Урок проводится c использованием сети Интернет, материалов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и электронной формы учебника химии (ЭФУ).
Модель урока соответствует требованиям ФГОС нового поколения, поэтому требует соответствующей технической оснащённости кабинета химии, подготовки рабочих учебных материалов к уроку (включая интернет-ресурсы), а также психологическую готовность учителя и ученика к работе в условиях реализации ФГОС.
Урок проводится при использовании авторского тематического сайта Google, на котором размещены Интернет ресурсы, материалы: опорные конспекты и задания для учащихся, которые позволяют организовать учебный процесс в двух направлениях:
Основные этапы урока проводятся при использовании возможностей мобильного класса. Программное обеспечение для мобильных классов NetOp School позволяет организовать поддержку продуктивного процесса обучения в течение всего урока.
Использование в учебном процессе сервисов Web 2.0 (Сайты и Документы Google, Blogger) и образовательных интернет-ресурсов позволяет реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который способствует познавательной активности учеников и создаёт возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Система оценивания знаний и умений учащихся («Система жетонов»), используемая учителем, знакома учащимся и мотивирует их на успех и формирование прочных знаний по предмету. Система позволяет учителю эффективно осуществлять контроль знаний и умений на протяжении всего урока.
Название предмета |
Химия |
Класс |
8 |
Предметная линия |
УМК по химии для 8-9 классов авторов Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана |
Учебник |
Химия. 8 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.
Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана /1CD/ (В комплекте с учебником) |
Место урока в разделе |
6 урок по теме в Главе VI. Важнейшие классы неорганических соединений |
Тема урока |
Химические свойства кислот |
Цель урока |
Создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений. |
Задачи урока |
Образовательные:
- актуализировать и углубить знания о классе неорганических веществ «Кислоты»;
- изучить химические свойства класса неорганических веществ «Кислоты»;
- раскрыть связь между химическими знаниями и повседневной жизнью человека.
Развивающие:
- развить познавательный интерес, реализуя межпредметные связи курсов химии, ИКТ и используя цифровые образовательные интернет ресурсы коллекций ЕК ЦОР;
- развивать умения применять знания, полученные на уроках, на практике;
- формировать навыки использования компьютерных технологий.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, умение работать в малых группах.
Здоровьесберегающие:
- закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни |
Тип урока |
Урок “открытия” новых знаний |
Форма урока |
Комбинированный |
Основные термины и понятия |
Кислота, органические и неорганические кислоты, водород и кислотный остаток, одноосновные и многоосновная кислоты, кислородсодержащие и бескислородные кислоты, ряд активности металлов, летучие (неустойчивые) кислоты, кислотно – основные индикаторы, оксиды, основания, соли |
Межпредметные связи |
Межпредметные связи курсов химии, ИКТ с использованием цифровых образовательных интернет ресурсов коллекций ЕК ЦОР |
Планируемые результаты |
Познавательные УУД:
- умение определять понятия, устанавливать аналогии;
- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
- умение пользоваться различными источниками информации;
- умение наблюдать, читать, слушать;
- умение анализировать, обобщать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение работать с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.
Регулятивные УУД:
- умение понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Коммуникативные УУД:
- умение использовать ИКТ-компетенции;
- умение задавать вопросы по теме;
- умение работать индивидуально и в группе.
Предметные УУД:
- уметь определять принадлежность веществ к классу кислот;
- уметь классифицировать кислоты;
- уметь называть кислоты по их формулам;
- знать формулы кислот;
- уметь характеризовать свойства кислот;
- уметь записывать уравнения химических реакций взаимодействия кислот с металлами, оксидами, основаниями, солями
- уметь распознавать кислоты с помощью индикаторов;
- уметь выбирать формулы кислот из перечня веществ
- уметь применять знания по технике безопасности при работе с кислотами;
- уметь осуществлять химический эксперимент согласно инструкции.
|
Организация пространства |
Синхронное обучение (процесс взаимодействия обучаемых с преподавателем, а также обучаемых между собой с целью приобретения знаний и навыков в режиме реального времени) |
Виды деятельности на уроке |
- коллективная (фронтальная) работа,
- работа в малых группах (парная), лабораторная работа
|
Образовательные технологии |
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- кооперация в обучении;
- компьютерные технологии;
- здоровьесберегающие
|
Правила работы на уроке (если они существуют) |
- Начни с начала, - важно ответил Король,
- и продолжай до тех пор, пока не дойдёшь до конца (ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ |
Используемые виды контроля и оценивания на уроке |
- контроль усвоения учебного материала и оценивание работы обучающихся (осуществляется учителем);
- самоконтроль усвоения учебного материала и оценивание работы (осуществляется обучающимся)
|
Вспомогательная система оценивания |
- «Система жетонов» учителя:
- жетоны для оценивания ответов и действий, учащихся во время фронтальной беседы, работы с анимационными тренажёрами ЦОР и выполнением эксперимента (зелёный – правильный ответ/действие, с обоснованием; синий – правильный ответ/действие, без обоснования; жёлтый – ответ/действие неполный или содержит ошибки);
- «Система жетонов» знакома учащимся, используется учителем на этапах «Актуализации опорных знаний и умений» и «Изучение и восприятие нового материала»;
- Оцениваются устные ответы, работа у доски, навыки и умения выполнения химического эксперимента учащихся.
