Технологическая карта урока изучения нового материала "Химические свойства кислот". 8-й класс

Разделы: Химия, Урок с использованием электронного учебника

Класс: 8

Ключевые слова: ФГОС, технологическая карта, кислоты, химические свойства, электронная форма учебника


Интегрированный, мультимедийный урок изучения нового материала с использованием ЭФУ и модулей ЭОР

Урок проводится c использованием сети Интернет, материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронной формы учебника химии (ЭФУ).

Модель урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, поэтому требует соответствующей технической оснащённости кабинета химии, подготовки рабочих учебных материалов к уроку (включая интернет-ресурсы), а также психологическую готовность учителя и ученика к работе в условиях реализации ФГОС.

Урок проводится при использовании авторского тематического сайта Google, на котором размещены Интернет ресурсы, материалы: опорные конспекты и задания для учащихся, которые позволяют организовать учебный процесс в двух направлениях:

  • В условиях традиционного обучения (классно-урочная система);
  • Реализуя инновационные педагогические технологии (обучение на основе индивидуальной образовательной траектории, дистанционное обучение).

Основные этапы урока проводятся при использовании возможностей мобильного класса. Программное обеспечение для мобильных классов NetOp School позволяет организовать поддержку продуктивного процесса обучения в течение всего урока.

Использование в учебном процессе сервисов Web 2.0 (Сайты и Документы Google, Blogger) и образовательных интернет-ресурсов позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который способствует познавательной активности учеников и создаёт возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Система оценивания знаний и умений учащихся («Система жетонов»), используемая учителем, знакома учащимся и мотивирует их на успех и формирование прочных знаний по предмету. Система позволяет учителю эффективно осуществлять контроль знаний и умений на протяжении всего урока.

Название предмета

Химия

Класс

8

Предметная линия

УМК по химии для 8-9 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана

Учебник

Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана /1CD/ (В комплекте с учебником)

Место урока в разделе

6 урок по теме в Главе VI. Важнейшие классы неорганических соединений

Тема урока

Химические свойства кислот

Цель урока

Создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений.

Задачи урока

Образовательные:
- актуализировать и углубить знания о классе неорганических веществ «Кислоты»;
- изучить химические свойства класса неорганических веществ «Кислоты»;
- раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
- развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, ИКТ и используя цифровые образовательные интернет ресурсы коллекций ЕК ЦОР;
- развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике;
- формировать навыки использования компьютерных технологий.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, умение работать в малых группах.
Здоровьесберегающие:
- закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни

Тип урока

Урок “открытия” новых знаний

Форма урока

Комбинированный

Основные термины и понятия

Кислота, органические и неорганические кислоты, водород и кислотный остаток, одноосновные и многоосновная кислоты, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, ряд активности металлов, летучие (неустойчивые) кислоты, кислотно – основные индикаторы, оксиды, основания, соли

Межпредметные связи

Межпредметные связи курсов химии, ИКТ с использованием цифровых образовательных интернет ресурсов коллекций ЕК ЦОР

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

  • умение определять понятия, устанавливать аналогии;
  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • умение пользоваться различными источниками информации;
  • умение наблюдать, читать, слушать;
  • умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
  • умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.

Регулятивные УУД:

  • умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;
  • владение основами самоконтроля, самооценки;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные УУД:

  • умение использовать ИКТ-компетенции;
  • умение задавать вопросы по теме;
  • умение работать индивидуально и в группе.

Предметные УУД:

  • уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
  • уметь классифицировать кислоты;
  • уметь называть кислоты по их формулам;
  • знать формулы кислот;
  • уметь характеризовать свойства кислот;
  • уметь записывать уравнения химических реакций взаимодействия кислот с металлами, оксидами, основаниями, солями
  • уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
  • уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ
  • уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами;
  • уметь осуществлять химический эксперимент согласно инструкции.

