Цели:
- познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;
- дать необходимую информацию о памяти ее процессах и видах, об особенностях памяти младших школьников;
- изучить упражнения и игры по тренировке памяти.
Участники:
- педагог, родители.
Форма:
- информационно-практическое занятие.
Оборудование:
- выставка литературы о памяти и методах ее развития, о психологии познавательных процессов личности ребенка;
- листы с описанием развивающих игр;
- наглядный материал для тренировки памяти (таблицы, картинки и т.п.);
- мультимедийный проектор.
Подготовительный этап:
- подбор музыкального сопровождения;
- приглашение родителей на собрание;
- проведение анкетирования обучающихся;
- проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей
1. | Способен к произвольному вниманию (устойчивость внимания – 10-15 мин), не отвлекаясь, даже если деятельность не очень интересна (или трудна) |
2. | Способен переключиться с одного вида деятельности на другой (не переключается постоянно на любой внешний раздражитель) |
3. | Способен к непосредственному (механическому) запоминанию 10 не связанных между собой слов при 3-4-х кратном повторении |
4. | Способен к произвольному запоминанию 10-12 слов при подкреплении запоминания наглядными или словесными образами |
5. | Способен выучить стихотворение в 4-8 строк после нескольких повторений |
Оценка ответов:
- ставьте 5 баллов, если так бывает всегда, если способность или качество не вызывает сомнения;
- 4 балла, если иногда бывает иначе, если вы считаете, что это качество, умение может быть развито лучше;
- 3 балла, если есть проблемы: поведение, качества, умения проявляются редко, не сформированы или для этого нужны определенные условия;
- 1 балл, если поведение, качества, умения выражены очень слабо, реализуются с большим трудом.
Необходимо провести экспресс-диагностику особенностей памяти учащихся.
Диагностика развития памяти
Методика «Оперативная память»
Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию.
«Я буду зачитывать числа – 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов в методике варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача – запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске). Складываем 6 и 2 – получается 8 (записывается); 2 и 1 – получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается).
Образец записи
№ ряда | Сумма |
1 |
8 3 5 6 |
Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачитыванием рядов – 15-25 с, в зависимости от возраста.
Тестовый материал
Образец бланка
№ ряда | Сумма |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
… |
|
… |
|
Содержание методики
Ключ
№ ряда | Числа |
Сумма |
1 |
5, 2, 7, 1, 4 |
7 9 8 5 |
2 |
3, 5, 4, 2, 5 |
8 9 6 7 |
3 |
7, 1, 4, 3, 2 |
8 5 7 5 |
4 |
2, 6, 2, 5, 3 |
8 8 7 8 |
5 |
4, 4, 5, 1, 7 |
8 9 6 8 |
6 |
4, 2, 3, 1, 5 |
6 5 4 6 |
7 |
3, 1, 5, 2, 6 |
4 6 7 8 |
8 |
2, 3, 6, 1, 4 |
5 9 7 5 |
9 |
5, 2, 6, 3, 2 |
7 8 9 5 |
10 |
3, 1, 5, 2, 7 |
4 6 7 9 |
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество – 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
- 6-7 лет – 10 сумм и выше;
- 8-9 лет – 15 сумм и выше;
- 10-12 лет – 20 сумм и выше;
- 13-15 лет – 25 сумм и выше;
- старше 15 лет – 25 сумм и выше.
Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени – 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через некоторое время повторить, используя другие ряды чисел.
Методика «Долговременная память»
Экспериментальный материал состоит из следующего задания.
Экспериментатор сообщает: «Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постарайтесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:
стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко».
Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети смогли запомнить. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:
С = В/A · 100%,
где
А – общее количество слов;
В – количество запомнившихся слов;
С – коэффициент долговременной памяти.
Результаты интерпретируются следующим образом:
- 75-100% - высокий уровень;
- 50-75% - средний уровень;
- 30-50% - низкий уровень;
- ниже 30% - очень низкий уровень.
Методика «Запомни пару»
Исследование логической или механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Первый ряд |
Второй ряд |
Кукла – играть |
Компас – клей |
Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 с). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 с), а испытуемый записывает (или называет) запомнившиеся слова правой половины ряда.
Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:
Объем логической памяти | Объем механической памяти |
||||
Количество слов первого ряда (А1) |
Количество запом-нившихся слов (В1) |
Коэффи-циент смысловой памяти (С1=А1/В1) |
Количество слов второго ряда (А2) |
Количество запом-нившихся слов (В2) |
Коэффи-циент механической памяти (С2=А2/В2) |
- Анализ результатов анкетирования родителей и диагностики учащихся.
- Подготовка выставки книг, статей о внимании и других познавательных процессах.
Выставка книг:
- Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
- Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. Для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.М.,1997.
- Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. Психологии. – 1991.- №6.- с.103.
- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. Психологии. – 1991.- №1.- с.27.
- Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога. // Школа здоровья. – 1997.- №1.- с.59.
