К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относятся личностные, метапредметные, предметные.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В данной статье пойдёт речь о формировании коммуникативных УУД, именно это было одной из поставленных целей предложенного занятия, в котором задействована только часть обучающихся 7 класса. Данное занятие проводилось с целью записи видеоматериала для последующего выступления на педагогическом семинаре по ознакомлению коллег с методикой работы в группах и в парах.
Занятие проводилось по теме «Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности». Первый урок по данной теме был проведен ранее. На данном занятии ребята отрабатывали применение формул квадрата суммы и квадрата разности.
На этапе работы в малых группах (1 этап) ученикам необходимо повторить формулировки и формулы:
- первая группа - квадрата суммы;
- вторая группа - квадрата разности соответственно.
Затем в этих же группах они должны выполнить каждый по 1 заданию (на группу по 3 задания соответственно) на заданную формулу. Алгоритм работы задан на карточках. Группы могут формироваться учителем или самостоятельно обучающимися.
Карточка №1 Работа в малой группе. Группа 1
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
1) Задание №1 комментирует 1 ученик, остальные проверяют и записывают, если, по их мнению, задание выполнено верно.
Задание №1. Преобразуйте выражение в многочлен (10с +0,1у)2 Задание №2. Представьте в виде многочлена квадрат двучлена (с2+0,7с)2 Задание №3. Представьте в виде многочлена (а+2b)2- 4b2 |
|
Карточка №1 Работа в малой группе. Группа 2
Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого выражения на второе плюс квадрат второго выражения.
1) Задание №1 комментирует 1 ученик, остальные проверяют и записывают, если, по их мнению, задание выполнено верно.
Задание №1. Преобразуйте выражение в многочлен (7у - 6)2 Задание №2. Представьте в виде многочлена квадрат двучлена (4b - 9а)2 Задание №3. Представьте в виде многочлена 18а + (а - 9)2 |
Карточка №1 ЛИСТ ОТВЕТОВ. Группа 1 Задание №1. Преобразуйте выражение в многочлен: (10с +0,1у)2= (10с)2+2∙10с∙0,1у+(0,1у)2= 100с2+2су+0,01у2 Задание №2. Представьте в виде многочлена квадрат двучлена: (с2+0,7с)2= (с2)2+2∙с2∙0,7с+(0,7с)2= с4+1,4с3+0,49с2 Задание №3. Представьте в виде многочлена: (а+2b)2-4b2= а2+2∙а∙2b +(2b)2-4b2= а2+4аb +4b2-4b2= а2+4аb |
Карточка №1 ЛИСТ ОТВЕТОВ. Группа 2 Задание №1. Преобразуйте выражение в многочлен: (7у - 6)2 = (7у)2-2∙7у∙6+62 = 49у2-84у+36 Задание №2. Представьте в виде многочлена квадрат двучлена: (4b- 9а)2 = (4b)2-2∙4b∙9а+(9а)2 = 16b2-72аb+81а2 Задание №3. Представьте в виде многочлена: 18а + (а-9)2 =18а +(а2-2∙а∙9+92)= 18а + а2 - 18а+81 = а2 +81 |
После первичного решения заданий на усваиваемую тему ребята пойдут в пары, где они уже будут представлять, пояснять и проверять выполнение этих же заданий другими учащимися. Поэтому с целью исключения возможности возникновения ошибок на данном этапе обязательна проверка выполнения заданий.
На этом первый этап работы заканчивается, и ребята идут в пары к другим ученикам. Пары образованы так, чтобы вместе были дети, отработавшие разные формулы. В данном случае пары заданы учителем. Но при регулярном использовании такой формы работы пары могут быть сформированы ребятами самостоятельно.
На этапе работы в парах (2 этап) применена методика взаимообмена заданиями, которая подходит для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач, когда каждый ученик осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. В нашем случае свой тип заданий был проработан в малых группах, решения которых каждый представитель группы затем объясняет одноклассникам, выступая в роли учителя. В то же время в этой же паре этот же ученик выступит и в роли ученика, отрабатывая другой тип заданий. По итогам такой работы обязательно осуществляется взаимоконтроль.
Карточка №2. Работа в паре
Дополнительные задания:
|
На ступени основного общего образования дети активно включаются в совместные занятия. Хотя учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё (например, на переменах, в групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т.д. В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Кроме того, сами ребята отмечают, что работа в парах или группах эффективно влияет на выполнение заданий.
Подводя итоги вышесказанного, отмечу, что организация парной и групповой работы является одним из наиболее эффективных способов формирования коммуникативных УУД как структурного элемента метапредметных результатов.