Учение без размышления бесполезно.
Конфуций
Цель: предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии критического мышления в развитии интеллектуальных способностей учащихся.
Задачи:
- вызвать интерес у коллег к технологии критического мышления;
- сформировать представление об эффективности систематизации материала через структурно-логические схемы.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!
Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.
Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.
Условия:
- принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
- принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)
В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.
Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками.
Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.
Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.
Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.
- Что же такое критическое мышление?...
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.Селевко)
Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Критическое мышление —это непредвзятое изучение предмета или проблемы.
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Методика критического мышления, включает три этапа или стадии.
Первая стадия - вызов.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление.
Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия.
- Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- усвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Любая тема (задание) и есть своего рода предмет изучения или проблема.
Задание: тема «Человек – существо биосоциальное».
- Подумайте, что вы уже знаете о данном предмете?
На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его. Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: "+" я это знаю; "-" я так не думал; "?" не понял; "НИ" новая информация, а остальные уберите в сторону.
- Почему вы написали или выбрали данные характеристики?
- Какие слова для вас непонятны или не известны?
На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально)
Слово 1 группе
Слово 2 группе.
Сделайте Вывод.
Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.
- Считаете ли вы данную схему сложной для вашего восприятия?
- Считаете ли вы данную схему логичной для вашего восприятия?
- Что нового вы сегодня для себя открыли?
Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме.
Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.
Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность:
- вовлечения в работу всех учащихся без исключения
- увеличить объем изучаемого материала
- усилить мотивацию к обучению
- обеспечить самоконтроль учащихся
- закрепить знания и умения в процессе изучения материала
- дать большую самостоятельность
- расширить логические способности и познавательную активность учащегося
- развивать нравственное сознание и самосознание
- включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата.
Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.
И в завершение я хотела бы поблагодарить за активную работу и добрые слова. Сегодня вы поднялись еще на одну ступень знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся вам в вашей педагогической деятельности.