Предметные недели как одна из форм повышения интереса учащихся к учебной деятельности

Разделы: Технология, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация, предметная неделя


Одной из традиций нашей школы является проведение предметных тематических недель. Эта традиция возникла не случайно.

Как приятно слышать от родителей и учеников, что ребенок бежит в школу, что ему интересно учиться. И совсем не хочется слышать обратное: “Я не люблю эту математику”, “Я не пойду в школу”, “Мне не интересно”.

Учиться должно, быть интересно. Только тогда учение может быть успешным.

Увеличение учебной нагрузки учеников заставляет задуматься, как сделать кропотливую ежедневную работу более радостной, как повысить интерес учащихся к познанию, как научить детей взаимодействовать, как раскрыть способности ребенка и дать возможность проявить себя.

Эти и другие задачи успешно решаются, как на уроках, так и во внеурочной деятельности при проведении предметных недель.

На августовском заседании МО определяется общее положение, цели и задачи предметных недель.

Общее положение.

  1. Предметные недели проводятся ежегодно с целью повышения профессиональной компетентности, интереса и мотивации к изучению предметов любого цикла.
  2. Предметные недели разрабатываются ответственными учителями в соответствии с целями и поставленными задачами.
  3. При составлении плана проведения тематических предметных недель учитывается:
    - задачи предметной недели;
    - разнообразие форм проведения мероприятий;
    - возможности участия в мероприятиях любого ученика класса;
    - четкое определение даты, времени и ответственного за проведение мероприятия;
    - форма отчета о проведении тематической недели.

Во время проведения предметных недель очень важным звеном является сотрудничество учителей, учащихся и родителей. Совместное участие детей и взрослых в праздниках, экскурсиях, играх приводит к сплочению не только детского коллектива, но и коллектива взрослых людей.

Чтобы предметные недели, которые проходят ежегодно, не стали скучной и однообразной формой работы, необходимо следить, чтобы из года в год не использовался один и тот же план предметных недель с повторявшимися формами и заданиями.

Ежегодно меняется название, тема, формы проведения мероприятий предметной недели, а ученик получает задание повышенного уровня сложности, так как ребёнок должен осознавать, что он вырос и ему доверяют выполнение более сложных заданий.

Задачи предметной недели:

  • вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность;
  • повышение их интереса к изучаемым предметам;
  • выявление учеников, обладающих творческими способностями;
  • возможность реализации и раскрытия творческого потенциала учащихся;
  • возможность более углубленного изучения дисциплины или образовательной области;
  • повышение мотивации обучения.

Принципы проведения предметной недели.

Каждый ребёнок является активным участником всех событий “недели”, в тоже время ребёнок участвует в мероприятиях добровольно, имея возможность выбора участия или неучастия.

Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их. Участвовать в театральных постановках, готовить и выступать с докладами на уроках.

А может просто наблюдать, как это делают другие. И это не маловажно, особенно на первых ступенях обучения, когда не все дети чувствуют себя уверенно.

План работы недели технологии

«Береги свою планету с теплым именем Земля!»

Дата

Название мероприятия

Время проведения

Место проведения

Ответственный

1

17.04.17

Открытие недели технологии

10.00

Холл школы
1 этаж

Торопова М.А.
Чернеев А.Е.

2

Мастер-класс «Веер из пластиковых вилок»

14.00

Кабинет обслуживающего труда

Ботанкина Т., Абдулвалеева Г., Инюгина Д. – 8 класс

3

18.04.17

Выставка рисунков «Береги свою планету – ведь другой похожей нету»

10.00

Холл школы
1 этаж

Торопова М.А.

4

Акция «Цветами улыбается Земля» – озеленение школы

14.00

Кабинет обслуживающего труда

Торопова М.А.

5

19. 04. 17

Мастер-класс «Мусор смело пустим в дело!»

14.00

Кабинет технического труда

Чернеев А.Е.

6

20. 04.17

Конкурс скворечников «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

10.00

Холл школы
1 этаж

Чернеев А.Е.

7

 

Мастер-класс «Панно из яичной скорлупы»

14.00

Кабинет обслуживающего труда

Березина Татьяна – 5 класс

8

21. 04.17

Конкурс сумок «Экосумка – альтернатива пластикового пакета»

10.00

Холл школы
1 этаж

Торопова М.А.

9

Мастер-класс «Цветочная поляна»

16.00

Сельская библиотека

Сапунова О.А.
Торопова М.А.

10

22.04.17

Закрытие недели технологии. Подведение итогов. Награждение.

10.00

Холл школы
1 этаж

Торопова М.А.
Чернеев А.Е.

2017 год был объявлен «Годом экологии», поэтому предметная неделя имела экологическое направление.

Каждый день недели предусматривал общую, групповую форму работы и индивидуальную.

Такое сочетание работ очень важно на первом этапе обучения.

Не все ученики готовы сразу понять задание учителя, задать вопросы и просто признаться, что не знают, как выполнить задание.

При работе в группах, при совместной деятельности ученики учатся друг у друга.

Неуверенный в себе ребенок, сотрудничая с более сильным, чувствует его поддержку, учится выполнять данные задания и приобретает уверенность в своих силах.

Ребята учатся взаимодействовать, решать проблему сообща, слышать не только себя, но и своего товарища.

Разобравшись в данной работе, ученик получает право выполнить ее самостоятельно.

Ученики, которые попробовали свои силы в групповой работе без страха и волнения включаются в данную работу.

При подведении итогов и награждении учитывается не победа в том или ином конкурсе, а активное участие ребенка в “неделе”.

Здесь очень важно. на протяжении недели, фиксировать участие в мероприятиях каждого ученика, каждому ребенку за участие в каждом мероприятии выдается жетон и ведется ведомость выдачи жетонов. Эта форма отчета должна быть открыта для всех.

Тогда дети могут сами принимать участие в подведении итогов, и каждому ребёнку будет понятно, почему он был награжден или не награжден.

Дети с огромным удовольствием проводят мастер-классы, пробуют себя в профессии учителя, сталкиваются с трудностями и решают их. Проводившие мастер-классы награждаются именными сертификатами.

В конкурсах активно принимают участие и родители, они совместно с детьми выполняют поделки.

Несмотря на то, что Неделя технологии - это традиционное мероприятие в нашей школе, она всегда вызывает положительные эмоции учащихся, создается особая атмосфера, пронизанная духом созидания, сотрудничества, желанием поделиться собственными открытиями, ожиданием чего-то необычного, неординарного и интересного.

Методические рекомендации по проведению предметных недель в общеобразовательных учреждениях

  1. Наличие  Положения о школьной предметной неделе в образовательном учреждении.
  2. Приказ по школе о проведении предметной недели.
  3. Приказ по школе «об итогах проведения предметных недель».
  4. План проведения «недели».

При проведении необходимо:

  1. Создать условия для эстетического воспитания учащихся.
  2. Создать благоприятные условия для совершенствования профессионального мастерства.
  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, высоких духовных ценностей.
  4. Совершенствовать развитие личных качеств учащихся, творческих способностей; развивать стремление к самосовершенствованию.
  5. В системе использовать новые формы работы по технологической подготовке школьников.
  6. Воспитывать любовь к труду. Бережное отношение к природным ресурсам.
  7. Помогать в выборе будущей профессии.