Цель урока: Сформировать у учащихся ( наряду с практическими умениями и навыками) умений самостоятельно определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические выводы, а в конечном счёте самостоятельно мыслить.
Задачи урока:
Образовательные
- Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
- Установить зависимость жизнедеятельности семян от условий среды, правила хранения семян, агротехнику посева семян.
Развивающие
- Развивать знания об условиях проращивания семян, общие биологические понятия, убеждения в естественном характере биологических явлений и материальной обусловленности их.
- Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы
- Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
- Развивать интеллектуальные умения: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные
- Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.
- Располагая довольно большим количеством единичных фактов, найти определённые биологические закономерности в усвоении теоретических вопросов программы.
Оборудование: Семена фасоли, гороха, риса. тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, таблицы: «Cтроение семян однодольных и двудольных растений».
Тип урока: комбинированный, лабораторная работа «условия, необходимые для прорастания семян»
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
План урока.
1. Цель опыта. (Что хотим выяснить?)
2. Ход опыта. (Что для этого делаем?)
3. Результаты опыта. (Что получили?)
4. Выводы. (Что выяснили?)
Ход урока
Представленный план помогает проведению эксперимента. Формулируем вместе с учениками цель опыта: выяснить условия необходимые для прорастания семян. Начинаю демонстрацию опыта. Демонстрирую 2 стакана (под № 1 и 2) с семенами и предлагаю учащимся назвать условие, по которому отличается опыт в этих стаканах. В стакане №2.
условие опыта — вода, №1 — вода отсутствует. В тетрадях и на доске делаем запись: результат — в стакане №1 семена не проросли, а в стакане №2 семена проросли.
Вывод — для прорастания семян необходима вода.
Записав на доске вывод, переходим к следующему этапу работы и демонстрирую стаканы под №2 и №3, в каждом из которых одинаковое количество семян залито разным количеством воды. Предлагаю учащимся ответить на вопрос: « Какое условие отличает опыт, заложенный в этих двух стаканах?» Ответ ученика: «В стакане под №2 воды немного, она лишь смачивает семена, а в другом стакане — под №3 — вода целиком покрывает семена. Результат — во втором стакане семена проросли, а в третьем - нет».
Вывод: для прорастания семян кроме воды нужен воздух.
Чтобы обобщить результаты опыта по выяснению двух условий прорастания семян, записываем на доске таблицу и в тетрадях.
Номера стаканов, в которых заложен опыт |
Условия опыта:воздух |
Результат |
1. |
Есть |
Не проросли |
Вывод: для прорастания семян необходимы вода и воздух.
Далее выясняем, что семенам необходимо тепло, проводим доказательство необходимости третьего условия прорастания семян (тепло) и делаем общий вывод, в котором называем все 3 условия, при которых семена прорастают.
Обсуждение эксперимента заканчиваем беседой о значении знаний об условиях прорастания семян для практики сельского хозяйства, обработки почвы.
Разрабатываем требования к обработке почвы, чтобы обеспечить условия, необходимые семенам для прорастания. Требования записываем на доске:
- почву надо рыхлить (семенам необходим воздух),
- поливать ( семенам необходима вода),
- посев семян проводить только в прогретую почву (семенам необходимо тепло).
Обращаю внимание школьников на неодинаковую потребность семян разных растений в воде, воздухе и температуре.
Следует отметить, что поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут лишь более сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным всем. Формируется умение ставить опыт с пониманием цели его, последовательности выполнения, прогнозированием возможных результатов. Только в этом случае учащиеся приводят не заученные, а осмысленные выводы.
Навыки логического мышления, осознанного проведения эксперимента закрепляются, если предлагать учащимся задания для самостоятельных опытов во внеурочное время. К таким работам можно отнести опыты по выяснению питания зародыша во время роста и развития, изучению процесса испарения воды листьями и другие. Результаты эксперимента школьники оформляют по освоенной ими логике. Такие работы учащиеся оформляют как свои научные результаты и нередко сопровождают их заголовком «Мой научный отчёт».