Формирование правильной речи, развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья - сложный педагогический процесс. Доказано, что максимальное влияние на развитие коммуникативно-речевых способностей оказывает создание комфортных условий для развития, воспитания и обучения детей с ОВЗ. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО.
Требования к развивающей среде по Федеральным образовательным стандартам дошкольного образования.
- Развивающая среда определяется как часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами.
- Коррекционно-развивающая среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, а также возможности уединения.
- Коррекционно-развивающая среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной.
Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но одним из моментов успешной коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, является создание оптимальной развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете образовательного учреждения.
Цель:
- коррекционная помощь, организация условий для исправления и преодоления речевых дефектов, для обогащенной, разнообразной коммуникативной деятельности детей, взаимодействие с родителями для обеспечения гармоничного развития воспитанников.
Задачи:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, овладение слоговой структурой, развитие фонематического слуха и восприятия);
- развитие навыков связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие познавательных процессов.
Создавая развивающую среду, учитываем следующие принципы:
- доступность-воспитанники свободно пользуются игровыми пособиями;
- системность-материал систематизирован по лексическим темам, составлен паспорт кабинета;
- здоровьесбережение-достаточное освещение, регулируемые столы, учет возрастных особенностей;
- вариативность-материал съемный, который можно использовать в разных зонах группового пространства.
Игры и пособия эстетически оформлены. Кабинет разделен на центры.
1. Учебный центр. Здесь расположены магнитная доска и детские столы для проведения подгрупповых занятий.
2. Центр индивидуальной работы. Дидактическая игрушка - сказочный персонаж Дракоша, который в игровой форме вовлекает детей к выполнению артикуляционной гимнастики. Он изготовлен из ткани. Голова с подвижным язычком. Используем «язычки» на руку учителя-логопеда и ручку ребенка. Вначале педагог вместе с Дракошей показывают детям упражнения, а после того, как воспитанники усвоят правильную артикуляторную позу, самостоятельно включаются в коррекционный процесс: «Научился сам – научи товарища.»
Таким образом, мы создаем у детей эмоционально-положительное настроение как результат совместной деятельности. У дошкольников появляется мотивация к данному виду работы. Это повышает детскую ответственность, инициативу, самостоятельность. На лапах Дракоши используем перчатки для выполнения пальчиковых игр.
3. Центр по развитию мелкой моторики. Здесь разместились разнообразные пособия по развитию мелкой моторики: массажные мячи, бусы, пазлы, прищепки, трафареты, сухие бассейны и «говорящие перчатки». Детские перчатки превращаем в различных персонажей. Например, в «белку» и «далматинца» и развиваем диалогическую речь. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, четкой артикуляцией; развивают память, фантазию, взаимодействуют друг с другом. А сказочная Баба Яга предлагает выучить чистоговорки, «шагает» и проговаривает их тихо-громко, медленно- быстро. Са-са-са – утром выпала роса.
4. Зона речевого дыхания. Это подвесная конструкция, которая приводится в движение воздушной струей ребенка и позволяет формировать направление и силу выдоха. Яркие картинки меняются по временам года: осенью - разноцветные листья, зимой - разные по величине снежинки, весной - пестрые бабочки, летом - яркие цветы. И разнообразные дыхательные тренажеры, изготовленные родителями: чашки, рукавички, вертушки. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
5. «Речевое окно». Многофункциональное пособие с набором съемных предметов. На ковролине крепятся деревья с листьями по временам года, животные и птицы. Дети могут самостоятельно организовать игру или совместно с педагогом. «Речевое окно» стимулирует работоспособность и интерес к деятельности.
Игры: «Назови первый звук в слове», «Раздели слова на слоги», «Составь предложение», «Кто где спрятался», «Что сначала, что потом», «Вырастим подсолнечник» и т.д. Каждая игра может повторяться в разных вариантах.
6. «Облака». Развитие эмотивных представлений.
Цель: познакомить дошкольников с различными видами эмоциональных состояний, научить различать и обозначать словами основные эмоции, учить передавать разные эмоции при помощи мимики и жестов.
Ситуации: «Идем в театр», «У мамы день рождения», «У брата болит ухо». Важно научить ребенка радоваться и грустить, удивляться и заботиться, сочувствовать и гордиться.
7. Центр дидактических пособий и документации. Весь материал систематизирован по разделам: лексико-грамматический строй языка, звукопроизношение, связная речь, познавательные игры.
8. Функционирует уголок для родителей «Советы логопеда». Выставляется материал по темам с рекомендациями и памятками.
9. Использование компьютерных технологий для повышения эффективности занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Современная организация развивающей предметно-пространственной среды позволяет решать задачи в игровой форме, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность и добиваться высоких результатов у дошкольников с ОВЗ.