Ничему тому,
что важно знать,
научить нельзя, — все,
что может сделать учитель,
это указать дорожки.
Олдингтон Р.
Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психо-физическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе, обуславливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.
Нельзя не согласиться со словами Ш.А.Амонашвили: «Если ребёнку трудно учиться, и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, - это дать ему возможность чувствовать, что он также способен, как и все остальные, и что у него есть своя особая искра божия».
В этой ситуации возникает необходимость в педагогической поддержке ученика начальной школы. Поэтому, проблема эмоционального благополучия младших школьников в обучении является актуальной.
Основная задача учителя не только устранить, но и помочь осознать причины трудностей учащемуся и найти способ решения проблем.
I. Особенности системы оценивания в начальной школе в рамках ФГОС
Свою тему важно начать с раскрытия особенностей системы оценивания в начальной школе, так как эта система по новым стандартам предполагает и способствует поддержке инициативы младших школьников. Поскольку, главная технология, на которую опирается ФГОС – системно-деятельностный подход. Он включает в себя:
- Содержательность и позитивность. Позитивность способствует поддержке инициативы.
- Определённость.
- Открытость.
- Объективность.
- Диагностичность. (Ученик должен увидеть, что его сегодняшнее достижение лучше, чем было вчера. Значит есть посыл делать ещё лучше, продвигаться с успехом дальше. Успех связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает ученик в процессе выполненной работы. У него формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу. Это тоже является поддержкой инициативы ученика)
- Технологичность.
II. Функции оценки
Оценка для учащегося имеет несколько функций:
1. Воспитательная.
2. Информационная.
3. Эмоциональная. Она играет огромную роль в поддержке инициативы ученика. Эта функция создаёт определённый эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Она может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, огорчить, записать в разряд «отстающих», сформировать низкую самооценку, нарушить контакт со сверстниками. Словесная оценка. Есть краткая характеристика результатов деятельности ученика. Личные качества не оцениваются, то результат деятельности. Оценочное суждение раскрывает положительные и отрицательные стороны оценки, то есть оценочное суждение должно быть только положительным.
Все эти особенности системы оценивания учащихся в начальной школе способствуют повышению мотивации учащихся и побуждают к действию. А действие – это и есть инициатива.
Само действие или инициатива возможны тогда, когда приняты и понятны задачи, которые ставит учитель. Как можно больше на уроке должно быть смены видов деятельности, должна быть поставлена цель, виден результат выполнения, что удалось, что не удалось, почему, что для этого нужно сделать (рефлексия)
III. Педагогические приёмы поддержки инициативы ученика
Какие же педагогические приёмы можно использовать, чтобы реализовать поддержку инициативы ученика?
- «Может тебе начать с этого?»
- «Следуй за нами»
- «Вы все сможете это сделать»
- «Я думаю, что все это сделают аккуратно»
Подобные приёмы не всегда соответствуют реальной ситуации в классе. Однако, задача такого внушения, помочь настроиться на проявление инициативы, на положительную волну.
- Эмоциональное поглаживание (Умница, молодец, я горжусь)
- Снятие тревожности (выражение: Не бойтесь ошибиться, все люди учатся на своих ошибках, даже взрослые ошибаются)
- Поощрение (поставили оценку, обязательно скажите за что)
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Его просят дать пояснение, на нем сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение для ребенка.
Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы.
Таким образом, доступное, интересное содержание урока способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным.
Важно, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения в 1 классе, которое не является безоценочным.
Отсутствие отметок дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную мотивацию к деятельности.
Л.С.Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка ребёнка к самому себе.
Процесс формирования самоконтроля младшего школьника зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники на начальном этапе могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.
Самооценка школьника зависит от оценки учителя и от успеха в учебной деятельности.
Поощряемые и подбадриваемые учителем, дети с низкой самооценкой постепенно включаются тоже в эту работу.
Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса.
Умение контролировать свои эмоции необходимо для контроля собственных учебных действий. Ученик должен научиться находить, исправлять ошибки, понимать причину их происхождения.
Таким образом, самоконтроль учеников не отменяет необходимый контроль учителя и не уменьшает его значимость, а наоборот усиливает его.
При работе с учениками 1 класса для формирования навыков самоконтроля, мною используются следующие средства самоконтроля и самооценки учеников.
Знаковая символика
На разных этапах урока ученик ставит
- « + » - когда правильно выполнил задание;
- «+ - » - ученик испытал затруднения в выполнении задания;
- « - » - ученик не справился с заданием.
