Роль проектной деятельности в формировании и сплочении классного коллектива

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Ключевые слова: проектная деятельность


В статье рассмотрен вопрос о формировании и сплочении ученического коллектива через использование проектной деятельности учебной и воспитательной работе классного руководителя. Отмечены как положительные, так и отрицательные стороны методы проектов. Предложение рассматривать данный метод как альтернативу традиционной системе воспитания, способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с решением проблемы сплочения коллектива и дальнейшей социализацией обучающихся.

Перспективы развития нашего государства во многом определяются тем, каким будет подрастающее поколение. Формирование личности происходит не только в семье, детском саду, в школе. Большую роль в формировании личности ребенка, его социальном становлении играют отношения, которые складываются со сверстниками в коллективе. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребенка, поэтому важное значение в становлении и развитии личности имеет классный коллектив.

В современном обществе востребован такой человек, который не только вооружен знаниями, но и способен применять их для решения возникающих перед ним проблем в быстро изменяющемся мире.

Подготовить человека с такими качествами в настоящее время призвана школа. Необходимы такие приемы и методы обучения и воспитания, которые были бы адекватны вызовам времени. Одним из них является метод проектов, применяемый нами во внеурочной деятельности.

Как организовать проектную деятельность обучающихся во внеурочной деятельности? Какова роль классного руководителя в проектной деятельности? Каковы преимущества проектного метода в деятельности классного руководителя? Когда можно применить метод проектов в сплочении классного коллектива? Какие умения и навыки формируются в проектной деятельности у обучающихся? На эти и другие вопросы мы попытались ответить в своей работе.

Каждый классный руководитель время от времени сожалеет о равнодушии, безынициативности и своих учеников и, в то же время, чувствует усталость от постоянной рутины ежедневных дел и обязанностей. Универсального средства быть не может, но все же одним из действенных и эффективных способов решения этих проблем может стать проектная деятельность обучающихся.

Термин «коллектив» произошел от латинского collektives - собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на общественно-значимых целях, общественных ориентациях и совместной деятельности.

Коллектив - явление сложное, в нем наблюдается переплетение мыслей, чувств, стремлений, интересов, увлечений самых разных людей. По Л.С.Выготскому коллектив выступает как фактор развития ребенка. Детально определял сущность коллектива А.С.Макаренко. “Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношения частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище”.

Понятие "коллектив" было введено в обиход в отечественную педагогическую теорию и практику с первых лет советской власти. Идеи "коллективного воспитания" были заложены в основу воспитательной деятельности С.Т.Шацкого, В.Н.Сороки-Росинского, М.М. Пистрака, П.Н.Лепешинского и др., а позднее - В.А.Сухомлинского, Т.Е.Конниковой, Л.И.Новиковой, Н.Я.Скороходовой, И.П.Иванова. Положения А.С.Макаренко стали основой теории и методики коллективного воспитания. В статье "Цель воспитания" он выделяет следующие признаки коллектива:

  • общественно ценные цели;
  • совместная деятельность по их достижению;
  • отношения взаимной ответственности;
  • организация органов самоуправления;
  • направленность деятельности на общую пользу.

Наиболее плодотворным и полезным является сотрудничество членов классного коллектива.

Роль классного руководителя как раз и заключается в том, чтобы воспитывать и развивать свободное мышление, формировать у детей умения и навыки исследования, работы в коллективе. Проектная деятельность во многом позволяет реализовать эти задачи.

Проектная деятельность развивает самостоятельность мышления, способность к самоорганизации, сотрудничеству, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление, создает высокую мотивацию познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. Данная деятельность обеспечивает успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.

Проектная работа имеет свое педагогическое значение, которое выражается в воспитании эмоционально-ценностных отношений к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям, в формировании потребности в труде, понимания значимости семьи в жизни человека, в приобретении определенных умений и навыков работы с информацией, в умении планировать, распределять работу во времени, в развитии навыков сотрудничества и коллективной работы, умение использовать возможности ПК и Интернета. Эта деятельность дает возможность для создания ситуации творчества и успеха. Успех придает уверенность ребенку в собственных силах, что порождает активность, способствует саморазвитию и дает мотивацию к дальнейшей творческой деятельности. Коллективная работа является, как показывает практика, особо значимой, так как сказывается на общей обстановке в классе и ведет к сплочению классного коллектива.

Таким образом, определились цели использования данной технологии в нашей деятельности. Это формирование коммуникативной личности, способной адаптироваться в любой ситуации и в любом коллективе, владеющей методами и приемами коллективного планирования, делового партнерского общения, поиска соответствующей информации при необходимости.

