Системно-деятельностный урок по теме "Растениеводство". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Цифровой класс»

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России», растеневодство


Учебный предмет Окружающий мир, 3 класс.

УМК «Школа России».

Тема урока Растениеводство.

Тип урока объяснение нового материала.

Цель: формирование представления об отрасли экономики – растениеводство, его основных частях.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты

  • Обучающийся научится: описывать и называть характерные признаки отрасли экономики - растениеводство, раскрывать её составные части;
  • различать виды культурных растений;
  • осознавать значение данной отрасли в хозяйственной деятельности человека, называть профессии людей, связанных с отраслью - растениеводство.

Метапредметные результаты

Познавательные

  • Обучающийся научится: анализировать объекты окружающего мира, схемы с выделением отличительных признаков, классифицировать объекты по главным критериям, сравнивать объекты по различным признакам, осуществлять синтез и обобщение объектов, понятий;
  • выделять существенную информацию из материала учебника; использовать знаково-символические средства для решения учебных задач.

Коммуникативные

  • Обучающийся научится: включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
  • готовить сообщения самостоятельно и с помощью взрослых.

Регулятивные

  • Обучающийся научится: понимать и сохранять учебную задачу урока, планировать своё высказывание, контролировать и корректировать свою работу, оценивать правильность выполнения заданий, фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Личностные

  • Формирование ценностных ориентаций на основе знакомства с трудом людей, связанных с отраслью растениеводства, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, с каким настроением вы пришли на урок.

Дети: (веером показывают настроение: солнышко – хорошее, солнышко за облачком – не очень хорошее, тучка – плохое.)

Учитель:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению,
Паучок терпению,
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

2. Проблематизация

С прогнозом погоды сегодня нас познакомит мой ассистент Карнакова Сабина: Сегодня 26 февраля. Нас ожидает переменная облачность с прояснениями, температура воздуха - 10°C , ветер северный – 3-6 м/с, местами возможен снег, высота снежного покрова 40 см. Растениеводы могут не беспокоиться. По оценке специалистов областного Минсельхоза влияние погодных условий текущей зимы на озимые не окажут вредного воздействия и будут в пределах средних показателей последних лет. В морозную погоду озимые способны вынести температуру воздуха до - 16°C, при этом каждый сантиметр снежного покрова снижает температуру на один градус.

(Вывешивается на доску лист с прогнозом погоды).

Учитель: Ребята, значение какого слова вы можете объяснить: растениеводы или озимые, их вы слышали в прогнозе погоды.

На доске: карточки со словами

  • растениеводы
  • озимые

Дети:

- озимые растут на земле;

- растут зимой, т.к. корень – зим-

- растениеводы – сложное слово, возможно, люди, которые выращивают растения;

- водные растения.

Учитель: Я принимаю все ваши ответы. Ответить правильно нам недостаточно знаний. Но чей ответ правильный, вы мне скажете сами чуть позже.

Актуализация знаний

Работа в парах. На экране слайд презентации:

Разделите данные растения на группы: береза, нарцисс, шиповник, кукуруза, лук, крыжовник, подорожник, яблоня, клевер, можжевельник, картофель, осина. (если дети затрудняются учитель называет эти группы)

Дети:

- Деревья: береза, осина, яблоня.

- Кустарники: можжевельник, шиповник, крыжовник.

- Травы: нарцисс, кукуруза, лук, подорожник, клевер, картофель.

На экране слайд.

Учитель: Проверьте себя, правы ли вы были.

Дети: Да.

Учитель: На какие группы можно еще разделить данные растения?

Дети:

- Цветковые растения.

- Хвойные растения.

- Лекарственные растения.

- Овощные растения.

- Плодовые растения.

На экране слайд.

Учитель: А на какие еще две группы можно разделить данные растения? (если дети затрудняются, то учитель обращает внимание на два цвета в названиях растений.)

Дети: - Растения, которые растут сами по себе – Дикорастущие растения.

- Растения, за которыми ухаживает человек – Культурные растения.

На экране  слайд.

Учитель: Ребята, проверьте себя, правы ли вы были.

Учитель: Ребята, еще раз сделайте вывод, какие растения мы называем культурными.

Дети: Растения, которые выращивает человек: готовит почву, сеет, удобряет, борется с сорняками, вредителями, собирает урожай.

3. Постановка цели и планирование

Учитель: Итак, ребята, кто нам сформулирует точно тему нашего сегодняшнего урока.

Дети: - Выращивание культурных растений.

Учитель: Молодцы, верно, добавьте ещё вот эти слова (на доске) и составьте предложения, которые будут выражать законченную мысль. Это и будет наша цель.

