Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности обучающегося. Учитель начальной школы, реализующий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. Конкурентоспособность личности определяется не только предметными знаниями, но и надпредметными умениями к самостоятельной организации собственной деятельности. Поэтому сегодня, когда информация так быстро обновляется, младшим школьникам важно не только усвоить определенный объем знаний, но и освоить универсальные учебные действия (УУД), в которые входят личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. Особое внимание уделяется познавательным УУД.
Согласно ФГОС НОО обучающиеся должны овладеть различными видами исследовательской работы.
Обучение на уроках окружающего мира изначально рассматривалось, как активное познание обучающихся законов природы и общества через исследование. Но классно-урочная система и напряженная программа курса оставляет мало возможностей для реализации данного принципа и снижает уровень познавательной активности младших школьников. Противоречие заключается в том, что такое эффективное средство развития познавательных универсальных учебных действий как учебное исследование не представлено в современной методической литературе, соответствующей требованиям ФГОС НОО второго поколения. Тоесть, обучающийся остается «ведомым» звеном в учебном исследовании на уроках окружающего мира, а по требованиям ФГОС НОО он должен быть «самостоятельным».
Процесс формирования исследовательских компетенций достаточно сложен, поэтому необходимо обучать младших школьников постепенно, начиная с первого класса. Начинать с простых исследований и заканчивать настоящими экспериментами и проектами.
Возникает проблема организации учебного исследования на уроках окружающего мира в 1 классе как условия развития познавательных УУД младших школьников.
В пояснительной записке в частности, говорится о том, что окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать обучающихся общие умения и навыки.
В первом классе закладываются только исследовательские умения, на уроках организуются исследования, на которых ребенок наблюдает за объектом исследования, учится выделять главную информацию.
Рассмотрим на слайде этапы развития исследовательских компетенций обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира, более подробно можно увидеть в работе со страницы 50 по 53.
Этапы представлены с 1 по 4 класс, особое внимание уделяется развитию исследовательских умений именно в 1 классе, мы создаем условия для формирования исследовательских умений, которые перейдут в качественное умение и в исследовательские навыки.
Без этих основ, заложенных в 1 классе, развитие исследовательских компетенций обучающихся будет в дальнейшем затруднено, и требования ФГОС НОО в плане формирования познавательных УУД не будут выполнены.
Так же в пояснительной записке охарактеризованы познавательные универсальные учебные действия в системе универсальных учебных действий младших школьников, рассказано об этапах и условиях формирования и развития познавательных УУД.
Далее представлена структура познавательных УУД по А.Г.Асмолову.
В пояснительной записке сказано о том, что такое учебное исследование как образовательная технология, дано определение понятию, приводятся классификация учебных исследований, общие и частные рекомендации по организации учебного исследования на уроках окружающего мира.
В практической части дипломного проекта представлен сборник конструктов, в котором все этапы развития исследовательских умений учтены.
Сборник конструктов сориентирован на формирование и развитие исследовательских умений обучающихся 1 класса. Он состоит из двух разделов.
В первом разделе представлены методические разработки конструктов уроков окружающего мира по следующим темам.
Во втором разделе представлены следующие конструкты уроков по окружающему миру.
Сравнив уроки, которые проводятся в начале года и в конце, можно увидеть логику построения уроков и проследить динамику развития исследовательских умений.
В условиях преддипломной практики на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №20" в 1 «А» классе под руководством учителя начальных классов высшей квалификационной категории Борозденковой Елены Васильевны была поведена апробация сборника конструктов «Развитие исследовательских умений у обучающихся первого класса на уроках окружающего мира».
В связи с тем, что в классе присутствуют обучающиеся, имеющие трудности в обучении, на каждом уроке, воспитательном занятии осуществлялся индивидуальный и дифференцированный подходы.
Знакомство с классом произошло до начала практики. Это связано с необходимостью больше узнать о детском коллективе, учесть общий уровень развития класса для разработки конструктов и построения воспитательной работы, установить положительные контакты с детьми.
До начала практики был проведен классный час «Я - исследователь», в ходе которого обучающихся познакомились с понятиями «исследование», «исследователь», определили качества исследователя.
Данная работа проводилась для эффективного проведения уроков окружающего мира с организацией учебного исследования.