Для этого требуется выполнить следующие задачи:

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений в коллективе;
  • создать необходимые условия для проявления индивидуальности каждого ребенка;
  • формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности;
  • предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектной деятельности.

Основным механизмом, позволяющим реализовать указанные цели и задачи, и является проектная деятельность обучающихся.

Проект от лат. “projektus” означает “выброшенный вперед”. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые, философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х.Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Параллельно с разработками американских педагогов идея проектного обучения возникла и в России. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году этот метод был осужден в нашей стране, запрещен и забыт вплоть до настоящего времени. Сегодня мы к нему возвращаемся на новом этапе.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного и воспитательного процесса.

В нашей работе мы применяли групповые исследовательские проекты. И со временем была выработана определенная последовательность работы над проектом: выбор темы проекта (всегда к этому процессу привлекаем и родителей тоже как активных помощников работы над проектом в будущем), постановка целей и задач проекта, определение методов и приемов сбора и обработки информации, разделение на малые группы в соответствии с заданиями по теме проекта, поиск необходимой информации и ее обработка, изготовление продукта, подведение итогов, рефлексия.

В ходе работы над проектами стало очевидно, что такая форма деятельности увлекает ребят, дает возможность осознать свой потенциал, свои интересы, позволяет отыскивать новые источники информации, открывает сотрудничающих учеников с разных сторон. Проектная деятельность обогатила личностный опыт учащихся, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания и применять их в жизни.

Работа над проектом позволила нам разнообразить коммуникативные связи обучающихся с окружающим их миром, получить удовлетворение от проделанной работы и полученного результата, примерить на себя роль создателя и исследователя нового, сформировать новые личностные компетентности.

Проектная деятельность помогла нам обогатить опыт работы с классным коллективом. Взаимодействие с классом проходило в течение продолжительного времени и в различных формах, что дало основание рассматривать метод проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство воспитания и развития личности школьника, а также формирования и сплочения классного коллектива.

Важно отметить как положительные, так и отрицательные стороны рассматриваемого метода.

Положительными можно считать развитие познавательных интересов; удовлетворение обучающихся от совместной деятельности и результата труда; использование большого количества разнообразных форм работы с одноклассниками и с информацией; приобретение нового жизненного опыта и установление связи с уже имеющимся.

Однако, в реализации проектной деятельности есть и свои трудности.

К ним можно отнести значительную по времени предварительную подготовку; переосмысление многих методов и организационных форм работы; возникающие у обучающихся сложности по объективным причинам (постановка целей и задач проекта, осуществление и обоснование выбранной информации, совершение самостоятельный действия без подсказки и помощи руководителя, подведение итогов своего труда, оценка самого процесса и результата своей работы, взаимодействие обучающихся в малых группах).

И тем не менее, мы считаем, что проектный метод – это хорошая альтернатива традиционной системе воспитания, это способ выйти за пределы воспитательного мероприятия с вопросами, связанными с решением проблемы сплочения коллектива и дальнейшей социализацией обучающихся.

Применение проектной деятельности в воспитании и обучении в современной школе становится актуальным. И не случайно, так как с помощью проекта можно реализовать многие воспитательные, развивающие задачи, стоящие перед педагогом или классным руководителем. Метод проектов позволяет совмещать различные виды деятельности, делая процесс обучения и воспитания более увлекательным, и поэтому более эффективным.

Таким образом, проект - это организованные учителем и выполняемые самостоятельно или с помощью учителя обучающимися действия по достижению поставленных целей и задач, и завершающиеся созданием продукта, а метод проектов – такая технология организации образовательных ситуаций, в которых обучающийся ставит перед собой собственные проблемы и решает их согласно разработанному плану.

Систематическое вовлечение детей в совместную творческую деятельность позволяет сформировать коллективизм, чувство товарищества, ответственности за порученное дело, а также будет способствовать развитию творчества и креативности обучающихся. Работа над проектом объединяет, в ходе ее планирования распределяются роли между ее участниками, далее идёт совместная работа. Так складываются группы, которые далее могут способствовать созданию прочных дружеских связей, формированию коллектива.

Организация проектной деятельности — важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми.

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
  2. Золотарёва И.А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 11 (ноябрь). – С. 96–100. – URL: (http://e-koncept.ru/2013/13232.htm (дата обращения 27.01.2019).
  3. Панарина О.И. Формирование классного коллектива [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/10/27/formirovanie-klassnogo-kollektiva (дата обращения 25.01.2019).