Класс: 2.
Предмет: краеведение.
Тип занятия: занятие закрепления знаний и способов деятельности.
Форма занятия: игра-путешествие.
Цели занятия: через знакомство с традиционными промыслами жителей Владимирского края, способствовать воспитанию любви и интереса к традиционной русской культуре.
Задачи: познакомить детей с традиционными промыслами Владимирской земли: ткачество, стеклоделие, лаковая миниатюра, иконопись.
Оборудование: доска, проектор, экран, презентация, коробочка, лоскутки ткани, изделия из стекла, лаковая шкатулка, небольшие иконы, толстая атласная лента (около 3-х метров)
Аннотация: данное занятие рассчитано на учеников начальной школы (2-4 классы). Занятие является пятым по цикличной образовательной программе «Владимирская мозаика». Дети соревнуются между собой по командам (3 команды). За каждый правильный ответ команда получает жетоны (яркие карточки из цветного картона). В конце занятия происходит подсчет жетонов и подводятся итоги.
Ход занятия
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
I. Организационный этап |
Приветствие, проверяем готовность к работе. |
Учащиеся готовятся к занятию. |
II. Вступительная беседа |
Сейчас во Владимире в центре города во время зимних каникул проходит новогодняя ярмарка. Вы ходили на ярмарку? Что такое ярмарка? Сейчас ярмарка - это праздник, на котором можно купить необычные вещи, покататься на каруселях и т.д. Ярмарки в нашей стране проходили в разных городах с самых древних времен. И в старину на ярмарке во Владимире можно было купить товары со все Владимирской земли, обсудить последние новости, поучаствовать в играх и забавах. (Слайд 1) |
Обсуждение ответов детей. |
III. Постановка учебно задачи (проблемной задачи) |
Сегодня я принесла вам небольшую коробочку. В ней лежат товары, которых больше всего продавалось на Владимирской ярмарке. Эти вещи были сделаны на нашей земле, и многие из них из Владимирской ярмарке уезжали в разные уголки нашей страны. Этими вещами славится Владимирская земля. Давайте посмотрим, что же тут лежит. Сегодня нам с вами нужно выяснить, где и как в нашем крае делали все эти предметы. (Слайд 2) |
Один ученик подходит к учителю и достает из коробочки предметы (лоскутки ткани, икону, шкатулку, стеклянную игрушку) и называет эти предметы. |
IV. Решение поставленных задач |
Ткачество. Рассказ учителя. 100-150 лет назад Владимирский край называли ситцевой столицей России. Что такое ситец? Это ткань, из которой шьют одежду, постельное белье, текстиль для дома. (Слайд 3) |
Дети отвечают. |
Кроме ситца на Владимирской земле в старину изготовляли множество разных тканей. Чтобы узнать какие именно – разгадайте филворд. |
Находят названия тканей в филворде. |
|
Учитель задает вопрос: из чего делают ткан? (Слайд 6) |
Ответы детей. Обсуждение. |
|
Игра «Ткацкй станок». Рассказ. Ткань получают благодаря переплетению тоненьких нитей. Делают это на ткацких станках. Сейчас мы с вами попробуем изобразить ткацкий станок. (Слайд 7) |
5-6 учеников выходят к доске. Они - нити основы. У учителя в руке яркая атласная лента – нить утка. Учитель изображает челнок, который ведет за собой нить утка и переплетает нити основы (обходит детей). Все действия сопровождаются комментариями. |
|
Стеклоделие. Следующий промысел жителей нашего края вам хорошо известен. Отгадайте загадку и вы сразу поймете о чем идет речь «Холод терпит, а палку нет». |
Отгадывают загадку. |
|
Рассказ учителя. Сейчас ткачеством на Владимирщине практически не занимаются. А вот стеклоделие процветает. В городе Гусь Хрустальный есть несколько производств стекла. Первый завод в этом городе был открыт в середине XVIII в. Акимом Мальцовым (Слайд 9). Стекло люди научились делать в глубокой древности. Давайте прочитаем легенду о появление стекла и выясним, из чего делают стекло? (Слайд 10) |
Представители разных команд по очереди читают легенду. Обсуждение. Дети отвечают на вопрос «Что необходимо для изготовления стекла». |
|
Речка гусь небольшая, посмотрите на ее фотографию. Свое необычное название она получила еще в древности от народа фино-угров, проживающих когда-то в этих местах. Выберите правильный ответ. Что означает название реки Гусь? (Слайд 11-12) |
Каждая команда выбирает один ответ. Угадавшая команда получает жетон. |
|
Игра «Какое бывает стекло». Каждая команда по очереди называет одно прилагательное - свойство стекла (Стекло, оно какое?). Жетон получает та команда, которая называет свойство последней. (Слайд 13) |
Дети по очереди называют свойства стекл а(прозрачное, хрупкое, звонкое…). |
|
Иконопись и лаковая миниатюра. Недалеко от города Вязники Владимирской области есть старинное село Мстера. Село это издавна славилось своими иконописцами. Эти иконы были разного качества – и дорогие, которые писали на заказ, были иконы и подешевле, доступные даже беднякам. (Слайд 14) |
|
|
По всей России били известны мстерские иконы. Их разносили странствующие торговцы. Как они назывались. Игра «Поле чудес». На доске нарисовано 5 клеточек. Каждая команда называет по 1 букве, если буква есть в слове, команда получает жетон. (Слайд 15) |
Дети угадывают слово «офеня». |
|
Рассказ учителя. В 20 веке, после революции храмы закрывались, производство икон прекратилось. И тогда жители Мстёры стали искать для себя новое занятие. И тогда они решили изготавливать шкатулки в очень интересной технике лаковой миниатюры. (Слайд 16) |
|
|
Просмотр отрывка из фильма «33 И я там был. Знакомство с мастерами Мстёры». Перед просмотром дети получают задание: определить какие этапы производства проходит шкатулка. |
Обсуждение фильма. |
|
|
Такие вот замечательные мастера живут на нашей Владимирской земле. Наши люди умеют трудится. Русский народ создал множество пословиц и поговорок про труд. Сейчас вам необходимо соединить начало и конец поговорке. (Слайд 17) |
Дети выполняют задание. |
V. Рефлексия |
Учитель бросает детям мягкий мячик. Тот, кто его поймал, на вопрос: что нового я узнал сегодня на занятие? |
Дети рассказывают, что нового они узнали на занятие. |