УМК: "Перспектива" (авт. учебника Л.Г.Петерсон).
Класс: 1.
Цели:
- Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур.
- Совершенствование навыка счета в пределах 9.
- Развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Привитие интереса к изучению математики.
Оборудование: компьютер, проектор.
Ход урока
1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся
Ребята, мы продолжаем наше путешествие по увлекательной стране математике.
- из каких геометрических фигур состоит этот паровоз?
- сколько их? (13)
- на какие группы можно разбить фигуры? (по цвету: красные и синие; по размеру: большие и маленькие; по форме: треугольники, круги, прямоугольники)
- сколько красных фигур? (5)
- сколько синих фигур? (8)
- сколько прямоугольников? (4)
- на какие части можно разбить прямоугольники? (красные и синие; большие и маленькие).
2. Подготовка к изучению нового материала
Слайды № 2–3
- На страницах нашего учебника нас очень часто сопровождает Веселый гном. Но сегодня он пришел к нам за помощью, чтобы мы помогли ему сравнить фигуры.
- Рассмотрите геометрические фигуры, изображенные на рисунке? Давайте, попарно сравним фигуры, расположенные рядом. Но, для начала вспомним, что значит «сравнить» фигуры? (Найти сходства и различия).
- Чем же различаются фигуры? (Выделяются три признака, по которым различаются фигуры, - форма, цвет, размер. Причем на слайде №3 фигуры различаются только по одному признаку. На слайде № 4 задание усложняется:
- 1 пара - цвет, размер;
- 2 пара - размер, форма;
- 3 пара - размер, форма, цвет;
- 4 пара – размер;
- 5 пара - размер, форма, цвет.
3. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока
Фронтальная работа с классом.
Слайд № 4- Ещё вчера Гному было дано очень сложное задание, с которым ему справиться не удалось. А задание было следующим: найти среди предложенных фигур, фигуру равную фигуре а, и сделать вывод о том, как можно определить равенство фигур?
- Поскольку Гном с этим заданием не справился, сегодня на уроке мы с вами этим и займемся.
4. Изучение нового материала
- Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы считаете, какие фигуры являются равными?
(Вполне вероятно, что часть детей ответит, чторавны фигуры а и б, другие - вспомнят смысл понятия равенства - совпадение и выберут одинаковые по размеру желтый и зеленый круги.)
- Как вы думаете, как можно проверить равенство кругов? (Совместить их друг с другом)
Проверка высказанных учащимися предположений
- Итак, давайте сделаем вывод о том, какие фигуры мы можем назвать равными?
(Равными являются те фигуры, которые можно совместить наложением)
Далее с помощью моделей устанавливается свойство равных фигур: если первая фигура равна второй, а вторая – третьей, то первая фигура тоже равна третьей.
Слайд № 5.
- У Гнома три треугольника. Треугольник а равен треугольнику б, а треугольник б равен треугольнику в. Как вы думаете, будут ли равны треугольники а и в? Как это проверить?
Далее делается вывод о свойстве равных фигур.
5. Первичное закрепление нового материала
Выполнение № 1, стр. 36.
Слайд № 6.
- Что нужно сделать в задании № 1? (Найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом)
- Рассмотрите фигуры, как вы думаете, какие фигуры равны? Как это можно проверить? (Путем пересчета клеток)
- Какие фигуры останутся незакрашенными? Назовите попарно равные фигуры? (Проверка по слайду № 7)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд № 8)
Чтобы вырасти нам с Гномом,
Нужно сильно потянуться-
Чтобы солнышка коснуться,
Наклониться, повернуться
И друг другу улыбнуться.
Выполнение № 2, стр. 36. Слайд № 9.
- Что нужно сделать в задании № 2? (Для каждой геометрической фигуры, изображенной справа, найти равную ей часть рисунка, изображенного слева, и раскрасить их так, чтобы равные части были закрашены одним цветом)
6. Работа над ранее пройденным материалом
Выполнение № 3, стр. 36. Слайд № 10.
- Что здесь нужно сделать? (Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было поровну, а сумма равнялась данному числу.)
Учащиеся в течение 1-2 минут выполняют задание самостоятельно, затем оно проверяется фронтально по образцу.
Выполнение № 4, стр. 37. Слайд № 11.
- Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.)
- Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.)
- Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же.
После самостоятельного решения примеров в течение 1-2 мин учитель ставит вопросы:
- Какое равенство записали под вторым рисунком? (5+3=8)
- Что нужно нарисовать в третьем мешке? (Ответы могут быть различными 4 треугольника, 4 кружка и т.д.)
- Какой получился ответ? (2+4=6)
В последнем примере этого задания возможны несколько вариантов решения: 6+0=6, 6+1=7, 6+2=8, 6+3=9 и т.д. Несколько из этих вариантов следует обсудить с детьми.
Выполнение № 5, стр. 37. Слайд № 12
- Почему под первым рисунком записано 8-3? (Было 8 кружков, а три кружка зачеркнули, то есть вычли.)
- Какой ответ надо записать? (5)
- Сделайте остальные задания так же.
При проверке решения после 1-2 мин самостоятельной работы учитель спрашивает:
- Что нужно сделать на втором рисунке? (Зачеркнуть 3 треугольника.)
- Какое равенство получилось? (7-3+4.)
- Какое равенство надо записать под третьим рисунком? (9-4=5)
Затем разбираются различные варианты решения четвёртого примера: 6-0=6, 6-1=5 и т.д.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(Слайд № 13)
Выполнение № 6, стр. 37. Слайд № 14
- У Гнома, возникло очередное затруднение. Давайте поможем ему решить примеры и проверим правильность с помощью числового луча.
3 + 1 + 5 |
9 - 7 + 4 |
9 – 8 + 3 + 2 |
8 – 2 + 1 |
6 + 3 – 1 |
5 + 2 - 6 + 7 |
В данном задании повторяется сложение и вычитание на числовом луче. Учащиеся решают примеры, а затем с помощью числового луча делают проверку. Так, как примеров много, то на отрезке стрелки не рисуются, а лишь отсчитывается соответствующее число единиц направо (при сложение) или налево (при вычитании).
7. Самостоятельная работа
Слайд № 15. (Работа по Прописям)
- Для того чтобы вы смогли выполнить задание по прописям, Гном решил напомнить вам, как правильно писать цифры, которые встретятся в задании.
8. Итог урока
Слайд № 16
- Давайте напомним Гному, чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Какие фигуры мы можем назвать равными?
- С каким свойством равных фигур мы познакомились сегодня на уроке?