Ход собрания
1. Оргмомент
Звучит музыка. Родители занимают свои места за тремя столами, в результате чего образуются рабочие группы участников собрания.
2. Энергизатор
- Добрый день, уважаемые гости!
- Приветствуем вас на нашем родительском собрании!
- Просим помахать рукой тех, кто сегодня рано проснулся…
- Вспомните, обедали ли Вы сегодня, а если даже вспомните, что было на обед, то похлопайте себя по плечу…
- Покажите вот так: жест «Во!!», кто сегодня продуктивно провел день...
- Поднимите руку те, кто сегодня видел рассвет…
- А обе руки те, кто планирует посмотреть закат…
- Вспомните событие, которое Вас особенно порадовало на этой неделе.
- Вспомните свои ощущение, которые Вы при этом испытывали. Пожмите себе руку, ведь Вы умеете радоваться жизни, и пусть в ней чаще происходят события, так Вас радующие!
Как здорово, что человеку дана память, и он может вспоминать радостные события своей жизни, чтобы проектировать новые.
Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный, жизненный опыт. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти.
3. Актуальность темы собрания
Актуальность проблем запоминания в современном мире, с постоянно увеличивающимся объемом материала не подлежит сомнению. Именно от организации материала в памяти зависит возможность его быстрой актуализации, извлечения. Ведь информация воспроизводится в той связи, в какой она первично формировалась. Качество закрепления знаний и навыков зависит от работы памяти.
Родителям предлагается прослушать притчу.
Притча о трех типах людей
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй – изо рта, а у третьей – через пупок.
Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Вы видите, что все люди отличаются друг от друга, так и каждая из этих фигур – единственная в своем роде. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце.
Обсуждение: Как притча связана с темой нашей встречи?
Одним из основных свойств личности является память. Память – это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.
Различают три вида памяти.
- Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лица, звуки, цвет предметов и т.д.
- Словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы.
- Эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:
- кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но очень ненадолго;
- долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Скорость заучивания материала у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемую информацию. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.
Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше.
Иногда без всякого усилия, порой даже против воли человека, тот или иной материал «всплывает» в памяти человека. Возникает какой-то мотив песни, вспоминаются строчки стихотворения и др. Такая память носит название непроизвольной.
Произвольная память имеет место тогда, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Все люди отличаются друг от друга еще и тем, какой материал они лучше запоминают. Так, музыкант успешно запоминает музыку, у него лучше развита слуховая память. Художник, охотник имеют высокоразвитую зрительную память. У спортсменов лучше развита память на движения.
Различными бывают и основные свойства каждого вида памяти: объем (сколько информации человек может сохранить), прочность и точность памяти (насколько долго человек сохраняет воспринятое и насколько правильно его воспроизводит), организованность.
Для каждой возрастной группы детей характерны свои особенности памяти, поэтому считаем просто необходимым познакомить вас с особенностями памяти детей младшего школьного возраста.
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
- усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
- ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они склонны к механическому запоминанию, путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Они часто заучивают дословно! Это объясняется тем, что механическая память развита у них хорошо, и тем, что младший школьник не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах, этому надо учить), еще плохо владеет речью, ему легче заучить все, чем воспроизводить своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловое запоминание: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.
К переходу в среднее звено у учащегося должна сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументации, логических схем, рассуждений. Очень важно научить школьника правильно ставить цели для запоминания материала. Именно от мотивации зависит продуктивность запоминания. Если ученик запоминает материал с установкой, что он понадобится в скором времени, то материал запомнится быстрее, помнится дольше, воспроизводится точнее.
После проведения диагностики познавательной сферы, выявляется картина развития у детей различных познавательных процессов таких как: внимание, память, мышление. Диагностика проводится два раза в год, с той целью, чтобы посмотреть динамику развития познавательных процессов, после проведенной развивающей работы, и с целью наметить дальнейшие пути развития.
В представленных диаграммах видна положительная динамика в развитии свойств внимания: объём, концентрация, устойчивость, распределение и переключение.
Виды памяти:
- Слух. крат. – слуховая (кратковременная)
- Слух. долг. – слуховая (долговременная)
- Зритель. – зрительная
- Смысл. – смысловая
Чтобы добиться таких результатов, мы систематически проводим ряд упражнений для развития слуховой и зрительной памяти.
В свое время И. Кант писал, что в памяти важны три качества:
- быстрота запоминания;
- его прочность;
- проворность припоминания.
Именно это «проворство припоминания» или готовность памяти является одним из важнейших условий развития творческих способностей. Ученые доказали, что для возникновения озарения очень важно в нужный момент вспомнить то, что является базой для творческого решения проблемы и входит в фонд необходимых знаний.
Упражнения для развития зрительной памяти
Упражнение № 1
Инструкция: «Читая по очереди каждое из слов в ряду, закройте глаза и произнесите его наоборот».
