Учебный проект «Андрюки – любовь моя»

Разделы: Краеведение, Руководство учебным проектом

Ключевые слова: краеведение, достопримечательности, туризм, Андрюки


www.moyastrana.ru:

Паспорт учебного проекта

Любимая станица

Там, у подножья гор высоких
Вдали от всякой суеты,
Там, где прекрасный чистый воздух,
Цветут красивые цветы,
Где колосится рожь степная,
Там, где река с рекой слилась.
Полям там нет конца и края,
Природы прелесть собралась!
Где птицы рано на рассвете
Поют заливисто весной,
И лучше места нет на свете,
Чем милый уголок родной!
Ирина Стребцова

Направление: туристcко-краеведческое.

Тип проекта: исследовательский;

  • по количеству участников: индивидуальный.
  • по продолжительности: на три месяца;

Цель проекта: Собрать информационную базу об источниках информации по истории станицы, об интересных достопримечательностях и туристических маршрутах Андрюков.

Практическая цель проекта:

1. Сформировать навыки сбора и обработки информации учащимся по созданию летописи родного поселка.

2. Исследовать туристические маршруты в окрестностях станицы.

3. Создать электронную презентацию «Андрюки - наша станица».

Методические задачи проекта:

  • самообразование.
  • расширение кругозора.
  • достижение престижа и уважения среди одноклассников, учителей, родителей.
  • обретение более конкурентоспособных позиций.
  • возможное определение будущей профессии.

Проблемные вопросы проекта:

  1. Как складывалась история твоей Малой родины?
  2. Что интересного можно посмотреть в Андрюках?

Актуальность выбранной темы

Данный проект имеет большое значение в деле самоопределения, становления личности, воспитания волевых и поисковых качеств. Обычно эта миссия возлагается на школу, на педагогов, но они лишь направляют автора. Проект - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса педагогов-учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в качественном воспитании подрастающего поколения

Проект позволяет привлекать к представлению информации об историческом наследии родного края людей, заинтересованных в пропаганде культурно-исторического наследия малой родины.

Много сделано, еще больше предстоит сделать. Храня в памяти прошлое, живя в настоящем, мы должны знать имена земляков, которые внесли свой вклад в историю развития нашего поселка, которые живут среди нас. А молодому поколению предстоит вписать новые яркие страницы в будущую историю. Ради этого стоит жить, работать, любить свой родной край, свою малую Родину.

Ресурсное обеспечение реализации проекта:

  • информационные источники (в т.ч. и интернет-ресурсы)
  • оборудование для съёмок: фотоаппарат;
  • мультимедийный компьютер,
  • школьная и сельская библиотека,
  • Краевая библиотека имени А.С.Пушкина, материалы школы,
  • Государственный архив Краснодарского края,
  • Районный архив.

Этапы работы над проектом: проект «Андрюки - любовь моя» состоит из трёх этапов.

На первом этапе собирается материал по истории станицы Андрюки. Для этого идут обращения в архив, проводятся беседы со старожилами и очевидцами событий, идут поиски в библиотеках, архивах. Используется специальная литература, издания периодики, интернет-ресурсы, изучаются картографические материалы, иллюстрации.

На втором этапе проектной деятельности идёт обработка собранного материала. Группируются по темам фотографии, приводится в порядок весь статистический материал.

На последнем этапе создается презентация, в которой обобщается весь собранный материал по истории станицы, пополняет материал музейной краеведческой экспозиции.

Результат проектной деятельности:

Для учеников:

  • ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
  • развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности;
  • самореализация.

Для педагога:

  • повышение профессионализма;
  • внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
  • личностный и профессиональный рост;
  • самореализация

Практический: накопление информации; информационное просвещение учащихся; обращение к жителям; взаимодействие с Администрацией сельского поселения по архивным вопросам; презентация проекта.

Методический: содержание деятельности по проекту и собранный иллюстративный материал могут быть использованы для часов общения, а также при изучении курсов истории, краеведения, географии. Кроме этого, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.

Развивающий: в ходе работы над проектом его участники приобретают опыт социализации, коммуникации, деятельности; расширяют кругозор; учатся самостоятельному решению поставленных задач; выполняют задачи, сформулированные в виде проблемы.

Образовательный: получение новых знаний, умений, навыков за пределами программы базовых курсов школьных предметов; интеграция знаний и их практическое применение. Педагогическим результатом проектной деятельности является сама деятельность.

