Цели:
- дидактические: расширение знаний о жизни А.П.Сумарокова, А.С.Пушкина, развитие интереса к эпистолярному жанру: применение УУД в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков, обучение коммуникативности;
- воспитывающие: воспитание сотрудничества, бережного отношения к русскому языку; вдумчивого и размышляющего читателя, способного уважать, сочувствовать; привитие культуры письменного сообщения;
- развивающие: развитие фантазии, воображения речи (письменной и устной); внимания, памяти; умений сравнивать, обобщать, делать выводы;
- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение общению, обмену знаниями.
Тип урока: научный поход
Оборудование: «свиток», распечатки путевого листа, тексты писем, презентация.
Ход урока
1. Что такое письмо?
- Читаем «эпистолу» А.П.Сумарокова:
Чтоб не был ни учтив, ни груб их разговор,
Чтоб не был твой пастух крестьянину примером
И не был бы, опять, придворным кавалером.
Вставай в идиллии мне ясны небеса,
Зеленые луга, кустарники, леса,
Биющие ключи, источники и рощи,
Весну, приятный день и тихость темной нощи;
Дай чувствовати мне пастушью простоту
И позабыть, стихи читая, суету.
Плачевной музы глас быстряе проницает,
Когда она в любви власы свои терзает,
Но весь ея восторг свой нежный склад красит
Единым только тем, что сердце говорит:
Любовник в сих стихах стенанье возвещает,
Когда аврорин всход с любезной быть мешает,
Или он, воздохнув, часы свои клянет,
В которые в глазах его Ирисы нет…
- Ребята, что необычного вы услышали в «эпистоле» Сумарокова?
П.А.Плетнёву. Ах, мой милый! |
Свиток. На свитке запись.
Анализ «свитка».
- Что вы держите в руках? (Это свиток, письмо. Раньше конвертов не было и письмо сворачивали в трубочку, скрепив расплавленным сургучом, чтобы никто посторонний не прочитал).
- Что такое письмо?
(Точное определение находим в словаре С.И.Ожегова и записываем в «Путевой дневник»: «Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-либо»).
- Вы когда-нибудь писали настоящие письма, которые отправляли бы по почте? (у каждого на столе чистый конверт, учимся оформлять адрес (адрес - немецкое слово, обозначающее место жительства).
- Словарная работа. Адресат – получатель письма. Отправитель - человек, который написал письмо.
- Вернёмся к письму А.С.Пушкина. Определим признаки письма. (записываем в «Путевой дневник»)
1. Адресат (обращение).
2. Основное содержание (обращение к адресату с просьбой, рассказ о жизни, о занятиях, выражение чувств).
3. Отправитель.
4. Концовка (прощание, дата, подпись, местонахождение отправителя).
- Если я сейчас попрошу вас написать письмо другу, то какой вопрос вы мне зададите? (О чём писать?)
- Ещё раз перечитайте письмо А.С. Пушкина, составьте памятку «О чём писать?»
О чём писать?
|
- Ребята, а почему отрывок Сумарокова тоже письмо? (обучающие узнают, что слово «эпистола» - это письмо).
Задача письма – объединить людей, разделённых пространством. Это разносторонняя форма общения, это источник информации и возможность поделиться своими чувствами, мыслями; поспорить. Письмо - это беседа с другим человеком и самим собой. По-немецки письмо называют словом... (дети говорят: «Der Brif», что в переводе с латинского означает «короткий»)
Тайна Пушкиных
Шкатулка Н.Н.Гончаровой. - Наталья Николаевна собирала письма мужа, складывала их в конверт побольше и подписывала: «Письма из Москвы, первая поездка, год 1831», «Письма мужа, вторая поездка в Москву, год 1832». |
Прочитаем отрывки некоторых писем.
Милая жёнка! Ангел мой! Что-то дети мои и книги мои? Каково-то перевезли и перетащили тех и других? Отдыхай, береги своё здоровье ... |
Милая моя жёнка! |
- О чём вы узнали из этих писем? (А.С.Пушкин любил свою жену, детей, заботился о них, ценил книги. Корил себя за долги, которые вынужден был делать: писательское дело доходов не давало. Успокаивал жену, советовал, поздравлял с днём рождения).
- Сравним письма А.С.Пушкина. Одинаковы ли они? Можно ли определить их жанр по стилю? (деловые, бытовые, письма - поздравления, дружеские послания).
Вывод: - Прежде чем писать письмо, надо учесть речевую ситуацию. Продумать, кому писать, что писать, как и сколько. Если это не учитывать, интерес к переписке пропадает.
