Актуальным и одним из продуктивных методов работы в школе в настоящее время признается использование стратегий смыслового чтения. Предлагаемый вариант урока на материале «Тип речи - рассуждение» в соответствии с календарно-тематическим планированием про программе А.Д.Шмелева проводится в 5 классе во втором полугодии. Представленный учебный материал рассчитан на 30-минутный урок, и при желании может быть расширен.
Важным виделось показать, что именно стратегии текстовой деятельности успешны для освоения учебного материала. Они эффективны не только на уроках комплексного анализа текста, но и в каждодневной практике преподавания, на уроках различных видов. Элементы применения технологий смыслового чтения целесообразно включать в учебный процесс на занятиях различной тематической направленности. В числе использованных нами приемов отметим «Мозговой штурм» (на этапе актуализации знаний), «Инсерт», «Кластер», «Глоссарий» (на этапе освоения учебного материала), а также «Синквейн» (на завершающем этапе урока).
Работа с учащимися по изучению темы ведется как в индивидуальном порядке, так и по группам, фронтальная.
Материал для изучения темы «Тип речи - рассуждение» был взят из базового учебника по русскому языку для 5 класса под редакцией А.Д.Шмелева, дополнительного привлечения иного языкового материала не потребовалось.
Основным средством систематизации учебного материала выступили таблицы (их составление, предоставление возможности учащимся их самостоятельно озаглавить), схемы-кластеры. Заметим, что предлагаемый вариант урока содержит уже готовые модели схем, таблиц по причине ограниченного времени на уроке и большого объема проводимой работы. Такая частичная форма обучения обусловлена и тем, что в 5 классе мы только учимся систематизировать материал, работая с отдельными элементами таблиц. При заполнении таблиц, кластеров акцентируем внимание учащихся на ключевых словах в теоретическом материале урока, учим классифицировать информацию на главную и второстепенную.
Важным на уроке видится и развитие умения работать со словарями (в частности, толковыми), вычленять из нескольких толкований лексемы то, которое упоминается в определенном контексте. Известно, что подобного рода задания встречаются на итоговой аттестации в выпускных классах. Уже в 5 классе проводим работу с заданиями данного типа.
Изучение темы «Тип речи - рассуждение» видится целесообразным проводить на двух уроках, причем на втором уроке акцент делаем на формировании умения писать тексты типа «рассуждение».
Предлагаемый вариант урока включает технологическую карту урока, рабочий лист (приложение 1), презентацию (приложение 2).
Предмет: |
русский язык |
Класс: |
5 |
Тема урока: |
Тип речи - рассуждение |
№ урока: |
147 |
Тип урока: |
урок открытия нового знания |
УМК: |
Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Под ред. А.Д.Шмелёва и др. – М.: Вентана-Граф, 2015 |
Цели урока: |
- организовать деятельность учащихся по формированию представления о тексте-рассуждении, способности определять отличительные особенности текстов типа «рассуждение», а также устанавливать структурные элементы текста-рассуждения, его языковые особенности, отличать текст-рассуждение от уже известных текста-описания и повествования; |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные: |
Оборудование: |
учебник, рабочие листы, презентация |