Выводы и рекомендации: Конкретные дела, проведённые в рамках работы над проектом, способствуют оптимальной социализации участников проекта, получению коммуникативных умений, повышению самооценки подростков, их самоутверждению в мнении о возможности влиять на события, попробовать себя в реальной ситуации деятельности.

Рекомендации к использованию в образовательной практике: как способ активной формы усвоения знаний и формирования умений, выходящих за рамки базового курса школьных предметов.

Практическое применение. Данная работа может быть использована по ряду направлений:

1. Краеведческому. Собранный материал максимально включил имеющуюся информацию от основания станицы до 80-х гг. ХХ в. Предназначается для всех интересующихся историей станицы Андрюки.

2. Туристическому. Для составления определенных маршрутов, популяризации внутреннего туризма.

3. Познавательному. Материал открывает широкий простор для осмысления и обобщения источников и литературы, формулирования собственных выводов, не совпадающих с мнением автора.

1.1. Возникновение станицы

Хорошо известно, что после монголо-татарского нашествия вместо алан территорию Закубанья заселили адыгейские племена. В Междуречье рек Малая Лаба и Андрюк заняли кизильбеки. В XIII в. господствующей формой погребального сооружения становится небольшой курган. Вся площадь перед Куцей была занята огромными курганами.

Могильники этого времени известны по всей территории Закубанья (Андркжовский, Псебайский, Центр - Лаба-2).

Остатки кургана, именуемого Батарейка, были раскопаны при царе. Найденное в нем золотое оружие ныне хранится в золотой кладовой Эрмитажа. Работы в 1898г. производил Н.И.Веселовский, который затем в 1902г. в Харькове сделал сенсационный доклад. Найденный в кургане меотский воин с вооружением экспонировался на всемирной выставке в Вене. Кстати, в кургане близ кладбища, при проведении земляных работ нашли два одинаковых по форме топора- каменный и медный. Это свидетельствовало о переходе живших здесь племен к меднокаменному веку энеолиту.

О том, пытались ли турецкие агрессоры подчинить себе местные племена и направляли ли они через Шахгиреевское ущелье свои воинские подразделения - сведений нет. Остались лишь немые очевидцы- кладбище у поворота дороги на с. Соленое, могильные камни с арабской вязью, руины мечети у горы Куцей, мост у п. Никитино. Неизвестной остается и степень турецкого влияния на местные племена.

Когда Кавказская война вступила в свою решающую фазу, то было решено основать «частокол станиц» в междуречье рек Лабы и Белой, чтобы прекратить набеги черкесов. 31 декабря 1853 года отряд из шести батальонов пехоты, 21 сотни кавалерии при 18 орудиях и 21 ракетном стане под командованием генерала Викентия Михайловича Козловского двинулись вверх по реке Малая Лаба, делая просеку в лесу. Она тянулась в плоть до Андрука, где был избран пункт для постройки поста. Так в 1861г. началось заселение станицы Андрюковской.

По официальной версии Андрюковская основана в 1861 году при общей колонизации Западнаго Кавказа. Насе­лена казаками Донского и Кавказскаго линейнаго войска, а также женатыми нижними чинами Севастопольского пехотного полка (стоявшего тогда на Псебае). При самом основании (4-го сентября 1861 г.) станицу посетил, при обозрении Западного Кавказа, Государь Император Александр II и ночевал здесь в палатке (дома в станице еще не были тогда отстроены).

Есть несколько версий, объясняющих происхождение названия станицы. По первой возможна связь с «пакетом понятий» разговорного русского языка, а именно орд, ордец-одноколка с волоком, сноповязка. По другой, при основании станицы погибло много солдат по имени Андрей. Третья версия более сложна. Старожилы утверждают, что кизилбеки реку называли Андрюком еще до прихода русских. Возможно, это название ей было дано греческими миссионерами. Еще в V-VI вв. проповедники из Византии стали проникать в горы, крестить местное население, строили церкви и монастыри. Как раз над поселком высится скала, именуемая Церковью. Есть еще одна версия. В соответствие с ней - Андрюк - русифицированное Амтурк. Так называлась гора над Андрюком. Там находилась штаб-квартира Имеретинского пехотного полка. С ее основанием кизилбеки ушли в верховья Б.Лабы.

