Программа профессиональной пробы "Психолог"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба, Дополнительное образование

Классы: 9, 10

Ключевые слова: профориентация, выбор профессии


Наиболее верный путь к успеху -
все время пробовать.
Томас Эдисон

Пояснительная записка

Психология – это относительно молодая, но, тем не менее, необычайно актуальная на сегодняшний день наука. Помощь психолога в современном обществе становится более востребованной, а сама специальность - престижной и высокооплачиваемой. Тем временем достаточно часто можно встретить неправильное, и даже абсурдное толкование деятельности психолога. Общество пропитано информацией из западных фильмов с участием психологов-консультантов, глянцевых журналов с так называемыми «психологическими» тестами, популярной литературы. Все это ведет к тому, что в массовом сознании складывается искаженный образ о том, кто такой психолог и чем он занимается.

Данная программа профессиональной пробы призвана дать обучающимся общее представление о профессии «Психолог», помочь разобраться в «плюсах» и «минусах» этой деятельности, «нарисовать» целостную картину сфер применения данной профессии, осветить вопросы, связанные с ее получением. Особенностью программы профессиональной пробы является создание условий для практической деятельности по профессии «Психолог», где педагог выполняет функцию «навигатора», а обучающиеся самостоятельно поводят большинство тренинговых упражнений и их интерпретацию.

Основные методы работы, применяемые в данной программе: сочетание лекционных занятий с практическими работами, метод конкретных ситуаций, метод проблемного обучения, дискуссионный метод, исследовательская деятельность при изучении материала о специфике профессиональной деятельности психолога, метод эксперимента.

В рамках профессиональной пробы пройдут практико-ориентированные занятия на базе Центра психолого-педагогической, медико-социальной помощи «Стимул», где обучающиеся не только наглядно увидят возможности современной психологической службы, но и сами попробуют себя в качестве специалиста психолога.

Программа рассчитана на 17 часов.

Цель профессиональной пробы: погружение обучающихся в допрофессиональную деятельность в области практической психологии.

Задачи профессиональной пробы:

1. Сформировать представление об основных направлениях деятельности психолога;

2. Создать условия для реализации полученных теоретических знаний на практике.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • В результате освоения профессиональной пробы «Психолог» у обучающихся сформировано представление об основных направлениях и видах деятельности психолога.
  • Обучающиеся готовы составлять, обрабатывать и интерпретировать анкеты, опросники, тестовые и проективные методики; составлять и реализовывать тренинговые упражнения.
  • У обучающихся сформировано представление об основных методах работы психолога.
  • Обучающиеся способны объяснить разницу между профессиями «Психолог», «Психотерапевт», «Психиатр».
  • Обучающиеся знают способы получения профессии «Психолог».

Формы контроля освоения программы

  1. Карта самооценки (Приложение 1) заполняется обучающимися после каждого занятия, на основании полученных данных выстраивается график включенности в прохождение профессиональной пробы.
  2. Интерпретация исследования познавательной и эмоциональной сфер, проективных методик.
  3. Презентация фрагмента тренинга (коммуникативных способностей, уверенного поведения, релаксационного и т.д.).

Анкета участника тренинга (Приложение 2) заполняется обучающимися участвовавшими в данном тренинге, на основании полученных данных проводится анализ успешности его проведения.

  1. Рефлексивный анализ соответствия собственных личностных качеств с профессионально-важными качествами психолога.
  2. Рефлексия после каждого занятия.

Тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Профессия «Психолог»

1

1

2

2

Основные методы психологии

1

1

2

3

Рисунок и его значение

1

3

4

4

Психологический тренинг

1

3

4

5

Индивидуальное психологическое консультирование

1

1

2

6

Психология и медицина

0,5

1

1,5

7

Профессия «Психолог»: за и против

0,5

1

1,5

 

Итого:

6

11

17

Содержание программы

1. Профессия – психолог

Теоретическая часть: Что изучает психология. Основные направления психологии и их известные представители. Этический кодекс психолога. Мифы о психологах.

