Развитие исследовательских и коммуникативных умений младших школьников

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: мотивация


Всякий урок должен быть ответом,
Который тем легче усвоится учеником,
Чем самостоятельнее он формулировал
Вопросы, вызвавшие этот ответ.
Э.Клапаред

Одним из принципиальных для школьного обучения моментов является мотивационная готовность ребенка к школе, его познавательная активность. Еще в начале прошлого столетия известный швейцарский психолог Эд. Клапаред писал, что «умственная пища, получаемая в школе, усваивается на основании тех же законов, что и вся другая пища. Нужно возбудить к ней аппетит, чтобы она принесла пользу».  В наше время возбудить аппетит ребенка к получению знаний в школе значительно сложнее, чем это было раньше. В самом деле, современного ребенка, живущего в городе, не так легко удивить. Чудо-игрушки, которые могут всё, пронзительные по своей интенсивности цвета иллюстраций и предметов, окружающих ребенка, наконец, познавательно-развлекательная компьютерная индустрия с множеством возможностей и спецэффектов не только отгораживают детей от не столь эффективного окружающего мира, но и снижают эффективность многих педагогических приемов вовлечения их в учебную деятельность. Совершенно очевидно, что современному учителю нужен широкий репертуар психолого-педагогических приемов и методик обучения младших школьников, чтобы решать задачи, поставленные перед школой во ФГОС. Расширению такого репертуара и должно послужить знание проблемно-исследовательского метода преподавания и законы построения урока-исследования в начальной школе.

Задачи, связанные с формированием умения учиться и развитием способности саморазвитию, вот уже несколько десятилетий рассматривались в качестве необходимых для обучения детей с высокими интеллектуальными и творческими способностями. Но, как это уже не раз подчеркивалось учеными из разных стран, лучшие практики обучения одаренных детей в конечном итоге должны стать достоянием всех школьников.

Конечно, развитие исследовательских и коммуникативных умений младших школьников в процессе освоения ими базовых программ начальной школы представляется непростой задачей. Её решение предполагает существенное переосмысление учителем не только его исходных педагогических позиций, но и представлений о временных рамках урока. В то же время занятие предполагает такое разнообразие видов деятельности для учащихся, что снимается вопрос о перегрузке и переутомлении, а урок отвечает требованиям здоровьесберегающих технологий. Применение проблемно-исследовательского метода позволяет поставить ребенка в активную позицию исследователя, познающего мир с его закономерностями, противоречиями и загадками. Этот метод обеспечивает высокий уровень самостоятельности ребенка в ходе обучения, такое построение учебного процесса, когда в центре стоит ребенок со своими вопросами и интересами, а не учитель с «правильным» знанием, которое он должен передать детям в «готовом виде». Важно и то, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися. Индивидуальное творчество ребенка и совместные формы группового исследования становятся в таком случае необходимыми составляющими обучения. При таком построении процесса обучения обеспечивается развитие коммуникативной сферы у детей, их способностей к сотрудничеству, пониманию других людей и самих себя. Дети приобретают такие мыслительные и исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, но и в течение всей жизни.

Цель современного образования - выпускник, способный эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Перед современной школой ставится множество задач, среди которых, на мой взгляд, не менее чем получение знаний, умений и навыков имеет значение развитие мышления учащихся, их творческих способностей, а значит, правильно организованное обучение не может быть не развивающим. Наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, психологическим условиям является интегративное образование как основа целостного развития личности каждого обучающегося и один из его ведущих принципов – проблемность обучения. Вероятно, большинство педагогов используют его эпизодически или, скорее сказать, стихийно. Работая много лет по системе развивающего обучения Л.В.Занкова, который данный принцип называл «обучение на высоком уровне трудности», я убеждаюсь, что именно здесь начинается процесс мышления, ведущий к личностному развитию. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету. "Десятилетиями в голову учительству, в наши головы вбивалась мысль, что школа должна прежде всего давать знания, умения, навыки, - но какие и каким путём?.. Школа - не раздаточный пункт, не склад готовых знаний... Первая задача школы - развить ребёнка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания, мог приобрести умения и навыки." (Ш.Амонашвили).

На данный момент важно научить учащихся разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях.Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Как известно, успешный человек постоянно «работает с проблемами». Схема работы  очень простая: выделить проблему из «фона» → чётко сформулировать проблему → выработать несколькоальтернативных путей её решения → выбрать один из путей, который видится наиболее оптимальным → реализовать его → в случае неудачи проанализировать ситуацию и скорректировать путь решения или реализовать альтернативный. Отсюда ясно видно, как именно строить проблемное обучение (т.е., какие конкретно умения формировать) и для чего оно нужно (не только для того, чтобы развивать теоретическое мышление или чтобы было интереснее учиться, а, в первую очередь, для воспитания успешно мыслящего и действующего человека). Представьте себе, какова благодарность выпускника школе, которая дала ему опыт решения проблем!

Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся. Свою роль при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для  осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.   Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении учитель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса:

  • Почему: ? (Какова причина: ?)
  • Что изменилось бы, если бы: ?
  • Что объединяет: и: ?
  • Какие условия необходимы, чтобы: ?
  • Какой вывод можно сделать?

Это вопросы, которые не только учитель задаёт ученику, но и ученик - учителю.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Рассмотрим пример. Учащиеся 2-го класса не знакомы с понятием «действие умножения». Обращаем внимание учащихся на доску, где написаны примеры на сложение, вычитание и умножение. Детям предлагается решить примеры. При решении дети сталкиваются с видами примеров, которые они не могут решить.

Вопрос. Почему вы решили не все примеры?

Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить на основе актуализации ранее усвоенных знаний не достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели достигается путем анализа и объяснения данных, т.е. анализируется фактический арифметический материал, содержащийся в примерах. Цель (понятие о действии умножения) постепенно раскрывается в ходе решения проблемы.

  • Что такое действие умножение?
  • Каким действием можно заменить действие умножение?

Каждая группа получает задание:

Ответить на вопросы:

  1. Сколько звёздочек в одном кружке?
  2. Сколько кружков?
  3. Найдите, сколько всего звёздочек?

Проверяем задание.

На доске появляется запись: 3 + 3 + 3 + 3 = 3 х 4

  • Как называется это выражение?
  • Что значит равенство?
  • Как проверить, кто прав?

Чтение правила в учебнике.

При проблемном обучении индивидуализация обусловлена главным образом наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым учеником воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различие в ее формулировании, выдвижении многообразных гипотез и нахождении иных путей их доказательства.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.

Виды проблемности правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.

Первый вид («научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие ученикам нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем. Чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем умножения.

Второй вид (практическое творчество) - поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем. Встречается на лабораторных, практических занятиях. ( На уроке окр мира дети изучают три состояния воды: газообразное, твёрдое и жидкое.

- Почему на окнах нашего класса мороз «нарисовал узоры»? тема «Признаки осени» - Почему некоторые птицы улетают на юг? – Почему осыпаются листья с деревьев) 

Третий вид (художественное творчество) - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру, на уроке и на внеурочных занятиях. Так, при изучении рассказов Д.Мамина-Сибиряка на этапе объяснения учащимся предполагаются следующие вопросы: «Какое впечатление производит на вас рассказ «Приёмыш»? Какое настроение вызывает? Как вы оцениваете главного героя? 

На этапе закрепления: «Вы познакомились с произведениями Д.Н.Мамина-Сибиряка. Что объединяет их и чем они дополняют друг друга? Подготовьте ответ, опираясь на прочитанные произведения.

 На этапе контроля: «Напишите мини-рассказ о животных в вашем доме». Дается пословица: «Глаза боятся, а руки делают». Задание: Придумайте рассказ про себя к этой пословице.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.

Всем ли учащимся доступно проблемное обучение?

Практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности.

Реализуя принцип проблемности на уроках литературного чтения, мы часто выбираем такую форму урока, как диспут, дискуссия, которые являются одной из форм активизации учащихся, средством поднятия интереса к чтению как к учебному предмету. Диспут развивает устную речь, учит общению, стимулирует творческую самостоятельность учащихся. Идейный спор по волнующей его участников проблеме помогает формированию нравственной убежденности, становлению активной жизненной позиции. Так, при изучении во 2 классе рассказа В.Осеевой «Честное слово», учащимся предлагаются следующие вопросы и задания: «Дайте характеристику мальчику, стоящему в карауле, обращаясь к тексту. Вы встречали такого мальчика в жизни? А как бы вы поступили на месте маленткого героя?»

Диспут — это такая форма урока, которая отвечает умению учащихся высказывать и отстаивать свое мнение, навыку рассуждать о литературном произведении обоснованно и доказательно.

На уроках литературы я стараюсь воспитывать такие важнейшие качества, как патриотизм, познавательную потребность, потребность в непрерывном самообразовании, эмоциональную чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду. Для меня урок — это прежде всего общение, совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве, поэтому я иду к ребятам не только с темой, но и с жгучей проблемой, которую они должны решить.

Она заключается в том, что люди – существа деятельные: только через собственную деятельность каждый познаёт окружающий мир, ищет пути решения жизненных проблем; внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей.

В школе же дети выполняют преимущественно совершенно иную «деятельность»: слушают учителя, одноклассников; производят указанные учителем действия, но при этом они часто не видят в этом никакого смысла. Это порождает массу педагогических проблем. Решить эти проблемы можно лишь одним единственным путём: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис: «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ».

Чтобы это произошло, учитель в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся.

Создав на уроке определённые условия, учитель должен вызвать у учащихся потребность «включения» в активный процесс познания, побудить их к творческому мышлению. Сама схема  познания на уроке соответствует природе человека.

Построение урока с учётом познания зависит  не только от содержания учебного материала, но и от творчества и мастерства преподавателя. Даже изучение трудных вопросов можно сделать более доступным, пробудив творческую мысль учащихся, а сами уроки сделать живыми и интересными, воссоздать на них атмосферу поиска и открытий. Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей открывать себя: свои способности, возможности. А содержание курса обучения – лишь материал, который способствует раскрытию личности ребёнка.