Годом заселения станицы считался 1861-й, 4 сентября. Людей сюда набирали из донских казаков станицы Вешенской и линейных казаков станицы Казанской по жребию. Те, кто не желал отправляться в путь, подкупали более бедных соседей. Черкесы постоянно находились поблизости, воровали лошадей и похищали скот. Резкая перемена места жительства у переселенцев порождала тоску по родным местам, особенно угнетали безлюдные горные ущелья. Люди бежали на родину, но их возвращали обратно. На ночь женщины и дети сходились к укреплению Батарейка на кургане, на котором стояли пушки, охранявшие станицу. Ежедневно приходили «цидулки»- известия о тревоге. Иногда о ней свидетельствовал выстрел пушки. По другой версии станицу в 1862г. населили казаками со старой линии, а также многочисленными переселенцами с Дона(староверы). Есть отставные солдаты, приписных почти нет. Потомственных участков 134.

Возможно, станица была разрушена, о чем свидетельствует следующая цитата из статьи В.Солтана «Военные действия в Кубанской области с 1861 по 1864 год. Походные записки»: «Пройдя мимо Псебая, мы ночевали в станице Андрюковской, вновь построенной кабардинским стрелковым батальоном, где преобладало щегольство постройки, руководимой будущим начальником даховского отряда, полковником Гейманом».

Вопрос с местными жителями был решен радикально. Тот же В.Солтан пишет: «Места, где теперь водворялась станица, принадлежали небольшим обществам тамовцев и кизильбековцев, которые, считаясь в последнее время мирными, производили однакож хищнические нападения и сваливали свои проделки на медовеевцев, живших за перевалом. Они теперь готовились к выселению, вследствие объявленного им требования графа Евдокимова, но выжидали, как поступят в этом случае соседи их бесленеевцы. Недолго им пришлось колебаться: мы в скором времени узнали, что полковник Лихутин, с своим отрядом, выпроводил всех бесленеевцев на линию, окружив предварительно, ночью, их аулы. Граф присутствовал в Каладжах при этом первоначальном бесцеремонном выселении. Кизильбековцы и тамовцы, узнав о происшедшем, понуждаемые подполковником Нолькеным, сейчас же распродали все лишнее имущество в Псеменскую станицу, и собравшись перед станицей на лабинской равнине, потянулись общим табором, со всем своим остальным имуществом, в горы, за перевал, на зимовку к медовеевцам, откуда должны были отправиться в Турцию. Любопытно было видеть, как семейства горцев, жившие все время в глуши среди лесов, теперь выведенные на открытое место, дичились и с украдкою посматривали на русских. Все их женщины большею частью изнуренные, бледные, в разноцветной ветхой одежде и в высоких колпаках, скорее походили на мумий, чем на живые существа.

Мужчины смотрели равнодушно на покидаемую землю, и трудно было тогда полагать, что они в скором времени возвратятся с толпами соучастников — вознаградить себя насчет станицы. [354] С уходом кизильбековцев и тамовцев, все их аулы были нами выжжены до тла. Спустя никоторое время, ограда станицы, со рвом и бруствером, была окончена, и уже стояло много жительских домиков. Переселенцы, осмотревшись, повеселили, в особенности потому, что все источники хорошего хозяйства были у них под рукою».

Один из офицеров Севастопольского полка М.И.Венюков писал: «Дело было в том, что убыхи, из-за хребта, проникли на верховья Большой Лабы и разгромили станицу Псеменскую да и вообще тревожили Верхнелабинскую линию. Начальник ее, полковник Нолькен, просил о подкреплении, и Гейман(командир Севастопольского полка)назначил мой батальон, очевидно, чтобы дать ему время отдохнуть от работ до осени. Это было действительное благодеяние для людей, ибо они, сближались со своими ротными дворами, могли в течении июля и августа порядком починить одежду и обувь, отдохнуть от лагерной жизни и даже поволочиться за казачками. Кроме того пребывание в Псеменской, имеющей довольно возвышенное положение, должно было оградить нас от лихорадок, столь свирепых в конце лета на жарких низменностях и в узких долинах. Жизнь в Псеменской и Андрюковской станицах, между которыми разделили мой батальон, была действительным удовольствием для солдат; но мне было скучно от совершенного недостатка деятельности». Станицу огородили частоколом. Чтобы постирать белье или набрать воды группы женщин к реке сопровождали солдаты. Никто не ходил поодиночке. Однажды на группу казаков, во главе с офицером Борисенко, в километре от станицы напали черкесы. Казаки долго защищались, но силы оказались неравны. Они пытались укрыться в скалах, но не выдержали натиска и были разбиты. В память о погибшем казаке-офицере урочище и реку назвали его именем. А за Андрюком находится курган, называемый в народе Носачевым. Именно там погиб этот человек вместе с дозорной группой. Память о первых переселенцах сохранилась в названиях Большая и Малая Шереметьева поляна, Кучугурова поляна, Ковальчукова поляна, Забалуев кош. Казаки Андрюковской несли дозоры до самого Черного берега(моря). Возвращаясь, они привозили по 10 черенков плодовых деревьев. Так на окраине станицы появились грушники, Панычев сад, орешники. Позднее их вырубит колхоз.

