В настоящее время проблемы специального образования являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования и науки Российской Федерации, a тaкже системы специальных коррекционных учреждений. Это связaно с тем, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов постоянно растёт. Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8 % всех детей).
В Конституции РФ и Зaконе «Об обрaзовaнии» скaзaно, что дети с проблемaми в рaзвитии имеют равные со всеми права на обрaзовaние. Получение детьми с ОВЗ обрaзовaния является одним из основных и обязательных условий их необходимой успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Обучающиеся с ОВЗ имеют недостаточный уровень познавательной активности, мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. У них имеются различные комплексы, они эмоционально “зажаты”, испытывают тревожность, чувствуют свою собственную несостоятельность И это всё мешает им овладевать знаниями.
Поэтому мы, педагоги коррекционных образовательных учреждений, находимся в постоянном поиске активных методов, форм и приёмов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как же помочь такому ребёнку? В своей работе с детьми с ОВЗ мы должны придерживаться следующих принципов:
1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учёт дефектов.
2. Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности, создание ситуации успеха на каждом уроке.
3. Предотвращение наступления утомления, использование для этого разнообразных средств (чередование умственного труда и практики, преподнесение материала небольшими порциями, использование интересного и яркого дидактического материала и средств наглядности).
Одним очень эффективным средством являются игры.
Вероятно, каждый учитель интуитивно отличает игру от других типов и форм педагогической деятельности. Но само понятие «игра» имеет множество значений и ни одно из них не имеет однозначного определения. В толковых словарях, у большинства педагогов, таких как Ушинский [7], Крупская [4], Сухомлинский [6], Макаренко [5], Эльконин [9], Иванов [2] и других, игра рассматривается как развлечение, забава.
Согласно Л.С.Выготскому, игра - источник развития и создаёт зону ближайшего развития. «По существу через игровую деятельность и движется ребёнок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, то есть определяющей развитие ребёнка». [1, c. 11]
В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности” [6, c. 97].
В основу игр, как средства обучения, я положила определение Сталя Анатольевича Шмакова: “Игрой нaзывaют воображаемую или реальную деятельность, целенаправленно организуемую в коллективе воспитанников, обучaющихся с целью отдыха, развлечения, обучения”. [8, c. 102]
Как утверждал Сталь Шмаков, “игра - дело серьёзное. Онa требует столь же внимательного отношения к себе, кaк и другие средства воздействия на ребёнка”. [8, c. 110]
При подборе и использовании игр в обучении детей с ОВЗ необходимо учитывать особые требования:
1. Соответствие игры возрасту ребёнка.
2. Подбор игрового материала с постепенным усложнением.
3. Связь содержания игры с системой знаний обучающегося.
4. Учёт структуры дефекта.
5. Соответствие коррекционной цели занятия.
6. Учёт принципа смены видов деятельности.
7. Использование ярких, озвученных пособий.
Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной - ребёнок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет и пр. Он не ассоциирует игру с учёбой. Для него игра - забава. Чем занимается ребёнок, когда взрослые уходят из дома? Играет!
Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий обучающихся. Они обязаны делать то, что им порой не хочется делать.
Переход от игровой деятельности к учебной часто навязывается ребёнку взрослыми, a не происходит естественным путём.
Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает жить и своеобразно развиваться. Несмотря нa смену ведущего вида деятельности игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование учебно-познавательной компетентности.
На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком в большинстве случаев не вызывают у обучающихся интерес. Большая часть детей считает этот учебный предмет трудным и скучным, поэтому и не стремятся овладевать необходимыми знаниями. А нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.
Я задумалась над тем, как пробудить любовь к русскому языку, как повысить интерес к занятиям. Для этого перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать, отбирать и применять на уроках увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. И таким увлекательным материалом стали дидактические игры, которые я использовала в своей практике.
В современной школе урок без обоснованного использования игры нельзя считать полноценным. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у обучающихся произвольность таких процессов, как внимание, мышление и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры.
При наполнении содержания занятий для обучающихся с ОВЗ я всегда обращаю внимание на то, что, с одной стороны, надо учитывать принцип доступности, а с другой стороны, что нельзя допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности лишь в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей.
Не следует сразу давать обучающемуся сложные задания, с которыми он может не справиться. Лучше предложить упражнения, которые он точно выполнит, но приложит для этого некоторые усилия.
Успех в выполнении задания приводит к тому, что ребёнок становится активнее, успешнее, он чувствует себя «героем», повышается его авторитет перед учителем, родителями. И, как следствие этого, можно предлагать ему дополнительные задания - потруднее.
Уроки, наполненные интересными играми, замысловатым сюжетом, организованные по необычному сценарию, нравятся обучающимся больше, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом. И в большей степени это касается детей с ОВЗ. Ведь им требуется уделять больше внимания, больше заинтересовывать учебными предметами, знаниями, которые они получают на учебных занятиях.
Особенно широко используются игры на уроках при обучении детей шести-семилетнего возраста, поскольку ведущей деятельностью детей в детском саду была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого участие в игре невозможно.