Эффективность принципа проблемности обучения в том, что он способствует развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся, становлению личности ученика, готовности выпускников школы использовать усвоенные знания, умения в реальной жизни для решения практических задач.

Необходимо выделить три  основных направления организации проблемности на уроке.

Во-первых, содержательную основу урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!

Проблемный вопрос может охватывать понятия в рамках одного предметного направления.

Пример (русский язык): Тема урока: «Учимся писать безударную гласную в корне слова». Двое учеников пишут на доске под диктовку слово «побежал» (побижал и побежал). С кем из ребят вы согласны? Свой ответ обоснуйте.

Пример (математика) Сколько рулонов обоев с изображением Панды надо купить, чтобы оклеить вашу комнату?

Проблемный вопрос может носить межпредметный характер. Такой вопрос стимулирует процесс многоаспектного осмысления явлений и является хорошей основой для организации интегрированного обучения. Можно привести пример проблемного вопроса, который  даст возможность ученикам увидеть проблему с разных точек зрения и понять, что для решения возникшей проблемы необходимы знания из разных научных областей. Например, на уроке литературного чтения учитель может предложить проблемное задание: Как могла бы сложиться жизнь Ваньки из рассказа Чехова «Ванька Жуков», если бы он жил в наше время? Задача учеников заключается в том, чтобы предложить свой вариант решения и обосновать его. Для того, чтобы вариант был действительно обоснованным, ученикам понадобятся знания и по окружающему миру (например, каково было социальное положение бедных слоёв в России в те годы и т.п.) а главное, безукоризненное знание текста произведения.

Реализация педагогических целей через межпредметные связи способствует формированию целостной картины знаний о мире.

Пример (литературное чтение и ИЗО): Создайте обложку к рассказу М.Пришвина «Лисичкин хлеб». Какой сюжет произведения вы выберете? Каким приёмом изобразительной техники воспользуетесь?

В качестве проблемной ситуации может выступить сюжетная задача, в основе которой лежит «сюжетная линия». В рамках данного подхода работали многие педагоги, организующие на своих занятиях игры: урок- путешествие, урок- аукцион, и т.п.. В рамках таких уроков необходимо, как правило, преодолеть препятствие (или препятствия) - разрешить непростые проблемные задачи.

Итак, проблема сформулирована. Что же, во-вторых? Каков дальнейший путь деятельности на проблемном уроке? Можно «искать наугад» и, перебирая возможные явления, выяснять, влияют ли они - и если да, то насколько. Однако такой путь малопродуктивен. Как правило, предположительно определяется наиболее вероятный - с точки зрения имеющейся информации, теории - ответ на поставленный вопрос и проверяется правильность предположения. Такой предположительный ответ на вопрос представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе является требование ее обоснованности, доказательности, проверяемости. Вполне вероятно, что у исследователей может возникнуть несколько гипотез; тогда их все необходимо обосновать.

Таким образом, проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

Во-третьих, в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация  принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает  как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых,  фактор их саморазвития.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!

Проблемное обучение — не абсолютно новое явление в педагогике, в прошлом с ним связаны такие известные имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский и др. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» (Дистервег).

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности «разучить» думать самостоятельно. В максимальной степени процесс мышления проявляется и развивается при решении проблемных задач. Психологический механизм происходящих при проблемном обучении процессов следующий: сталкиваясь с противоречивой, новой, непонятной проблемой («проблема — сложный теоретический или практический вопрос, содержащий в себе скрытое противоречие, вызывающий разные, порой противоположные позиции при его решении»), человек испытывает недоумение, удивление, возникает вопрос: в чем суть? Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. И человек либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью учителя. Главное, чтобы проблемная ситуация удивила ученика, вызвала у него интерес, желание.

Знания, приобретаемые на уроках, можно рассматривать как базу для социального становления человека, учитывая востребованность данных знаний в будущем.

Если ученик не станет специалистом в области истории, то после сдачи выпускного экзамена он вскоре забудет многие заученные исторические даты, однако социальное звучание исторических явлений, их оценка, данная самим учеником, будут во многом влиять на его социальное поведение, отношение к окружающим социальным явлениям. Вряд ли запомнят ученики, выбравшие для себя специальности, не связанные с изучением математики, данные в школе математические формулы, однако базовые знания, связанные с анализом бытовых проблем, им будут необходимы всю жизнь.

Литература

  1. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1975.
  2. Гриценко Л.И. Курс лекций по педагогике и психологии. – Волгоград 2008.
  3. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М. Педагогика 1980.
  4. Громцева С. Н. Поиск новых путей. —  М. «Просвещение», 1990.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. —  М.: Народное образование, 1998.
  6. Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Климанова Е.В., Соловьева Н.Б. Урок-исследование в начальной школе: учебное издание из серии «Работаем по новым стандартам». – М. Издательство «Просвещение», 2014.