- Критерии оценивания в «системе жетонов»:
Оценка |
Комбинация жетонов |
Комментарий |
«5» |
3 зелёных и более |
Три и более обоснованных, правильных ответа/действия |
2 зелёных +
1 синий |
Два обоснованных правильных ответа/действия и один ответ/действие без обоснований |
1 зелёный +
2 синих +
1 жёлтый |
Один ответ/действие обоснован и правильный, два ответа/действия без обоснования, один ответ/действие содержит несущественные ошибки |
«4» |
3 синих и более |
Три и более ответа/действия без обоснований |
2 синих +
1 зелёный
|
Два ответа/действия без обоснований, один ответ и один ответ/действие обоснован и правильный |
1 синий +
1 зелёный +
1 жёлтый |
Один ответ/действие не обоснован, один ответ/действие обоснован и правильный, один ответ/действие содержит несущественные ошибки |
Нет оценки |
Другие комбинации |
В случае других комбинаций жетонов, оценка не выставляется, но учитель даёт рекомендацию ученику по устранению ошибок и возможность доработать оценку вне урока (посредством электронного обучения в сети Интернет) |
Таблица учёта жетонов на уроке:
ФИ ученика |
Зелёный |
Синий |
Жёлтый |
Дано задание (ЭО) |
|
|
|
|
|
|
Необходимое оборудование |
- Магнитная белая доска;
- Мобильный класс;
- Мультимедиа проектор;
- Сеть Интернет;
- Интернет-ресурсы из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
- Реактивы и инструкции для проведения эксперимента;
- Тест «Химические свойства кислот»;
- Сайт – спутник урока https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/;
- Жетоны для оценивания ответов и действий учащихся во время фронтальной беседы, работы с анимационными тренажёрами ЦОР и выполнением эксперимента
|
Наглядно-демонстрационный материал и оборудование |
- Справочные таблицы по химии: ПСХЭ Д. И. Менделеева, ряд активности металлов, таблица растворимости солей, кислот, оснований.
- Растворы - соляной кислоты, гидроксида натрия, фенолфталеина, лакмуса, метилового оранжевого; сода; нитрат серебра; цинк, медь; пластинка для капельных реакций.
- Карточки с химическими формулами: H2O, HNO3, Na2SO4, SO3, KOH, H2S, H2SO4, NaCl, HCl, H3PO4, H2SiO3
|
Электронные образовательные ресурсы (в сети Интернет и учебник / ЭФУ) |
- Сервисы Web 2.0 (Сайты и Документы Google, Blogger);
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР);
- Сайт – спутник урока https://sites.google.com/site/himiceskiesvojstvakislot/
- Химия. 8 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана /1CD/ (В комплекте с учебником)
|
Рефлексия |
«Рука-помощница»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку, на каждом пальце нарисовать шкалу от 0 до 5.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, сделать отметку на шкале.
Большой палец – «Определение кислот»;
Указательный палец – «Поведение индикаторов в кислотах»;
Средний – «Химические свойства кислот»;
Безымянный палец – «Состав кислот»;
Мизинец – «Классификация кислот».
После того, как отметки на шкале проставлены необходимо жирно выделить рисунок руки с учётом отметок и сделать вывод о функциональности «руки-помощницы» на уроках химии. |
№
|
Название объекта ЭФУ/ЭОР |
Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, презентация, видеофрагмент, тест, модель и т.д.) |
Номер страницы в учебнике, где находится данный объект/Ссылка на ЭОР из сети Интернет |
Комментарий, какую роль он играет на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.) |
1 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 44 |
Тест №1-3 |
Стр. 152 |
Повторение ранее изученного материала |
2 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45 |
Таблица №12 |
Стр. 153 |
Сопровождение изучения нового материала |
3 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45 |
Видео «Действие кислот на растворы индикаторов» |
Стр. 153 |
Сопровождение изучения нового материала |
4 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45 |
Видео «Взаимодействие железа с растворами кислот» |
Стр. 154, таблица №12 |
Сопровождение изучения нового материала |
5 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 45 |
Видео «Реакция обмена» |
Стр. 154, таблица №12 |
Сопровождение изучения нового материала |
6 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 42 |
Текст «Реакция нейтрализации» |
Стр. 141 |
Повторение ранее изученного материала |
7 |
ЭФУ «Химия. 8 класс»
УМК: Химия. Рудзитис Г.Е. (8-9).
Издательство «Просвещение»
§ 42 |
Тест «Подумай и ответь» |
Стр.155 |
Закрепление нового материала |