Среди них были Болдиновы, Овсовы, Ковальчуковы, Безгиновы, Кучмасовы, Широбоковы, Хорошевы. О некоторых из них сложены целые семейные саги. Аверьян Яковлевич Болдинов прибыл сюда вместо богатого казака из Казанской. А вот жена его была из станицы Вешенской. От их брака родилось три сына: Кузьма Аверьянович, Нестер Аверьянович и Лев Аверьянович. Болдинов Кузьма Аверьянович был флейтистом в казачьем войске в Петербурге. Средний брат, Нестер Аверьянович был кадровым военным, урядником(прапорщиком). В 1916г. адъютантом у него был младший брат Лев Аверьянович. В 1917г. Нестер Аверьянович был расстрелян в г. Лабинск. У Льва Аверьяновича и его жены было трое детей. Он погиб, а она простудилась, когда стирала на реке, и умерла. Детей воспитала семья казака Латышева Ильи Антоновича, который был писарем в правлении. Старший сын Латышев Александр Ильич, 1913г. рождения, погиб на Халкин-Голе в 1937 г. Чинакина Лидия Львовна, 1915г. рождения, закончила Армавирский пединститут и долгое время работала директором школы в п.Шедок. Мишина Нина Львовна, 1917г. рождения, закончила Краснодарский пединститут а потом работала Андрюковской средней школе. Ее сын, Мишин Александр Георгиевич, трудится там же. Двое его сыновей получили высшее образование. Младший Дмитрий в 2005г. возглавил местную администрацию.

В 1862г. в станице была построена первая небольшая церковь. Новый храм появился лишь в 1881г. старую церковь после этого продали хутору Кармалинскому. До 1892г. к приходу новой церкви были приписаны псебайские казаки.

Поскольку климат был влажный, здоровый, то жители занимались сельским хозяйством, деревообработкой и охотой. Общественной земли имелось 12 210 десятин. Юрт станицы похож на юрты Баракаевской и Баговской по обилию камня, который виден повсюду. По отзывам жителей, земли у них даже больше, чем следует по числу душ 1870 г. Это однако не удовлетворяет их, т.к. некоторые участки негодны для пользования. Почва каменистая и кое-где болотистая. Из хлебных злаков лучше произрастают яровые: куку­руза, подсолнечник, овес.

Иногородние выращивали кукурузу, подсолнечник, овес. Некоторые владели от 10 до 15 га земли. Урожаи хранили в амбарах. Богатые казаки имели паровые молотилки, держали от 4 до 50 коров, десяток свиней, сотню барашков, большое количество курей и гусей. Некоторые имели пасеки. Иные забавлялись стаями голубей или держали павлинов для красоты. Правительство прикладывало массу усилий, чтобы заставить казаков заняться земледелием. На отчете об этом местного писаря рукой великого князя Сергея Михайловича Романова написано, что положение вещей описано верно и писарь человек честный и заслуживает уважения. Бедняки не имели своей земли в достатке. Поэтому они обрабатывали и свою, и богатых соседей, ибо урожая им не хватало и приходилось наниматься в работники.

Из станичного юрта выделен участок в надел ст. Каладжинской, что неправильно. Он расположен не возле юрта этой станицы, а далеко. Юрт станицы Андрюковской разбит по угодьям таким образом, под усадьбы и выпасы станиц и хутора Черного выделено 1600 десятин, запасные паи в Кизилевом - 500 десятин, для раздела на наличные паи- 1300 десятин, для пастьбы казачьих лошадей - 100 десятин, на общественный сенокос - 16 десятин, под сады - 200 десятин, для дачи в аренду - 600 десятин.