В первом классе предлагается детям зажигать цветные огоньки в тетрадях. Если работа на уроке прошла успешно, все задания были понятны, то ученик рисует на полях зеленый кружок: «Можно двигаться дальше».
Если были небольшие затруднения или что-то осталось неясным, то в тетради рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь».
Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с заданием, то он рисует красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!».
Светофор
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета.
- Красный – нет (что не понравилось, ошибки),
- желтый – не совсем (сомнения, трудности)
- и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Овладение умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также дает ученикам реальный «инструмент», посредством которого они способны управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.
Самооценка помогает детям определить границы своего знания и незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.
Чтобы оценивание было эффективным, я регулярно привлекаю к этому процессу детей, помогаю им сформировать собственное суждение о том, насколько хорошо они что-либо делают. Для такого сотрудничества в оценивании требуется, прежде всего, предъявить детям и обсудить с ними учебные показатели (цели) — то, что должно быть изучено, — и учебные результаты — то, на что дети будут способны после освоения учебного материала. Поэтому учебные показатели (цели) обсуждаются с детьми в начале урока. Мы обсуждаем чему они научатся, и что смогут делать в конце обучения и по ходу урока. В процессе всего урока я показываю учащимся, насколько достигнуты поставленные учебные цели. Это позволяет ученикам определить, в чѐм они были успешны и над чем им надо работать, чтобы продвинуться дальше. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени.
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
IV. Формы организации учебной деятельности учащихся
Большую роль в поддержке инициативы ученика, в создании ситуации успеха и повышении мотивации учащихся играют формы организации учебной деятельности. Нельзя создать ситуацию успешности, используя только фронтальные формы организации учебной деятельности.
Коллективные формы обучения
Созданию ситуации успеха также способствует использование педагогом в образовательном процессе коллективных форм обучения. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.
Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников. При организации учебного занятия целесообразно использовать следующие формы коллективной учебной работы обучающихся: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах (тройках, четверках), работа в группах (по 5-7 человек).
В поддержке инициативы ученика активно используются групповые формы работы, которые способствуют созданию ситуации успеха на уроке, создают условия для общения друг с другом.
Метод проектов
Использование проектного метода в обучении школьников также способствует созданию ситуации успеха на уроке.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке состоит в следующем. Развивается активная позиция ученика в учебной деятельности, его самостоятельность, инициативность. Совершенствуется умение работать в коллективе, проявляются коммуникативные способности. Вследствие этого, повышается уверенность обучающихся в себе, формируется мотивация деятельности, а это даёт возможность учителю построить учебный процесс с опорой на интересы детей.
Коллективная похвала – учащиеся апплодируют ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Таким образом, создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.
Успех надо постоянно поддерживать. Чтобы каждый ученик почувствовал успех, надо не зацикливаться только на основных предметах. Если не получается достичь больших результатов, например, по математике, можно увидеть успех, например, в рисовании или чтении.
Учение через обучение
Учение через обучение — метод обучения, при котором учащиеся— с помощью учителя — готовят и проводят урок. Это может касаться отдельных эпизодов или даже целых частей урока. Я даю возможность ученикам проводить такие уроки. Это уроки ИЗО и технологии. Это способствует созданию положительной атмосферы на уроке, формированию коммуникативных и регулятивных УУД. Детям очень нравятся эти уроки. Появляется много желающих детей провести их.
Эта методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского университета доктором Жан-Полем Мартаном. Суть её заключается в том, чтобы научить школьников учиться и передавать свои знания своим одноклассникам. Педагог является в данном случае тьютором, который ведёт и направляет деятельность учащихся.
Нестандартные уроки в начальной школе являются важным средством обучения, так как они формируют у школьников устойчивый интерес к обучению, снимают усталость, помогают формировать навыки учебного процесса, оказывают эмоциональное влияние на школьников, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания. Нестандартные уроки в начальной школе – это всегда интересно, когда активны все школьники, когда все имеют возможность проявить себя в успешной атмосфере и класс становится творческим коллективом.
Одна из форм нестандартных уроков – интегрированный урок. Он способствует раскрытию способностей его учеников. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства.
В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а, значит, становятся счастливыми и здоровыми.
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- Выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Такие формы работы развивают умение делового общения, взаимодействия, взаимопомощи, вселяют в ребёнка уверенность своих силах и способностях, являются поддержкой инициативы ученика начальной школы.
Список литературы
- Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 1983.
- Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.,1985.
- Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятель ности (система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова). – М.: Издатель Рассказов., 2002.
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.