Практическая часть:

  • мозговой штурм «Психолог»;
  • упражнение «Личность психолога»;
  • решение кейса «Лестница».

2. Основные методы психологии

Теоретическая часть: Введение понятия «метод» в психологии. Основные методы исследования в психологии: опрос, наблюдение, тестирование и эксперимент (сходство и различия, область применения, особенности использования). Схема написания психологического заключения.

Практическая часть:

  • проведение исследования познавательной и эмоциональной сфер с помощью набора методик;
  • интерпретация результатов и написание заключения.

3. Рисунок и его значение

Теоретическая часть: Проективные методики в психодиагностике: область и особенности применения в психологических исследованиях; особенности интерпретации; диагностические возможности проективных методик; «плюсы» и «минусы» использования.

Практическая часть:

  • выполнение и интерпретация проективных методик «Кактус»/«Несуществующее животное»;
  • интерпретация детских рисунков;
  • арт-терапевтические техники рисования песком.

4. Психологический тренинг

Теоретическая часть: Введение понятия «тренинг». Основные правила и техники ведения тренинга. Виды тренингов. Основные этапы тренинга. Пример программы тренинга. Профессионально важные качества тренера.

Практическая часть:

разработка и проведение элементов тренинга (коммуникативного, уверенного поведения, релаксационного и т.д.).

5. Индивидуальное психологическое консультирование

Теоретическая часть: Введение понятия «психологическое консультирование». Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования и их особенности. Знакомство с основными подходами в индивидуальном психологическом консультировании (психоанализ, когнитивное, поведенческое, экзистенциальное, гештальт), знакомство с основными правилами проведения консультаций в данных подходах. Этические принципы в психологическом консультировании. Причины обращения к психологу-консультанту.

Практическая часть:

  • мозговой штурм «Профессионально важные качества психолога-консультанта»;
  • профориентационное тестирование;
  • ролевая игра «Профориентация».

6. Психология и медицина

Теоретическая часть: Психолог в медицинских учреждениях: роль, должностные обязанности, целевая аудитория. Выяснение сходства и различий между специальностями: психолог, клинический психолог, психотерапевт, психиатр. Связь психического и физического. Психосоматика как отрасль психологии.

Практическая часть:

  • работа над выявлением психосоматических связей у обучающихся или их близкого окружения.

7. Профессия «Психолог»: за и против

Теоретическая часть: Обзор учебных заведений г.Ярославля, занимающихся подготовкой специалистов-психологов. Обзор программ дополнительного образования для психологов-консультантов на территории Российской Федерации.

Практическая часть:

  • написание профессиограммы (психолога, клинического психолога, психотерапевта, психиатра);
  • самоанализ и рекомендации педагога-психолога.

Литература

  1. Иванов А.Н. Притчи для тренера и консультанта - СПб.: Издательство «Речь», 2007. - 192 с.
  2. Лысенко Е.М. Групповое психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М.Лысенко, Т.А.Молодиченко. - М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
  3. Лысенко Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М.Лысенко, Т.А.Молодиченко. - М.: издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 159 с.
  4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг - СПб: Издательство «Речь», 2006. - 224 с.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 1997 - 528 с.
  6. Психология. Полный энциклопедический справочник / Сост. и общ.ред. Б.Мещерякова, В. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 - 896 с.
  7. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: издательство «Речь», 2007 - 175 с.
  8. Справочник профессионального образования Ярославской области 2017-2018 гг. «Куда пойти учиться?» / Составители: М.Б. Груздева, М.Н.Хахунова / Под ред. И.В.Кузнецовой. Ярославль: Центр «Ресурс», 2017 - 120 с.
  9. Тестируем детей / Составитель Т.Г.Макеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 - 348 с.
  10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: издательство Института Психотерапии, 2005 - 490 с.
  11. Шевандин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ.высш.учеб.заведений: в 3 ч. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.