Здесь уже появляются горцы в качестве арендаторов общественной земли. Они арендуют пастбища в дополнительных наделах ст. Переправной и Губской, арендуют и у общества ст. Андрюковской. Всего в 1904г. в этой местности было 100 кошей. Андрюковцы ставят горцам очень строгие условия: в случае кражи кош отвечает один за другой и должен ловить воров, если желают пользоваться землей в дальнейшем.

Станица- хозяйственная. Расходы общественного хозяйства покрываются сборами с иногородних и доходами от сдачи земли и пастбищ в аренду. Раскладочный сбор налагается только на излишний, сверх нормы выпасаемый скот. Общественные земли 12210 дес, в том числе леса 7410 дес. С коренных жителей берется по 20 коп с лошади, 10 коп с головы крупного рогатого скота и по 5 ком с мелкого рогатого скота, а с иногородних - по 1 р. с головы крупного рогатого скота и 25 коп с головы мелкого рогатого скота.

Лесу в юрте достаточно, преобладает чинарь и дуб. На Поповском хуторе на небольшом заводике распиливали лес, изготовляли ярма для быков, колеса для бричек, в небольшом количестве изготовляли ткацкие станки, дышла, держаки для лопат и тяпки. Все это возили продавать в Лабинск. Многие иногородние занимались бондарным ремеслом. Существовало кузнечное, маслобойное (подсолнечное масло), мукомольное, сукновальное дело, а также выжег угля, перегонка березы на деготь. У Корчиных была кузня, у Никулиных бондарные мастерские.

Казаки занимались охотой(рыболовством, коневодством(выращивали лошадей для Кубанского казачьего войска). «Жители занимаются также охотничьим промыс­лом: на пушнаго зверя (куницу, лису, котов), на свиней, волков, медведей, менее на краснаго зверя (оленя, серну)» (сообщ. причта). А так же собирали дикую грушу, яблоню, алычу, орехи. Их либо меняли, либо продавали в Лабинске. Не брезговали и браконьерством. Большой урон дикой природе наносили охотники-промысловики. Алчность и нажива не останавливала охотников ни перед чем. Любые способы добычи зверя были для них хороши. Уничтожались куницы, выдры, лисы. «Лисиц в некоторых местах, например, около Псебая и Андрюковской станицы, уничтожили почти совершенно при помощи отравы стрихнином. В Псебае мне говорили, что андрюковский промышленник Сафонов еще недавно каждую зиму добывал этим способом oт 30 до 100 штук лисиц; но, конечно, в это число не вошло много лисиц, которые отравились и ушли далеко или попали на места, не покрытые снегом, где выследить их невозможно, которых кто-нибудь унес и т.д.».

Кроме извести и алебастра находится каменный уголь(в Кизилевой балке). Интересен «солевой» колодец, выкопанный еще «азиатами». Можно выпаривать соль. Сведений об использовании данных полезных ископаемых нет.

В этих условиях окрестные леса были быстро уничтожены. 8 февраля 1906г. заведующий Екатеринодарским лесничеством рапортует в черноморско-кубанское управление земледелия и государственных имуществ: «Все другие окружающие станицы, как -то: Даховская, Псебайская, Андрюковская, находятся в возбужденном ожидании: все они ждут, не зная чем окончится самоуправная рубка казенного леса жителями станицы Баговской. Возбуждение настолько велико, что каждую минуту можно ожидать массового выезда и истребления казенных лесов со стороны этих станиц».

Путей сообщения не было. Ст.Андрюковская лежит на правом берегу реки Малая Лаба всего в трех верстах от станицы Псебайской, но дорога плохая- нужно переходить вброд Псебайку и Малую Лабу («Лабенок»). В Андрюки можно было попасть только через Псебай. Ходили в брод. В апреле, мае и июне из-за паводков станица оказывалась отрезанной от мира. В 1908г. был построен мост через Малую Лабу, который предназначался не только для людей, но и для гужевого транспорта. К востоку от ст.Андрюковской высится гора Ахмет, отделяющая станицу от соседней ст.Ахметовской (Лабинкого района предгорий); дороги туда нет никакой.

