В современной школе одним из приоритетных направлений деятельности логопеда стала коррекционно-развивающая работа с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Среди этой категории учащихся немалый процент составляют ученики четвёртых, пятых, шестых и даже девятых классов. Школьный логопед, который раньше преимущественно работал с учениками первых-вторых классов, оказался в ситуации, когда приходится искать новые методы, приёмы работы. Уровень знаний учеников средних и старших классов, имеющих статус ОВЗ, может быть очень низким, но жизненный опыт, навыки общения, учебные навыки в большинстве случаев не позволяют логопеду использовать те приёмы работы, которые применимы с учениками младших классов. Кроме того для учащихся средних и старших классов нужно создать необходимую мотивацию к занятиям, вызвать интерес, т.к. зачастую ученики мотивированы к занятиям только отметками в электронном журнале, которые учитель-логопед не ставит. В этой ситуации на помощь приходят дидактические игры.
Одним из пособий, на основе которого мною был изготовлен ряд игр на некоторые темы школьного курса, является пособие Л.Г.Кобзаревой, М.П.Резуновой, Г.Н.Юшиной «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР», изд-во «Учитель», Воронеж, 2003. Основной формой дидактической игры для «взрослых учеников» в моей практике является лото. Известно, что в последнее время возрос интерес к настольным играм у подростков и молодёжи.
Самой любимой игрой на протяжении многих лет является «Лото однокоренных слов». Описание этой игры представлено в пособии. Логопед называет корни слов (по маленьким карточкам). Дети закрывают слова с этими корнями фишками. Для игры логопеду необходимо распечатать и изготовить большие и маленькие карточки, а также приготовить фишки для закрывания найденных слов. Обычно в первый раз детям раздаётся по одной или две карточки (по шесть слов на каждой). Затем можно раздавать по три, четыре и даже по пять карточек. Если занятие индивидуальное, то логопед становится одним из игроков. Лото помогает естественным образом отработать навыки выделения корня в слове, подбора однокоренных слов. Кроме того отрабатывается навык глобального чтения, совершенствуются операции анализа. Многие корни, встречающиеся в игре, дети со временем запоминают и потом легко находят их в словах, предложениях и текстах.
Аналогично игре «Лото однокоренных слов» на базе вышеуказанного пособия, были изготовлены «Лото синонимов» и «Лото антонимов». Описания этих игр в пособии нет, но есть богатый лексический материал по данным темам, который помогает сгруппировать слова необходимым образом и самостоятельно изготовить игры. Представленные слова разделены по частям речи. Например, существительные – антонимы, прилагательные – антонимы, глаголы – антонимы, наречия – антонимы. Среди синонимов представлены существительные, прилагательные, глаголы, а также фразеологические обороты – синонимы (например: Бок о бок – плечом к плечу; Во весь дух – изо всех сил). «Лото синонимов» и «Лото антонимов» помогают в интересной форме отработать навыки подбора слов, углубить знания о частях речи, повысить интерес к изучению русского языка, улучшить технику чтения и навыки анализа.
Следует отметить, что учащимся очень нравится играть в лото, и они часто просят придумать что-то подобное и по другим темам школьного курса русского языка.
Литература
- Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР», изд-во «Учитель», Воронеж, 2003.