Организация пространства

Синхронное обучение (процесс взаимодействия обучаемых с преподавателем, а также обучаемых между собой с целью приобретения знаний и навыков в режиме реального времени)

Виды деятельности на уроке

  • коллективная (фронтальная) работа,
  • работа в малых группах (парная), лабораторная работа

Образовательные технологии

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • кооперация в обучении;
  • компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающие

Правила работы на уроке (если они существуют)

- Начни с начала, - важно ответил Король,
- и продолжай до тех пор, пока не дойдёшь до конца (ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ

Используемые виды контроля и оценивания на уроке

  • контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);
  • самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся)

Вспомогательная система оценивания

  • «Система жетонов» учителя:
  • жетоны для оценивания ответов и действий, учащихся во время фронтальной беседы, работы с анимационными тренажёрами ЦОР и выполнением эксперимента (зелёный – правильный ответ/действие, с обоснованием; синий – правильный ответ/действие, без обоснования; жёлтый – ответ/действие неполный или содержит ошибки);
  • «Система жетонов» знакома учащимся, используется учителем на этапах «Актуализации опорных знаний и умений» и «Изучение и восприятие нового материала»;
  • Оцениваются устные ответы, работа у доски, навыки и умения выполнения химического эксперимента учащихся.
  • Критерии оценивания в «системе жетонов»:

Оценка

Комбинация жетонов

Комментарий

«5»

3 зелёных и более

Три и более обоснованных, правильных ответа/действия

2 зелёных +
1 синий

Два обоснованных правильных ответа/действия и один ответ/действие без обоснований

1 зелёный +
2 синих +
1 жёлтый

Один  ответ/действие обоснован и правильный, два ответа/действия без обоснования, один ответ/действие содержит несущественные ошибки

«4»

3 синих и более

Три и более ответа/действия без обоснований

2 синих +
1 зелёный

Два ответа/действия без обоснований, один ответ и один  ответ/действие обоснован и правильный

1 синий +
1 зелёный +
1 жёлтый

Один ответ/действие не обоснован, один  ответ/действие обоснован и правильный, один ответ/действие содержит несущественные ошибки

Нет оценки

Другие комбинации

В случае других комбинаций жетонов, оценка не выставляется, но учитель даёт рекомендацию ученику по устранению ошибок и возможность доработать оценку вне урока (посредством электронного обучения в сети Интернет)

 Таблица учёта жетонов на уроке:

ФИ ученика

Зелёный

Синий

Жёлтый

Дано задание (ЭО)

 

 

 

 

 

Необходимое оборудование

  • Магнитная белая доска;
  • Мобильный класс;
  • Мультимедиа проектор;
  • Сеть Интернет;
  • Интернет-ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
  • Реактивы и инструкции для проведения эксперимента;
  • Тест «Химические свойства кислот»;
  • Сайт – спутник урока https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/;
  • Жетоны для оценивания ответов и действий учащихся во время фронтальной беседы, работы с анимационными тренажёрами ЦОР и выполнением эксперимента 

Наглядно-демонстрационный материал и оборудование

  • Справочные таблицы по химии: ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, таблица растворимости солей, кислот, оснований.
  • Растворы - соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого; сода; нитрат серебра; цинк, медь; пластинка для капельных реакций.
  • Карточки с химическими формулами: H2O, HNO3, Na2SO4, SO3, KOH, H2S, H2SO4, NaCl, HCl, H3PO4, H2SiO3

Электронные образовательные ресурсы (в сети Интернет и учебник / ЭФУ)

  • Сервисы Web 2.0 (Сайты и Документы Google, Blogger);
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
  • Сайт – спутник урока https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/
  • Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана /1CD/ (В комплекте с учебником)

Рефлексия

«Рука-помощница»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку, на каждом пальце нарисовать шкалу от 0 до 5.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, сделать отметку на шкале.
Большой палец – «Определение кислот»;
Указательный палец – «Поведение индикаторов в кислотах»;
Средний – «Химические свойства кислот»;
Безымянный палец – «Состав кислот»;
Мизинец – «Классификация кислот».
После того, как отметки на шкале проставлены необходимо жирно выделить рисунок руки с учётом отметок и сделать вывод о функциональности «руки-помощницы» на уроках химии.

Перечень используемых на данном уроке объектов ЭФУ

Название объекта ЭФУ/ЭОР

Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.)

Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет

Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)

1

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 44

Тест №1-3

Стр. 152

Повторение ранее изученного материала

2

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45

Таблица №12

Стр. 153

Сопровождение изучения нового материала

3

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45

Видео «Действие кислот на растворы индикаторов»

Стр. 153

Сопровождение изучения нового материала

4

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45

Видео «Взаимодействие железа с растворами кислот» 

Стр. 154, таблица №12

Сопровождение изучения нового материала

5

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45

Видео «Реакция обмена» 

Стр. 154, таблица №12

Сопровождение изучения нового материала

6

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 42

Текст «Реакция нейтрализации»

Стр. 141

Повторение ранее изученного материала

7

ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 42

Тест «Подумай и ответь»

Стр.155

Закрепление нового материала

Структура урока