На классном часе была проведена входная диагностика А.И.Савенкова по сформированности познавательных УУД обучающихся 1 класса, которая состояла из двух частей, подробно можно увидеть в портфолио, в приложении А.
С заданием первой части справились самостоятельно лишь некоторые обучающиеся.
Представляя результаты, обучающиеся испытали трудности: непонимание задачи исследования привело к отсутствию результата у некоторых обучающихся, неспособность обобщить полученные данные – к невозможности представить свое исследования классу.
В ходе проведения занятия был диагностирован уровень сформированности умения наблюдать.
Уровень умения наблюдать - низкий, обучающиеся выделяют основные черты объекта, но часто несущественные, не всегда могут самостоятельно вести наблюдение, но помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения при постановке дополнительных вопросов.
2 часть диагностики состояла из трех заданий. Можно увидеть в портфолио, приложение Б.
Главное задание, в котором заключалось исследование, не было выполнено совсем.
Со вторым и третьим заданием справились почти все обучающиеся, лишь у некоторых были незначительные ошибки.
Проведя входную диагностику, я получила сведения об уровне развития исследовательских умений у обучающихся 1 «А» класса. В диаграмме показаны уровни, высокого результата не показал никто.
Сборник конструктов «Развитие исследовательских умений у обучающихся первого класса на уроках окружающего мира» состоит из 14 конструктов, из них 5 конструктов уроков апробированы в период прохождения практики.
Для наблюдения за процессом формирования и развития познавательных УУД при проведении уроков была разработана карта, в основу которой положены разработки А.И.Савенкова, можно увидеть в приложении В. Контроль осуществлялся на каждом уроке и фиксировался в сводную ведомость по трем уровням: высокий, средний, низкий.
Исходя из анализа результатов наблюдений, пришла к выводу, что процесс формирования познавательных УУД к концу практики показал положительную динамику, но не значительную, потому что в проведении 5 уроков сформировать исследовательские умения невозможно.
В начале преддипломной практики обучающиеся затруднялись проводить исследование, появлялось множество вопросов, непонимание, как фиксировать результаты в таблицу, как представлять результаты.
В течение месяца научились проводить исследование самостоятельно, сократилось количество вопросов. По-прежнему возникали затруднения при представлении результатов исследования, но в сравнении с первыми уроками результат улучшился.
Завершающая диагностика была проведена на последнем уроке «Родной край», состояла из двух частей, первая часть - обучающиеся исследовали объекты природы своего города, вторая часть в форме анкеты, которая нацелена на выявление понимания обучающимися смысла учебного исследования.
По результатам обработки анкет было выявлено, что большинство обучающихся понимают смысл исследования, имеют большое желание заниматься исследовательской деятельностью, и прилагают к этому усилия. Остальные имеют средний уровень испытывают желание заниматься исследовательской деятельностью и у одного обучающегося анкета показала низкий уровень, он не проявил желание заниматься исследовательской деятельностью, так как не совсем понимает ее смысл.
Таким образом, если сравнивать результаты входной и завершающей диагностики, то большинство обучающихся понимают смысл учебного исследования, желают им заниматься для того, чтобы узнать новое при решении проблемы.
При проведении уроков окружающего мира с организацией учебного исследования была видна заинтересованность обучающихся, каждый с удовольствием перевоплощался в исследователя и узнавал что-то новое на протяжении урока. При проведении урока на тему «Национальные традиции» обучающиеся были активны при проведении исследования, внимательно рассматривали иллюстрации и каждый хотел описать, что увидел.
Учебное исследование вызывает интерес у мл. школьников и желание заниматься им.
По итогам апробации сборника была проведена коррекция содержания конструктов уроков окружающего мира.
Цель и задачи выпускной квалификационной работы выполнены. Раскрыты теоретические основы организации исследования на уроках окружающего мира. Доказана эффективность систематичной работы над формированием познавательных УУД средствами учебного исследования. В работе показаны этапы формирования исследовательских умений, обоснована необходимость планомерной работы, начиная с 1 класса. В соответствии с теорией разработано 14 конструктов уроков окружающего мира, в которых предусмотрено последовательное освоение первичных исследовательских умений и развитие исследовательских умений обучающимися 1 класса на уроках окружающего мира.