Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом). У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания. Учащиеся путают правую и левую стороны, не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте, в изобразительной деятельности характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа.
В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности - игра. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту. Поэтому упор на игру - это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.
Этапы работы по развитию пространственных представлений
1. Формирование представлений о собственном лице, теле.
Освоение воспитанником «схемы собственного тела» помогает убедиться, что существуют такие направления как верх и низ, перед — зад, правая и левая стороны. Наиболее трудным для ребенка является понимание расположения правых и левых частей тела. Поэтому сначала следует отработать упражнения по соотнесению частей тела с правой и левой рукой. Важно, чтобы ребенок научился быстро и точно выполнять движения различными частями тела по словесной инструкции («подними вверх левое плечо», «прикрой левый глаз правой ладонью», «возьмите левое ушко правой рукой»).
Игра «Весёлая зарядка» Цель: закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое. Нужно схематично изобразить человечков в разных позах, затем показывать их ребенку в любом порядке. Его задачей будет принять нарисованную позу.
2. Развитие ориентировки в окружающем пространстве.
Задачами данных упражнений является развитие навыков ориентирования в пространстве относительно себя, ориентация других объектов относительно друг друга и себя, а также относительно других объектов. Обучение ребенка соотносить взаимное расположение окружающих предметов, а также менять его по словесной инструкции. Важно научить детей правильно воспринимать пространственные характеристики человека, располагающегося напротив него. Закрепление у ребенка представлений, что у человека, стоящего напротив, все наоборот, то есть в зеркальном отражении: право — где у меня лево, а лево — где право.
Игровые упражнения: «Ближе, дальше», «Дальше всего, ближе всего».
- на демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета;
- определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой, определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа;
- стоя попарно, лицом друг к другу, по команде один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д.;
- определить последовательность воспроизведения расположения ряда цветов радуги.
Сюжетная картинка: Что находится в центре рисунка? (мальчик). Что находится в левом верхнем углу? (ветки). Что находится слева от мальчика? (теленок).
3. Развитие понимания и употребления логико - грамматических конструкций, выражающих пространственные отношения.
Уточнение предлогов и закрепления сначала понимания, а затем употребления детьми различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Прежде всего, ребенок выполняет всевозможные движения и манипуляции с предметами по инструкции воспитателя. Затем он учится комментировать свои действия, четко проговаривая все предлоги.
- «Подбери нужное слово: «Карандаш длинный, а линейка еще длинее», «Стул высокий, а стол еще выше»; В шкаф с тремя полками расставить по словесному указанию предметы: «На среднюю полку в левый угол поставить книжку. На нижнюю, в середину положить тетрадь и т.д.» После назвать местоположение предметов.
- «Подбери слово противоположным смыслом: «Стул жесткий, а подушка мягкая?», «Карандаш короткий, а линейка длинная?»;
- «Покажи, где: мамина дочка - дочкина мама. Хозяин коровы - корова хозяина. Мальчик спасен девочкой - девочка спасена мальчиком. Газетой накрыты цветы – цветы накрыты газетой. Ребенок должен отнести услышанную фразу к тому или иному изображению, находящемуся на листе и показать то изображение, которое соответствует услышанной фразе.
Неотъемлемая часть формирования пространственных представлений – упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, пазлы, мозаика, разрезные картинки и т.д.
Продолжи узор.
Ребенок копирует орнамент, сложную геометрическую фигуру, рисунок, предложенный на образце.
Сложи узор, собери фигуру.
«Встань в центре комнаты и расскажи, что находится слева, справа, впереди, сзади от тебя».
Эти игры помогают положительно влиять на характер и содержание речи, способствует повышению эффективности развития и формирования пространственного восприятия, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с ОВЗ в целом. В этих играх он ощущает свое тело, его части, координирует свои движения, внимательно рассматривает и анализирует образец.