- АМЯ
- АКУР
- ЗАЛГ
- ОБЕН
- РЁВОК
- СИЛ
- МЛОХ
Постарайтесь запомнить все слова в порядке их следования. Теперь закройте листком бумаги и ответьте на следующие вопросы.
- Сколько всего слов было в ряду?
- Какие слова состоят из трёх и пяти букв?
- Какие два слова противоположны по своему значению?
- Как ещё можно назвать око?
- У животного лапа, у человека - …
- Какой предмет в сказках бывает самолётом?
- Судя по русской поговорке её не надо рыть другому, чтобы самому туда не попасть.
- Оно бывает голубое и бывает звёздное.
Упражнение № 2
Инструкция: «Прочитайте один раз каждое задание и ответьте на вопросы.
Словесный материал: На улице играли пятеро детей: Петя, Ира, Олег, Миша, Оля.
Вопросы:
- Сколько среди них было девочек?
- В каком имени ударение падает на второй слог?
Вскоре пришли Дима и Вера.
- Сколько детей стало играть?
Дети были во дворе всего три часа. Через час ушёл Миша.
- Сколько детей осталось на улице?
- Сколько среди них мальчиков?
- Назовите имена детей из трёх букв?
- Какое полное имя у ребёнка ушедшего со двора?
- На сколько времени Миша гулял меньше, чем Ира?
Упражнение № 3
Инструкция: «Прочитайте один раз предложения и ряды слов.
Ответьте на вопросы. В текст не подглядывайте!»
Словесный материал: В вазе лежали две вишенки, лимон, яблоко и груша. Один из фруктов заменили. И мы увидели: яблоко, грушу, апельсин, лимон, вишенку. Что убрали и что положили в вазу?
Вопросы.
1. В каком из слов – озеро, река, парта, кошка, паром – нет буквы Р?
2. В каких словах – окунь, треска, лещ, карась, сом – есть буква А?
3. Маша и Света – сёстры. У Маши – три платья, ботинки, кроссовки и две пары туфель. У Светы – свитер, брюки, две пары босоножек и сапоги. Сколько всего пар обуви у сестёр?
После завершения демонстрации игр, педагог проводит краткую презентацию представленных на выставке книг по теме родительского собрания.
Заключительный этап
В качестве решения родительского собрания предлагаются следующие рекомендации родителям:
- помогите вашим детям улучшить память.
- тренируйте память детей, используя рекомендованные игры и подбирая другие из предложенной литературы.
- учите детей пользоваться различными мнемотехническими приемами.
Представители каждой группы родителей продолжают фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что память …»
Педагог благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в воспитании и развитии детей.
Рекомендации обучающимся
Правила обращения с памятью
- Заучивай с желанием знать и помнить.
- Ставь цель – запомнить надолго.
- Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой – кто хорошо осмысливает, хорошо запоминает и долго помнит.
- Начинай повторять до того, как материал стал забываться. Помни слова К.Д. Ушинского: «…понимающий природу будет беспрестанно прибегать к повторениям и не для того, чтобы починить развалившееся, а для того, чтобы укрепить здание и вывести в нем новый этаж».
- Заучивай и повторяй небольшими дозами.
- Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
- После математики учи историю, после физики – литературу: память любит разнообразие.
- Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай с тем, что знал раньше, действуй!
- Не учи стихов по столбикам. Короткие – заучивай целиком, длинные – разбивай на части.
- Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу. Помни слова Л.Н. Толстого: «Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить».
- Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.
- Используй мнемотехнику.
Рекомендации родителям обучающихся
Чем мы можем помочь ребенку?
В семейной обстановке можно и нужно создавать условия для целенаправленного развития памяти (рекомендации для родителей)
- Объясните сыну или дочери, что для развития памяти необходим труд. Память – это работа.
- Учите ребенка наблюдать. Если он будет уделять особое внимание образам предметов, явлений, людей, то они станут четкими и конкретными. Эти представления составляют основу ориентации в окружающем мире. Умение наблюдать активизирует все виды памяти и даже помогает в общении.
- Ставьте перед ребенком задачу – запомнить важный материал на длительное время. Можно привести пример с таблицей умножения – она была выучена еще во втором классе, а пользоваться ею можно всю жизнь.
- Если сыну или дочери предстоит выучить сложный материал, научите его пользоваться примером распределенного повторения. Запоминание происходит путем четырехкратного прочтения текста. При первом прочтении текста задача запомнить, не ставиться – только ознакомиться с ним. Во втором чтении важно хорошо понять материал. Во время третьего чтения происходит запоминание, четвертое чтение – проверка качества усвоения.
- Учите ребенка рассказывать выученный материал вслух. Побудьте при этом заинтересованным слушателем, и, возможно, вы услышите что-нибудь новое и интересное для себя. Проговаривание выученного материала вслух очень важно, т. К. наша внутренняя речь является более сжатой и краткой, чем устная. Рассказывая в полный голос, можно сразу заметить пропуски, ошибки, недочеты.