Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
- используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
- развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
- воспитывать нравственные качества.
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
- Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
- Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
- Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
- Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
- Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
- Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
- Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
- Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
- Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
- Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
- Слайд 6. Обман царя.
- Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
- Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
- Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
- Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
- Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
- Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
- Слайд 13. Встреча с отцом.
- Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
- Что такое сюжет?
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
- А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
Слайд 15. - Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)
- Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
- О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
- Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
- С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
- А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
- Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
- Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
Слайд 20. - Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)
- О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
- Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
- Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
- А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Прототип - лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
- Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
- Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
- Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
- Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
- Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
- А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
- А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
- Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
- Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
- А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
- Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
- Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
- Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
- Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
- Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
- Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
- Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
- Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
- В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
- Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
- О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
- Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
- Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
- Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
- Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
- Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
- Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
- Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
- Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
- Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
- А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
- Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
- Кого – к миру зла?
- Каких героев в сказке больше?
- Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
- Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…» |
Волшебные сказки |
1. Нет зачина. |
1. Начинается с зачина. |
2. Троекратный повтор событий. |
2. Троекратный повтор событий. |
3. Волшебные события, герои. |
3. Волшебные события, герои, предметы. |
4. Сказочный язык. |
4. Сказочный язык. |
5. Зло прощено. |
5. Зло наказано. |
6. Сказочная концовка. |
6. Сказочная концовка. |
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
- Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
- Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
- Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
- Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
- Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
- О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
- Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
- Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!