Дети: Сегодня мы научимся различать ____________.

Дети: познакомимся с одной из отраслей сельского хозяйства, которая занимается выращиванием ______________ и из каких частей она состоит.

Учитель: как мы поймем, что достигли цели? (ответы детей)

Да, но для достижения нашей цели нам нужно тренироваться. Чтобы мы видели, как идет наша работа, мы будем заполнять оценочную таблицу. (учитель читает левый столбец детям)

В ходе урока я буду говорить вам, когда необходимо вносить в неё свои результаты.

За что можно получить баллы?

Сколько баллов можно получить?

Определение понятия растениеводство

Правильно – 1 балл
Неправильно – 0 баллов

Определить группы культурных растений

Лишнее слово – 2 балла
Название группы растений – 4 балла
Максимально – 6 баллов

Соотнести название и определение отрасли растениеводства

За каждое правильное соответствие – 2 балла.
Максимальное количество за задние – 12 баллов

Максимальное количество баллов

19 баллов

Учитель: максимальное количество, которое вы можно набрать в течение урока – 19 баллов. Как вы думаете, сколько вы можете набрать баллов за сегодняшний урок? Запишите это количество баллов на полях. Желаю вам сегодня на уроке прийти к лучшему для себя результату.

Учитель: сегодня для достижения нашей цели мы будем работать по следующему плану (план записан на доске). Итак, нам нужно:

  1. Определить название отрасли сельского хозяйства
  2. Определить растение, по продукту растениеводства
  3. Определить группы культурных растений
  4. Определить отрасли растениеводства
  5. Проверить полученные знания
  6. Подвести итог

Приступим к работе по нашему плану.

4. Открытие нового знания

Учитель: Ребята, сельское хозяйство – это составная часть, отрасль экономики. Частью сельского хозяйства является и отрасль, занимающаяся выращиванием культурных растений. А вот как называется это отрасль? Посоветуйтесь в парах и выберите правильный ответ на экране.

На экране  слайд:

Выращивание культурных растений – это земледелие, полеводство, растениеводство.

Учитель: Просигнальте веером: ? – земледелие, ! – полеводство, ○ – растениеводство.

Дети показывают веер.

Учитель: На экране правильный ответ –растениеводство.

Проверьте себя.

Оцените «1» и «0» свой ответ, результат запишите в таблицу.

На экране слайд.

Учитель: Ребята, а с какой целью люди выращивают культурные растения, занимаются растениеводством? Вы хотите об этом прочитать в учебнике или заглянуть в черный ящик?

Дети: Заглянуть в черный ящик.

Учитель: Прошу выйти к доске моих ассистентов. Они загадают вам загадки.

А вы попробуете их отгадать. Если вам будет трудно, откройте учебник на странице 52-53, рисунки помогут вам дать правильный ответ.

(1-2 ребят открыли учебники, остальные уверены в своих силах, но могут открыть их потом по мере трудности.)

В черном ящике – гербарии: рожь, пшеница, лен, хлопок; буханка белого и ржаного хлеба, картофель; пучок сена, кормовая свекла; вата, льняная и хлопчатобумажная ткань.

1-й ученик: В поле метелкой, в мешке жемчугом (пшеница).

Если дети затрудняются ответить, рисунок в учебнике не помогает, то первый ученик показывает на буханку белого хлеба.

- Из чего делают белый хлеб?

Дети: - Из муки.

- Из пшеничной муки, т.е. из пшеницы.

(гербарий: пшеница)

1-й ученик: Пшеница бывает яровая и озимая.

Об этом мы говорили в начале урока.

Проверьте свои предположения, прочитав об этом в учебнике на странице 52, 1 абзац.

Дети читают: «Озимую пшеницу хлеборобы сеют осенью. Молодые растения зимуют под снегом, а весной продолжают развиваться. Яровую пшеницу сеют весной. В конце лета созревает сначала озимая пшеница, потом яровая».

Учитель: Кто был прав?

2-й ученик:

Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает.
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (рожь)

Если дети затрудняются ответить, рисунок в учебнике не помогает, то второй ученик показывает на буханку ржаного хлеба.

- Из чего делают ржаной хлеб?

Дети: - Из муки, из ржаной муки, т.е. из ржи.

(гербарий: рожь)

2-й ученик: Предположите какую рожь озимую или яровую в основном выращивают в нашей стране?

Проверьте своё предположение, прочитав в учебнике на с.52 абзац 2.

Учитель: Кто был прав? Оцените себя.

3-й ученик: Под землею птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель.)

Ученик достает картофель.

3 ученик: Итак, ребята, для чего выращивают эти культурные растения: рожь, пшеницу, картофель?

