Занятия жителей Владимирского края

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Дополнительное образование

Класс: 2

Ключевые слова: краеведение, Владимирская область


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Класс: 2.

Предмет: краеведение.

Тип занятия: занятие закрепления знаний и способов деятельности.

Форма занятия: игра-путешествие.

Цели занятия: через знакомство с традиционными промыслами жителей Владимирского края, способствовать воспитанию любви и интереса к традиционной русской культуре.

Задачи: познакомить детей с традиционными промыслами Владимирской земли: ткачество, стеклоделие, лаковая миниатюра, иконопись.

Оборудование: доска, проектор, экран, презентация, коробочка, лоскутки ткани, изделия из стекла, лаковая шкатулка, небольшие иконы, толстая атласная лента (около 3-х метров)

Аннотация: данное занятие рассчитано на учеников начальной школы (2-4 классы). Занятие является пятым по цикличной образовательной  программе «Владимирская мозаика». Дети соревнуются между собой по командам (3 команды). За каждый правильный ответ команда получает жетоны (яркие карточки из цветного картона). В конце занятия происходит подсчет жетонов и подводятся итоги.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Приветствие, проверяем готовность к работе.
Класс делится на 3 команды.

Учащиеся  готовятся к занятию.

II. Вступительная беседа

Сейчас во Владимире в центре города во время зимних каникул проходит новогодняя ярмарка. Вы ходили на ярмарку? Что такое ярмарка? Сейчас ярмарка - это праздник, на котором можно купить необычные вещи, покататься на каруселях и т.д. Ярмарки в нашей стране проходили в разных городах с самых древних времен. И в старину на ярмарке во Владимире можно было купить товары со все Владимирской земли, обсудить последние новости,  поучаствовать в играх и забавах. (Слайд 1)

Обсуждение ответов детей.

III. Постановка учебно задачи (проблемной задачи)

Сегодня я принесла вам небольшую коробочку. В ней лежат товары, которых больше всего продавалось на Владимирской ярмарке. Эти вещи были сделаны на нашей земле, и многие из них из Владимирской ярмарке уезжали в разные уголки нашей страны. Этими вещами славится Владимирская земля. Давайте посмотрим, что же тут лежит. Сегодня нам с вами нужно выяснить, где и как в нашем крае делали все эти предметы. (Слайд 2)

Один ученик подходит к учителю и достает из коробочки предметы (лоскутки ткани, икону, шкатулку, стеклянную игрушку) и называет эти предметы.

IV. Решение поставленных задач

Ткачество. Рассказ учителя. 100-150 лет назад Владимирский край называли ситцевой столицей России. Что такое ситец? Это ткань, из которой шьют одежду, постельное белье, текстиль для дома. (Слайд 3)

Дети отвечают.

Кроме ситца на Владимирской земле в старину изготовляли множество разных тканей. Чтобы узнать какие именно – разгадайте филворд.
Учитель демонстрирует разные ткани, рассказывает чем они отличаются.
(Слайд 4-5)

Находят названия тканей в филворде.

Учитель задает вопрос: из чего делают ткан? (Слайд  6)

Ответы детей. Обсуждение.

Игра «Ткацкй станок». Рассказ. Ткань получают благодаря переплетению тоненьких нитей. Делают это на ткацких станках. Сейчас мы с вами попробуем изобразить ткацкий станок. (Слайд 7)

5-6 учеников выходят к доске. Они - нити основы. У учителя в руке яркая атласная лента – нить утка. Учитель изображает челнок, который ведет за собой нить утка и переплетает нити основы (обходит детей). Все действия сопровождаются комментариями.

Стеклоделие. Следующий промысел жителей нашего края вам хорошо известен. Отгадайте загадку и вы сразу поймете о чем идет речь «Холод терпит, а палку нет».
(Слайд  8)

Отгадывают загадку.

Рассказ учителя. Сейчас ткачеством на Владимирщине практически не занимаются. А вот стеклоделие процветает. В городе Гусь Хрустальный есть несколько производств стекла. Первый завод в этом городе был открыт в середине XVIII в. Акимом Мальцовым (Слайд 9). Стекло люди научились делать в глубокой древности. Давайте прочитаем легенду о появление стекла и выясним, из чего делают стекло? (Слайд 10)

Представители разных команд по очереди читают легенду. Обсуждение. Дети отвечают на вопрос «Что необходимо для изготовления стекла».

Речка гусь небольшая, посмотрите на ее фотографию. Свое необычное название она получила еще в древности от народа фино-угров, проживающих когда-то в этих местах. Выберите правильный ответ. Что означает название реки Гусь? (Слайд 11-12)

Каждая команда выбирает один ответ. Угадавшая команда получает жетон.

Игра «Какое бывает стекло». Каждая команда по очереди называет одно прилагательное - свойство стекла (Стекло, оно какое?). Жетон получает та команда, которая называет свойство последней. (Слайд 13)

Дети по очереди называют свойства стекл а(прозрачное, хрупкое, звонкое…).

Иконопись и лаковая миниатюра. Недалеко от города Вязники Владимирской области есть старинное село Мстера. Село это издавна славилось своими иконописцами. Эти иконы были разного качества – и дорогие, которые писали на заказ, были иконы и подешевле, доступные даже беднякам. (Слайд 14)

 

По всей России били известны мстерские иконы. Их разносили странствующие торговцы. Как они назывались. Игра «Поле чудес». На доске нарисовано 5 клеточек. Каждая команда называет по 1 букве, если буква есть в слове, команда получает жетон. (Слайд 15)

Дети угадывают слово «офеня».

Рассказ учителя. В 20 веке, после революции храмы закрывались, производство икон прекратилось. И тогда жители Мстёры стали искать для себя новое занятие. И тогда они решили изготавливать шкатулки в очень интересной технике лаковой миниатюры. (Слайд 16)

 

Просмотр отрывка из фильма «33 И я там был. Знакомство с мастерами Мстёры». Перед просмотром дети получают задание: определить какие этапы производства проходит шкатулка.

Обсуждение фильма.

 

Такие вот замечательные мастера живут на нашей Владимирской земле. Наши люди умеют трудится. Русский народ создал множество пословиц и поговорок про труд. Сейчас вам необходимо соединить начало и конец поговорке. (Слайд 17)

Дети выполняют задание.

V. Рефлексия

Учитель бросает детям мягкий мячик. Тот, кто его поймал, на вопрос: что нового я узнал сегодня на занятие?
Подсчёт жетонов и подведение итогов. (Слайд 18)

Дети рассказывают, что нового они узнали на занятие.