Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации

Разделы: Инклюзивное образование

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: начальная школа, инклюзия, права ребенка, закон об образовании, доступная среда


Введение

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии - с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа - это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода - инклюзивное образование.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

  • определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России;
  • рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации;
  • раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.

Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.

Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Понятие и нормативная основа реализации инклюзивного образования в России

1.1. Инклюзивное образование как  инструмент реализации права каждого человека на образование

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование, а так же основное направление в трансформации системы специального образования во многих странах мира.

Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [8].

Инклюзия - вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям; удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей личности, обеспечение условий ее сопровождения [1].

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, - в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [2]. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья - получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства (таблица 1) (приложение 2)

Приведенные международные правовые акты, а также современное российское законодательство утверждают право каждого индивидуума на образование и право получить такое образование, которое не дискриминирует его ни по какому из признаков. Принятые в настоящее время ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [10] и новые Федеральные образовательные стандарты начальной (ФГОС НОО) [11] и основной (ФГОС ООО) [12] школы отводят особую роль инклюзивному подходу в образовании.

Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг. (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761), предусматривает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. Кроме того, планируется внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Цели реализации стратегии инклюзивного образования заложены и Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы [5], Федеральной целевой программой «Доступная среда» [6].

Таким образом, инклюзивное образование – новое перспективное стратегическое направление образовательной политики и практики, в значительной степени затрагивающее основы общего образования.

1.2. Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации

Сегодня инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Сущность концепции инклюзивного образования и ее отличия от стандартного, специализированного и интегрированного образования представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Специфика организации системы инклюзивного образования [10]

При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, а реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению таким образом, чтобы было возможно наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех учащихся, у которых они возникают.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования - успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями [9].

Реализация системы инклюзивного образования предусматривает преодоление барьеров в обучении учеников с особыми образовательными потребностями:

- барьеров «архитектурного» окружения ученика - физическая недоступность окружающей среды (например, отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность транспорта между домом и школой, отсутствие звуковых светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.).

- финансовый барьер в случае необходимости дополнительных расходов на организацию специальной педагогической поддержки;

- барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов их бытия, - барьеры социальных отношений («отношенческие» или социальные барьеры) [4].

Наиболее значимыми для реализации системы инклюзивного образования являются социальные барьеры. Поэтому школа, которая выбрала для себя путь реализации инклюзивного процесса, прежде всего, должна принять, как свою школьную культуру, соблюдение основных принципов инклюзивного образования. Их восемь:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека [9].

Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:

- индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося - ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;

- социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;

- психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения;

- индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;

- портфолио учащегося - ребенка с ОВЗ;

- компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;

- повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;

- рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;

- тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;

- адаптивная образовательная среда - доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);

- адаптивная образовательная среда - оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);

- адаптивная образовательная среда - коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;

- сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;

- ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса [9].

Таким образом, школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников.

Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний.

Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения. Профессиональная позиция специалистов сопровождения должна быть направлена на сопровождение учебного процесса, поддержку учителя на уроке, помощь ученику в овладении программным материалом и способами общения с другими детьми.

Глава 2. Аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе

2.1. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс не стихийно, а при создании специальных условий обучения, и им оказывается необходимая специальная поддержка.

Проекты по инклюзивному образованию уже реализованы в Москве, Томске, Самаре, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Ухте (Республика КОМИ) в рамках нескольких действующих моделей, каждая из которых обладает как своими преимуществами и сильными сторонами, так и определёнными рисками и ограничениями. Очевидно, что универсальной модели («эталона инклюзии») не существует, и цель создания универсальной модели не ставится.
Результаты проектов по развитию инклюзивного образования, реализованные в различных российских регионах, позволяют отметить, что  важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.

При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать несколько важных аспектов.

Во-первых, проектирование модели инклюзивного образования в начальной школе должно строиться в рамках общешкольной модели.