Пойманных воров до суда не доводили, а жестоко пороли на дальних кошах. Жители станицы Андрюковской вообще просты и суровы, живут довольно патриархально и зажиточно. Иногородние, по большей части, малороссы и немцы, живут в самой станице и причисленном к ней хуторе Черном(Черноречье). Хутор находится в дикой, угрюмой местности, при впадении Уруштена в «Лабенок». Жители хутора занимаются земледелием и различными работами по окрестностям.

Единственная безымянная улица станицы вела к площади, на которой находилась церковь. Жили на ней, в основном, богатые казаки- Малаховы, Устиновы, Кожевниковы, Байдины, Забалуевы, Рудиноковы. Они имели рубленные дома, крытые железом, обязательно с верандой. Снаружи они вымазывались глиной и белились. Интерьер состоял из деревянных кроватей, шкафов для посуды, угольников, покрытых салфетками, открытых незакрытых столов. В комодах хранили одежду. Окна занавешивали занавесями из простой ткани, а на стенах висели фотографии в простых рамках или иконы, иногда во всю стену. Неподалеку, но не на самой площади, располагалось правление (ныне администрация), за церковью- начальная школа, рядом кирпичное здание сельской лавки. В ней продавались ткани, соль, спички, скобяные товары. Рядом же с церковью находился и дом атамана Устинова. Он был деревянный, трехкомнатный. На железную кровать и граммофон приходила посмотреть вся станица. Дома бедняков были турлучными. Каркас делался из веток орешника, которые затем обмазывали глиной, иные были столбянки или стояли на дубовых подвалках, т.е. не имели фундамента. Они имели одну–две комнаты, были крыты камышом, соломой или резукой. Полы в них были земляные, смазанные глиной. Спали в них на топчанах и лишь немногие имели деревянные кровати.

Своего врача в станице не было. За медицинской помощью приходилось обращаться в Переправную, которая находилась на расстоянии 32 версты. Корреспонденция поступала из Псебайского почтового отделения, а ближайший телеграф находился в ст. Лабинской. Андрюковская в начале XX в. являлась самым южным русским поселением на реке Лабе. До Екатеринодара от нее было 297 версты, до Майкопа-110, до ст.Псебайской-4. Чтобы добраться до железной дороги в ст. Курганной нужно было проехать 92 версты. В станице проживало 2 700 человек.

Изестно, что в 1881г. Атаманом Андрюковской был приказчик Егор Широбоков. Самым знаменитым атаманом до революции был Павлов. Будучи урядником, он, по отзывам современников, темными путями сколотил приличное состояние, даже не будучи грамотным, что говорит о его житейской изворотливости. И тем не менее, Павлов «за усердную и разумную службу» получил благодарность Якова Дмитриевича Маламы, атамана Кубанского казачьего войска. Источники сообщают, что в 1894 году для устранения недостатков прежних охот Сергей Михайлович заранее наметил план всей охоты и для контроля за выполнением этого плана направил Ф.И.Краткого в Псебай на несколько дней раньше основной группы охотников. Начало охоты в этом году Великий Князь наметил на 25 августа. К этому сроку были сделаны следующие приготовления: из Армавира командировано в Псебай 34 казака Екатеринодарского полка; атаманом ближайшей соседней станицы, Андрюковской, поставлено 12 верховых и 26 вьючных наёмных лошадей и нанято 27 человек для сопровождения вьюков, пастьбы табуна, убойного и дойного скота. Более того, хозяйственной частью в отряде заведовал по преимуществу атаман Андрюковской станицы Павлов. Не удивительно, что ему оказывали такие почести местные власти. До наших дней дошла грамота, врученная некоему юному казаку Егору Куличенкову за удачное выступление на казачьих соревнованиях. Она подписана атаманом Павловым, подпись очень красивая, и говорит о том, что вместо атамана подпись поставил писарь. Ныне эта грамота передана Д.А.Мишиным местной библиотеке.

Из надписи на фотографии известно, что станичным атаманом в 1906 г. был Устинов, писарем - Сергей Хорошев, помощником атамана - Илья Байда, а писарем - Илья Латышев. Последним станичным атаманом (1912г.) был Байда Иван Иванович.