Надо шире практиковать занимательные игровые формы обучения, которые вызывают большой интерес у детей (например, игру в магазин при обучении математике, обведение контуров рисунка при обучении письму, игру с куклами и мячами на уроках по развитию речи и т.д.). Даже слаборазвитые, робкие и застенчивые дети охотно включаются в подобные игры.
Как показывают наблюдения, наибольшие успехи достигаются на тех уроках, на которых на игру отводят третью часть урока. Недооценка или переоценка игры отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе. При недостаточном использовании игры снижается активность обучающихся на уроке, ослабляется интерес к обучению, при её чрезмерном использовании ученики с трудом переключаются на обучение в неигровых условиях.
На своих уроках я очень тщательно подхожу к отбору игр, с помощью которых объясняю или закрепляю учебный материал. Одно из первых фонематических понятий, с которыми знакомятся первоклассники, - слог. Познакомить с понятием – значит познакомить детей с его опознавательными признаками, позволяющими отличить данное понятие от других. Для слога это:
- звук или группа звуков, произносимых на одном выдохе;
- слог не обладает лексическим значением;
- при нарушении последовательности слогов слово искажается или превращается в другое.
Осознанное усвоение детьми этих признаков и приведёт к осознанному усвоению понятия «слог». Для понимания и закрепления первоклассниками того, что слог - это группа звуков, произносимых на одном «толчке воздуха» (первого из выделенных признаков), провожу дыхательные упражнения (“Задуй свечу”, “Подуй на на одуванчик” и др.)
Также поможет усвоению понятия “слог” игра «На стадионе».
- Знаешь ли ты, что на футбольных и хоккейных матчах всё время изучают русский язык? Не веришь? Какое слово они кричат, когда хотят, чтобы команда забила гол? (Шайбу).
- Правильно. Давай и мы крикнем так, как кричат болельщики на стадионе. (Вместе скандируем: “Шай-бу! Шай-бу!”)
- Болельщики кричат слово по слогам.
Здесь вводится термин, который детям надо запомнить и потом не спутать с уже известным и очень похожим - термином «слово».
Для знакомства со вторым признаком слога может быть полезна такая обучающая игра.
Я произношу:
- [ка]. Понятно, что я хотела сказать? (Нет.)
- [ро]. А теперь понятно? (Опять нет.)
- [ва]. (Непонятно.)
- Что я произнесла: слово или отдельные слоги? (Слоги.)
- А теперь я соединю их вместе и произнесу: «корова». Теперь, понятно? (Да)
Вывод, который мы делаем вместе: когда произносились отдельные слоги, было непонятно. Как только слоги соединились, получилось слово.
На этом же этапе работы я иногда меняюсь ролью с обучающимся и тогда он задумывает слово и произносит по слогам, предлагая мне его отгадать.
Продолжением изучения слогов является работа над стихотворением Э.Успенского.
Что за ли? Что за мон? Никакого смысла.
А как скажут лимон - Сразу станет кисло!
Что за ки? Что за но? - Людям не известно.
А как скажут кино - Сразу интересно.
Что за хал? Что за ва? Вот ещё одна загадка.
А как скажут халва - Сразу станет сладко.
Очень эффективно для закрепления темы “Слог” используется игра «Доскажи словечко». Обучающемуся предлагается слог, к которому он должен придумать слог для получения нового слова. Во время игры можно использовать «ловушку» и предложить такой слог, при котором слова не образуются. Следует обратить внимание на то, что не любые слоги могут соединиться и образовать слово.
Усвоение понятия «слог» невозможно без одновременной отработки способа действия при делении слов на слоги. Традиционными способами выделения слогов и определении их количества считаются произнесение слова с хлопками и приём упора тыльной стороны ладони в подбородок.
Таким образом, ди дактические игры в обучении детей с ОВЗ являются средством повышения их умственной активности, они активизируют психические процессы, снижают напряжение, усталость, помогают преодолевать комплексы, имеющиеся у всех детей с ОВЗ, вызывают у обучающихся живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления. В них дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения.
Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, создаёт положительный эмоциональный настрой и ситуацию успеха, а значит, облегчает процесс усвоения знаний детьми с ОВЗ.
Хочется отметить, что систематическое использование различных видов игр на уроках у младших школьников приводит к появлению у них возрастающего интереса к предмету, который является основным мотивом учебной деятельности, к результатам своей деятельности, повышает мотивацию у ребят, познавательную активность, качество их знаний.
Игра - это отличное средство стимулирования не только для обучающихся, но и для педагогов: оно позволяет учителю находиться в постоянном творческом поиске, это становится нормой работы.
Литература
1. Выготский Л.С. Игра и её роль психическом развитии ребёнка. - М.: Смысл, 2005, - 512 с.
2. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. - М.: Просвещение, 1978. - 348 с.
3. Игра как средство обучения младших школьников // Метод. пособие. Новокузнецк: НПК, 1998. - 302 с.
4. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 11-ти т. / Под ред. Н.К.Гончарова [и др.]. - М.: Академия пед. наук, т. 3, 1959. - 798 с.
5. Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 2014. - 420 с.
6. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Издательство политической литературы, 1985. - 272 с.
7. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Академия, 1989. - Т.6. - 340 с.
8. Шмаков С.А. Её величество - игра. - М.: Магистр, 1992. - 160 с.
9. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Издательский центр “Академия”, 2007. - 326 с.