Во-вторых, построение модели инклюзивного образования осуществляется на основе концепции развития школы, и предусматривает следующие аспекты:

- работа школьного коллектива (от педагогов до сотрудников технических вспомогательных служб) должна быть построена как работа единой команды, разделяющей ценности инклюзии, понимающей принципы и ценности инклюзивного образования;

- эффективность реализации модели инклюзивного образования во многом обусловлена поддержкой этой деятельности специалистов территориальных управлений образования, местных органов власти; необходимо заручиться нормативно-правовой поддержкой деятельности школы в этом направлении на различных уровнях;

- необходимо осуществить стратегическое планирование по внедрению модели инклюзивного образования на каждом уровне - от начального до старшего звена;

- подготовка к переходу к инклюзии обязательно должна включать в себя профессиональную переподготовку учителей;

- подготовка школьного сообщества включает в себя работу непосредственно с учениками;

- проведение информационной кампании в поддержку инклюзивного образования;

- подготовка к реализации инклюзивного образования должна включать реализацию мероприятий по созданию доступной (безбарьерной) среды на уровне школы.

На уровне школы в целом внедрение модели инклюзивного образования достигается при одновременном развитии трех равноправных составляющих:

- создание инклюзивной культуры на уровне школы: построение школьного сообщества, принятие инклюзивных ценностей;

- разработка инклюзивной политики: развитие школы для всех,  поддержка разнообразия;

- развитие и внедрение инклюзивной практики: управление процессом обучения, мобилизация ресурсов [4].

Все эти три аспекта очень важны для развития инклюзии в школе. В любом плане реформ и изменений, проводимых в школе, необходимо уделять внимание всем трем направлениям.

2.2. Условия для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса

Непосредственно проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы имеет целью обоснование создания и реализации специальных условий для развития и социальной адаптации младших школьников с особыми образовательными потребностями и их сверстников, включающих:

1. Создание условий для освоения образовательной программы всеми учащимися инклюзивного класса:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2. Создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

-  организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

- привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса в инклюзивном классе;

-  формирование запроса на методическую и психолого-педагогическую поддержку, как со стороны специалистов школы, так и со стороны «внешних» социальных партнеров - методического центра, ППМС - центра, общественных организаций;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

4. Повышение профессиональной компетенции педагога.

В результате педагогического проектирования прогнозируется создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.

В качестве примера в Приложении 1 приведен проект реализации модели инклюзивного образования в начальной школе.

Заключение

Инклюзивное образование - это международно-признанный инструмент реализации права каждого человека на образование. Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах.

В основе развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, а также нормы современного российского законодательства.

В настоящее время в России уже начинают активно складываться региональные модели инклюзивной практики обучения. Результаты проектов по развитию инклюзивного образования позволяют отметить, что  важнейшим звеном внедрения инклюзивного образования в современной школе выступает начальная школа, поскольку ценности инклюзивного образования, основы личностного отношения к сверстникам с ОВЗ, наиболее эффективно закладываются у школьников на начальном этапе обучения.

При построении инклюзивной модели обучения в начальной школе, необходимо учитывать, что проектирование данной модели на уровне начальной школы должно строиться в рамках общешкольной модели.

Результатом педагогического проектирования выступает создание новых или преобразование имеющихся педагогических условий развития доступного образования для детей с особыми образовательными потребностями в условиях образовательной системы.

Проектирование модели инклюзивного образования на уровне начальной школы включает разработку полисубъектного компонента, системы нормативно-правового обеспечения, межведомственного взаимодействия, методического обеспечения, материально-технического обеспечения, организационно-содержательного компонента. Пример проекта реализации модели инклюзивного образования на уровне начальной школы рассмотрен в рамках данной работы.

Список использованной литературы

  1. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании //Периодический журнал научных трудов «Фэн-наука» - 2013. - №1 (16). - С. 17-20
  2. Инклюзивное образование в России: право, принципы, практика / под ред.: М.Ю. Перфильевой. - М.: Транзит-ИКС, 2009. - 88 с.
  3. Мёдова Н.А. Инклюзивное образование в схемах и таблицах. - Томск, 2012. - 24 с.
  4. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / под ред. Т.Г. Туркиной. – М.: Перспектива, 2011. – 57 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ, 28.04.2014, N 17, ст. 2058
  6. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015годы»// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101909/?frame=1#c6
  7. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 84 с.
  8. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями принята 7-10 июня 1994 г.
  9. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В.Алехиной, М.М.Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
  10. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897 // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959