором по физической культуре,

- и конечно, с логопедом!»

Финальная песня «Будет пусть красивой речь». Музыка М.Чертищева. Слова И.А.Васняевой.

Как прекрасно рассказать
Обо всем друзьям
Чтоб все поняли тебя,
А не только сам!

Мы желаем чисто и красиво
Звуки все, друзья, произносить!
Четко, звонко, ясно и счастливо
Песни петь и речи говорить!
Всех стихами удивить!!!!!

Будет пусть красивой речь
Правильной и чистой.
Будем звуки мы беречь –
Будет пусть красивой речь!

Будет пусть красивой речь
И счастливой детвора
Логопедам мы, друзья,
Скажем всем: «До новых встреч!»
Говорим: «До новых встреч!»

Использованная литература

1. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. — 2-е изд. — СПб.: КОРОНА принт, 2004. — 144 с, ил.

2. https://infourok.ru Тематические физкультминутки – Инфоурок.