Здоровье - понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.
Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Вслед за И.И. Брехманом, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.
Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).
С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье - это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности. Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и само актуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.
По мнению С. Шапиро, социальный компонент здоровья - это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Данный элемент отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом. На наш взгляд, для социального компонента здоровья человека важен уровень формирования системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, а также социальная активность и способность к социальной адаптации.
Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность или отсутствие самоконтроля и др.
Выявление состава и раскрытие особенностей критериев социального здоровья представляются ключевыми вопросами, от степени осознания которых во многом зависит практическое решение педагогами выше обозначенной проблемы. Суммируя высказывания ученых, представим перечень критериев социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относится потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе с взрослыми и сверстниками) и др.
Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в школьном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.
Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.
Задачи:
- создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;
- формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;
- создание условий для разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Базовая модель здоровьесберегающей деятельности школы выглядит следующим образом:
- создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:
- рациональная организация учебного процесса;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- организация просветительско-воспитательной работы с учащимися;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами и родителями;
- организация профилактики и динамического наблюдения за состояние здоровья школьников.
Роль педагога в здоровьесберегающем образовании состоит в том чтобы:
- наблюдать за вербальным и невербальным общением учащихся и корректировать взаимоотношения между учащимися при необходимости;
- прогнозировать личностное, эмоциональное и интеллектуальное развитие своих учеников;
- моделировать систему взаимоотношений с учащимися в условиях педагогики оздоровления;
- личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Критерии здоровьесбережения на уроке:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе. (Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители).
2. Количество видов учебной деятельности. (Виды учебной деятельности - опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма 4-7 видов за урок.)
3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. (Ориентировочная норма: 7-10 минут)
4. Количество видов преподавания. Виды преподавания - словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и др. Не менее трех за урок.).
5. Чередование видов преподавания. (Не позже чем через 10–15 минут.)
6. Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности. (Метод свободного выбора: свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества, активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки.)
7. Место и длительность применения ТСО (Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.)
8. Поза учащегося, чередование позы (Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.)
Правила построения урока с позиции здоровье сбережения:
1-й этап. Разминка. Продолжительность 5 мин. Нагрузка – относительно не большая. Деятельность репродуктивная, переходящая в продуктивную деятельность. Повторение.
2-й этап. Максимальная работоспособность. Продолжительность 20-25 мин. Максимальное снижение работоспособности на 15-й минуте. Деятельность продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3-й этап. Конечный порыв. Продолжительность 10-15 мин. Небольшое повышение работоспособности. Деятельность репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного материала.
Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здоровье сбережения необходимо решение трех проблем:
- Изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту, в сторону осознания собственных чувств и переживаний с позиции проблем здоровье сбережения.
- Изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и стараться максимально развить его способности.
- Изменение отношения учителя к задачам учебного процесса, которое предполагает не только достижение учеником определенного уровня знаний по предмету, но и развитие личности учащегося, сохранение его здоровья.