- Почему Наталья Николаевна хранила письма в шкатулке? В шкатулках обычно хранят ценные предметы, украшения? (1. Жена А.С Пушкина любила своего мужа; верила в его творческий дар, скучала без любимого человека;
2. Каждое письмо - это часть души человека, тепло рук. Наталья Николаевна чувствовала по письмам присутствие мужа и разлука не была уже тяжёлой).
- Я дополню ваши выводы высказываниями французского писателя, автора сказки «Маленький принц», Антуана де Сент Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения»
Эпистолярный жанр
Сборник стихотворений А.С. Пушкина
И.И.Пущину. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный Твой колокольчик огласил, Молю святой провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! Псков. 13 декабря, 1826 г. |
- Просмотрите книгу. Есть ли среди стихотворений письма?
Перечитайте начало каждого письма. Что заметили?
(дети высказывают свои предположения).
- Да, каждое письмо начинается с обращения - слова или нескольких слов, называющих того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Обращение «друг» - нераспространённое, «мой друг бесценный» - распространённое. Обращение всегда выражается именем существительным в именительном падеже. В поэтической речи обращение может быть выражено неодушевлённым именем существительным:
«Ветер, ветер, ты могуч!
Месяц! Месяц! Мой дружок!
Позолоченный рожок!»
Обращения на письме выделяются запятыми или ставится восклицательный знак.
Запомните: местоимение обращением не бывают. Членом предложения обращение не является.
- Ребята, давайте познакомимся с видами писем (анализируем таблицу)
Виды традиционных писем
Деловое письмо |
Личное письмо |
|
Особенности |
1) текст никогда не пишется от руки, только печатается на компьютере |
1) необходимо выражать чувства, идущие от сердца |
Оформление |
1) состоит из введения, доказательства, заключения 2) обычно составляется
на фирменном
бланке той организации,
от имени или
по поручению которой 3) не допускаются сокращения, содержание должно быть адекватно его виду |
Можно полностью положиться на свои ощущения от предыдущего общения и знания адресата, строгих правил тут нет, но необходимо помнить, что элементарная вежливость и учтивость всегда бывает к месту |
Разновидности |
1) письмо-сопровождение |
а) благодарственное письмо |
(Выполнение упражнений по распознаванию писем, правильное оформление их на письме)
1) Работа в группах
Каждая группа получает карточки с письмами и задание определить и доказать, какая разновидность письма находится перед ними.
1 группа
Здравствуй, дядя Сережа!
Поздравляем тебя с высокой наградой – присвоением звания «Заслуженный работник культуры». Желаем тебе здоровья, счастья, дальнейших творческих успехов в твоей интересной работе. Мы всей семьей разделяем твою радость.
Как твое здоровье, дядя Сережа? Как ты себя чувствуешь в санатории? Мы живем хорошо, но очень по тебе скучаем. Я продолжаю ходить в танцевальный кружок. Мне очень нравится. С папой мы доделали полку для книг.
Привет тебе от мамы и папы. До свидания. Целую и очень скучаю.
Вова
2 группа
Мой дорогой Гена!
Я был болен и потому отвечаю на твое письмо так поздно.
Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стих хороших поэтов – Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Читал я стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.
Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи – тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.
Шлю тебе сердечный привет!
С.Маршак
3 группа
Уважаемый абонемент Петров Иван Сергеевич!
Напоминаем, что срок возвращения книги «И.А.Бунин. Собрание сочинений в 6 томах. Т.6» в центральную библиотеку с. Здвинск истек 13 марта 2015 года
Администрации библиотеки
4 группа
Уважаемая Ирина Петровна!
На Ваше письмо от 17.03.2015 года за №213/3-45 сообщаем, что научно-практическая конференция школьников «Эрудит» состоится 2 апреля 2015 года. Планируется работа следующих секций: краеведческой, исследовательской, литературно-творческой.
В конференции могут участвовать учащиеся 8-11 классов любых школ, представивших свои работы: доклады, собственные сочинения, исследования – в оргкомитет по проведению конференции не позднее апреля 2015 года
Оргкомитет конференции
2) Работа с текстом писем:
А)
Уважаемый Иван Николаевич!
На Ваше письмо от 3.12.08 года сообщаем о наличии свободных мест в детском спортивном оздоровительном лагере «Березка» на указанный вами срок с 3 по 12 января 2009 года.
Стоимость путевки на 5.12.08 года от 3600 тысяч рублей.
Для приема Ваших учащихся необходимо:
1) написать заявку на имя директора лагеря;
2) предоставить справки о состоянии здоровья учащихся;
3) оформить путевки;
4) подготовить спортивную одежду и удобную обувь для занятий.
Заявка на последующий месяц должна быть оформлена не позднее 15 числа текущего месяца.
Замдиректора ДСК «Березка» Иванова Е.В.
Обобщение.
- Перечитайте свои «Путевые дневники».
- Давайте поиграем в слова-ассоциации.