Наиболее верный путь к успеху -
все время пробовать.
Томас Эдисон
Пояснительная записка
Психология – это относительно молодая, но, тем не менее, необычайно актуальная на сегодняшний день наука. Помощь психолога в современном обществе становится более востребованной, а сама специальность - престижной и высокооплачиваемой. Тем временем достаточно часто можно встретить неправильное, и даже абсурдное толкование деятельности психолога. Общество пропитано информацией из западных фильмов с участием психологов-консультантов, глянцевых журналов с так называемыми «психологическими» тестами, популярной литературы. Все это ведет к тому, что в массовом сознании складывается искаженный образ о том, кто такой психолог и чем он занимается.
Данная программа профессиональной пробы призвана дать обучающимся общее представление о профессии «Психолог», помочь разобраться в «плюсах» и «минусах» этой деятельности, «нарисовать» целостную картину сфер применения данной профессии, осветить вопросы, связанные с ее получением. Особенностью программы профессиональной пробы является создание условий для практической деятельности по профессии «Психолог», где педагог выполняет функцию «навигатора», а обучающиеся самостоятельно поводят большинство тренинговых упражнений и их интерпретацию.
Основные методы работы, применяемые в данной программе: сочетание лекционных занятий с практическими работами, метод конкретных ситуаций, метод проблемного обучения, дискуссионный метод, исследовательская деятельность при изучении материала о специфике профессиональной деятельности психолога, метод эксперимента.
В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул», где обучающиеся не только наглядно увидят возможности современной психологической службы, но и сами попробуют себя в качестве специалиста психолога.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цель профессиональной пробы: погружение обучающихся в допрофессиональную деятельность в области практической психологии.
Задачи профессиональной пробы:
1. Сформировать представление об основных направлениях деятельности психолога;
2. Создать условия для реализации полученных теоретических знаний на практике.
Ожидаемые результаты освоения программы
- В результате освоения профессиональной пробы «Психолог» у обучающихся сформировано представление об основных направлениях и видах деятельности психолога.
- Обучающиеся готовы составлять, обрабатывать и интерпретировать анкеты, опросники, тестовые и проективные методики; составлять и реализовывать тренинговые упражнения.
- У обучающихся сформировано представление об основных методах работы психолога.
- Обучающиеся способны объяснить разницу между профессиями «Психолог», «Психотерапевт», «Психиатр».
- Обучающиеся знают способы получения профессии «Психолог».
Формы контроля освоения программы
- Карта самооценки (Приложение 1) заполняется обучающимися после каждого занятия, на основании полученных данных выстраивается график включенности в прохождение профессиональной пробы.
- Интерпретация исследования познавательной и эмоциональной сфер, проективных методик.
- Презентация фрагмента тренинга (коммуникативных способностей, уверенного поведения, релаксационного и т.д.).
Анкета участника тренинга (Приложение 2) заполняется обучающимися участвовавшими в данном тренинге, на основании полученных данных проводится анализ успешности его проведения.
- Рефлексивный анализ соответствия собственных личностных качеств с профессионально-важными качествами психолога.
- Рефлексия после каждого занятия.
Тематический план
№ п/п | Темы |
Количество часов |
||
теория |
практика |
всего |
||
1 |
Профессия «Психолог» |
1 |
1 |
2 |
2 |
Основные методы психологии |
1 |
1 |
2 |
3 |
Рисунок и его значение |
1 |
3 |
4 |
4 |
Психологический тренинг |
1 |
3 |
4 |
5 |
Индивидуальное психологическое консультирование |
1 |
1 |
2 |
6 |
Психология и медицина |
0,5 |
1 |
1,5 |
7 |
Профессия «Психолог»: за и против |
0,5 |
1 |
1,5 |
|
Итого: |
6 |
11 |
17 |
Содержание программы
1. Профессия – психолог
Теоретическая часть: Что изучает психология. Основные направления психологии и их известные представители. Этический кодекс психолога. Мифы о психологах.
Практическая часть:
- мозговой штурм «Психолог»;
- упражнение «Личность психолога»;
- решение кейса «Лестница».
2. Основные методы психологии
Теоретическая часть: Введение понятия «метод» в психологии. Основные методы исследования в психологии: опрос, наблюдение, тестирование и эксперимент (сходство и различия, область применения, особенности использования). Схема написания психологического заключения.
Практическая часть:
- проведение исследования познавательной и эмоциональной сфер с помощью набора методик;
- интерпретация результатов и написание заключения.
3. Рисунок и его значение
Теоретическая часть: Проективные методики в психодиагностике: область и особенности применения в психологических исследованиях; особенности интерпретации; диагностические возможности проективных методик; «плюсы» и «минусы» использования.
Практическая часть:
- выполнение и интерпретация проективных методик «Кактус»/«Несуществующее животное»;
- интерпретация детских рисунков;
- арт-терапевтические техники рисования песком.
4. Психологический тренинг
Теоретическая часть: Введение понятия «тренинг». Основные правила и техники ведения тренинга. Виды тренингов. Основные этапы тренинга. Пример программы тренинга. Профессионально важные качества тренера.
Практическая часть:
разработка и проведение элементов тренинга (коммуникативного, уверенного поведения, релаксационного и т.д.).
5. Индивидуальное психологическое консультирование
Теоретическая часть: Введение понятия «психологическое консультирование». Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования и их особенности. Знакомство с основными подходами в индивидуальном психологическом консультировании (психоанализ, когнитивное, поведенческое, экзистенциальное, гештальт), знакомство с основными правилами проведения консультаций в данных подходах. Этические принципы в психологическом консультировании. Причины обращения к психологу-консультанту.
Практическая часть:
- мозговой штурм «Профессионально важные качества психолога-консультанта»;
- профориентационное тестирование;
- ролевая игра «Профориентация».
6. Психология и медицина
Теоретическая часть: Психолог в медицинских учреждениях: роль, должностные обязанности, целевая аудитория. Выяснение сходства и различий между специальностями: психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр. Связь психического и физического. Психосоматика как отрасль психологии.
Практическая часть:
- работа над выявлением психосоматических связей у обучающихся или их близкого окружения.
7. Профессия «Психолог»: за и против
Теоретическая часть: Обзор учебных заведений г.Ярославля, занимающихся подготовкой специалистов-психологов. Обзор программ дополнительного образования для психологов-консультантов на территории Российской Федерации.
Практическая часть:
- написание профессиограммы (психолога, клинического психолога, психотерапевта, психиатра);
- самоанализ и рекомендации педагога-психолога.
Литература
- Иванов А.Н. Притчи для тренера и консультанта - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 192 с.
- Лысенко Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М.Лысенко, Т.А.Молодиченко. - М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
- Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М.Лысенко, Т.А.Молодиченко. - М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг - СПб: Издательство «Речь», 2006. - 224 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997 - 528 с.
- Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ.ред. Б.Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 - 896 с.
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: издательство «Речь», 2007 - 175 с.
- Справочник профессионального образования Ярославской области 2017-2018 гг. «Куда пойти учиться?» / Составители: М.Б. Груздева, М.Н.Хахунова / Под ред. И.В.Кузнецовой. Ярославль: Центр «Ресурс», 2017 - 120 с.
- Тестируем детей / Составитель Т.Г.Макеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 348 с.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: издательство Института Психотерапии, 2005 - 490 с.
- Шевандин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений: в 3 ч. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.