Дети: - Чтобы получить продукты питания.

Учитель: Правильно, молодцы.

4-й ученик вынимает из черного ящика пучок сена: – Что это? Здесь я вижу сладкий клевер, вкусную тимофеевку.

Дети: - Трава, сено.

4-й ученик: Для чего заготавливают сено?

Дети: - Для корма животным.

4-й ученик: А вот и свекла необыкновенная кормовая. Для кого ее выращивают?

4 ученик: Итак, ребята для чего выращивают такие травы как клевер, тимофеевка и кормовую свеклу?

Дети: - Чтобы накормить животных, для корма животным.

5-й ученик: Из земли вырастаю, в синей шапочке бываю, весь мир одеваю. (Лен.)

Ученик показывает гербарий и льняное полотенце.

- А это что?

Дети: - Лен. Ткань.

6-й ученик показывает вату.

- Что это?

Дети: - Вата.

6-й ученик: Вата – это хлопок. Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами и в каждой будто кусочек ваты. Из нее на специальных промышленных предприятиях получают волокно. А из волокна делают нити. А что делают из нитей? (Ученик показывает гербарий и хлопчатобумажную ткань.)

Дети: Ткут ткань.

6 ученик: Итак, ребята, с какой целью выращивают культурные растения: хлопок и лен?

Дети: - Чтобы получить ткани.

Учитель: Назовите еще раз с какой целью выращивают каждую группу растений?

5. Физкультминутка

Дети показывают движения.
Жил один садовод,
Он развел огород
Приготовил старательно грядки
Он принес чемодан,
Полный разных семян.
Наступила весна
И взошли семена.
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды.

6. Результат

Учитель: С какой целью выращивают культурные, растения мы выяснили.

А вот какие группы культурных растений они составляют? Это мы выясним, поработав в группах (1 и 2 ряд). Я раздаю вам гербарии и лист, в который вы должны вписать название вашей группы растений. Учитель пишет на листе у доски, остальные в тетрадях. Итак, дайте название вашей группе, убрав при этом одно лишнее растение. Группы защищают свою работу поочередно.

1 группа – коробочки с зернами: ржи, пшеницы, овса, ячменя, семян подсолнечника. (коробочки не подписаны) зерновые

(Дополнительное задание: назвать каждый вид растения, записывая в тетради и на листе.)

2 группа – гербарии с названиями: люцерна, клевер, полынь, тимофеевка, лисохвост. кормовые

3 группа – гербарии с названиями: просо, рис, пшеница, гречиха, люцерна. зерновые

4 группа – лен, хлопчатник, кукуруза. прядильные

(Дополнительное задание: страничка для любознательных «Николай Иванович Вавилов» учебник с. 54-55.)

5 группа – люцерна, лен, тимофеевка, клевер, лисохвост. Кормовые

Оцените себя по образцу если вы нашли правильно только лишнее слово тогда 2 балла, если правильно выполнили 2 задание – 4 балла. Максимальное количество баллов за задание – 6 баллов.

Дети выставляют свои баллы в оценочный бланк.

«Профессии людей в растениеводстве».

Объединившись в пары, из перечня продуктов, дети выбирают, что соответствует их профессии (садоводы, хлеборобы, овощеводы, цветоводы) и кладут каждый на свой поднос: груши, яблоки, пюре, соки, повидло, джем; огурцы, помидоры, капуста, картофель, лук,  морковь; цветы, семена цветов; рожь, пшеница.

1 пара (и все последующие) выходит с подносом, на котором продукты, соответствующие профессии садовода.

- В этом году в нашем хозяйстве собрали большой урожай яблок и груш. Кто мы?

Дети: - Садоводы.

1 пара: - Что вы нам посоветуете, чтобы сохранить собранный урожай?

Дети: - Построить мини-завод по переработке яблок и груш, подвалы для хранения.

1 пара: - Молодцы! Мы так и сделали. (Показывают на коробочки и баночки с соком, джемом, повидлом.)

Учитель: Ребята, это садоводы, а в какой отрасли растениеводства они работают?

Дети: - Садоводство.

На доске картинки с изображением отраслей растениеводства, которые открываются по мере ответов учеников.

2 пара: - Наша профессия самая почетная, мы выращиваем рожь и пшеницу. Мы знаем, когда нужно сеять, то или иное растение, как за ним ухаживать, когда собирать урожай.

Мы умеем по внешнему виду растения определить здоровое оно или больное, как его лечить. Ребята, цените наш нелегкий труд, берегите каждую хлебную крошку. Вы догадались кто мы?

Дети: - Хлеборобы.

Учитель: Ребята, это хлеборобы, в какой отрасли растениеводства они работают?

Учитель: Данная отрасль называется полеводство. (На доске.)

3 пара: - Мы выращиваем капусту, картофель, огурцы, помидоры, лук, морковь. Мы знакомы с современной техникой, которая используется и в поле, и в теплице. Но большую часть работы мы выполняем вручную. А для этого нужна и сила, и ловкость, и терпение. Наша работа непроста, только тот, кто любит растения, землю, может выполнить ее по – настоящему хорошо. Ребята, вы догадались, кто мы?

Дети: - Овощеводы.

3 пара: - А чтобы вы нам посоветовали еще выращивать?

Дети: - Свеклу, перец, кабачки.

Учитель: Это овощеводы, а в какой отрасли растениеводства они работают?

Дети: Овощеводство(На доске.)

4 пара: - Я выращиваю красивые цветы, чтобы они дарили вам радость, хорошее настроение, были украшением любого дома.

- Я выращиваю цветочную рассаду в теплице. Весной наша рассада появляется на клумбах города. Ребята, не топчите клумбы и нервите на них цветы. Вы догадались, кто мы?

Дети: - Цветоводы.

Учитель: Какая это отрасль растениеводства?

Дети: Цветоводство(На доске)

Учитель: А я, ребята, знаю еще одну отрасль растениеводства. Отгадайте загадку.

«Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный».

Дети: - Арбуз.

Учитель: Верно. А отрасль растениеводства по выращиванию арбузов называется, прочитайте на экране.

Дети: Бахчеводство.

Учитель: Ребята, посмотрите на схему на доске и скажите, сколько отраслей растениеводства мы назвали, перечислите их друг другу в парах, не глядя на экран.

А теперь в качестве контроля предлагаю вам выполнить работу на соответствие, в которой вы должны соединить отрасль и её содержание, группу растений и её разнообразие.

Ребята самостоятельно выполняют работу, учитель ходит по классу и контролирует самоконтроль. За каждое правильное соответствие ученик получает 2 балла. Максимальное количество баллов 12.

7. Рефлексия способов достижения результата

Учитель: давайте подведем итоги? Какие цели мы поставили сегодня на уроке?

Дети: научиться различать культурные растения.

Дети: познакомится с одной из отраслей сельского хозяйства, которая занимается выращиванием культурных растений и из каких частей она состоит.

Учитель: итак, чтобы различать культурные растения, что нужно знать?

Дети: знать разнообразие культурных растений.

Учитель: как называется отрасль, которая занимается выращиванием культурных растений?

Дети: растениеводство.

Учитель: из каких частей состоит эта отрасль?

Дети: цветоводство, овощеводство, полеводство, бахчеводство.

Учитель: как определить достиг ли каждый из вас целей урока? Что поможет нам ответить на этот вопрос?

Дети: результаты оценочной таблицы.

Учитель:

  • кто набрал 17–18 баллов поднимите руку, эта работа на «отлично».
  • у кого 16–12 баллов, эта оценка «хорошо».

Кому на уроке удалось получить больше баллов, чем планировалось в начале урока? Кто планировал получить максимальное количество баллов и у него это получилось? Кому трудно определять культурные растения и части растениеводства.

Давайте попробуем определить причины наших ошибок. Перед нами табличка (на доске), в ней перечислены некоторые причины. (Учитель читает причины) все те, кто не набрал 16 и выше баллов. Возьмите магнитик и отметьте ту причину, которая имеет отношение к вам.

Плохо знаю разнообразие растений

Путаюсь в определении групп растений

Не знаю что такое растениеводство

Не запомнил отрасли растениеводства

Все помню, но не уверен в себе

 

 

 

 

 

Учитель: давайте посмотрим какая причина чаще всего нам мешала достигнуть цели. Что нужно сделать, чтоб этого избежать?

8. Домашнее задание

Учитель: Ребята, домашнее задание будет по выбору.

Вот три корзинки: большая, средняя и маленькая. Ребята, которые набрали 17–18 балов выбирают задание из большой корзинки, 16–12 – из средней, остальные из маленькой. Кто выбирает задание из большой корзинки, встаньте.

Дети встают, учитель читает задание.

Учитель: Сочинить сказку, о том, как росло и развивалось одно из растений, о котором говорилось на уроке.

Учитель: Встаньте, кто выбирает задание из средней корзинки. Задание: описать по плану учебника стр. 51 одно растение каждой из групп.

Учитель: Встаньте, кто выбирает задание из маленькой корзинки. Задание: стр. 54 учебника задание 3.

И не забудьте о рубрике «На следующем уроке».

Учитель: Урок окончен, спасибо за работу.