По праздничным дням женщины носили чичиги с кружевами и длинными рукавами и оборками, кашемировые юбки, башмаки на каблуках, цветные платки, румынки, штиблеты с опушкой. Мужчины - кубанки с красным верхом и белыми галунами по нему, сатиновые рубахи навыпуск, шелковые пояса, черные пуговицы по рубашке любого цвета и черные петельки, суконные брюки, хромовые сапоги. В будни одевали башмаки с ушками, шерстяные носки(и зимой, и летом), холстовые штаны на учкуре (т.е. на шкурках), холстовые рубахи или холстовые самотканые. Зимой полагались зипуны суконные или на вате, кафтаны с широкими полами. Женщины одевали шали. Богатые могли позволить себе полушубки и валенки. На свадьбу женщины одевали платья светлых тонов или юбку и блузкой одного цвета, чаще розового, голубого или с полоской. На голову полагалась фата, на ноги - румынки черного цвета. Мужчины надевали шерстяные штаны, белые сатиновые рубахи, голубые или темно-синие. Верх кубанки мог быть красным, голубым, темно синим. Обязательны были сапоги. Иногда одевали бешмет, а богачи зимой набрасывали бурку.

1.2. Станица в документах

Станица Андрюковская расположена на правом берегу р. Малой Лабы, в углу, образуемом р. Андрюкою впадающею в Лабу и отстоит от уездного города в 98, и от областного в 219 верстах.

Местность под поселением перерезана небольшими балками и потому в дождливое время бывает грязь, затрудняющая сообщение.

Станица основана в 1861г. переселенцами из разных станиц Кубанского и Донского войск, из женатых солдат регулярных войск и государственных крестьян других губерний, и в настоящее время в ней числится: казачьего сословия 522 мужского и 483 женского полу и иногородних живущих оседло 206 мужского и 141 женского полу, а всего 728 мужского и 624 женского полу, в том числе православных: 708 мужского и 607 женского, старообрядцев 17 мужского и 16 женского полу, римско католиков 3 мужского и 1 женского полу.

В станице устроен молитвенный дом во Имя Святителя Николая Чудотворца. Приходский священник получает содержание от войска по 200 р. 70 коп. и от общества по 60 р. в год, а причетник по 51 р. 43 коп. от войска и от общества по 20р.

Местность вокруг станицы гористая, покрытая лесом. Грунт земли - чернозем с примесью во многих местах глины. Жители, не смотря на природные богатства станичного юрта, земледелием занимаются мало, предпочитая по примеру ст. Ахметовской, заниматься продажею леса и выделкою лесных изделий. Хлеба засевают в количестве необходимом для продовольствия, тогда как в этой местности можно бы развести в обширных размерах садоводство, огородничество и пчеловодство. Охотничий промысел также мог бы с избытком вознаградить труд промышленника, т.к. в обширных юртовых лесах водится много медведей, волков, лисиц и др. зверей. Кроме того, реки и речки, протекающие в пределах станичного юрта изобилуют рыбою, продажа которой вознаграждала бы труд, но рыболовством занимаются жители только для своего потребления, между тем ловля форели могла бы дать хороший доход. Развитию благосостояния жителей много препятствует неимение хорошо устроенных мостов через горные реки, вследствии чего путь к ближайшим пунктам выгодного сбыта своих продуктов значительно удаляется. Так, для переезда в ст. Лабинскую, главного торгового пункта, жители должны делать круг до 127 верст, тогда как по прямому пути не более 60 верст. Это(104) обстоятельство, а также неумение взяться за хозяйство в горной полосе, замедляет развитие благосостояния жителей.

Экономическая деятельность жителей, по последним сведениям, выражается следующими числовыми данными;

Станичными жителями посеяно хлебов: озимого на 123 десятины, ярового на 146 десятин 45 четвертей и картофелю 77 четвертей, а всего посеяно 232 четверти. Собрано: озимого 308, ярового 173 четвертей и картофелю 309 четвертей, а всего собрано 790 четвертей. Скота содержится: лошадей 228, волов 590, коров и гулевого скота 1161, овец и коз 1944 и свиней 324, итого 4 247. Пасек в станице 22, в них колодок пчел 792, давших меду до 210 пудов и воску до 4 пудов.

Ярмарок в станице не учреждено.

Годовой доход, получаемый жителями Андрюковской станицы от продажи леса, скота, шерсти и др. сельскохозяйственных произведений простирается в сложности до 9 2оо р., которые распределяются по степени зажиточности хозяев в размере от 150 до 100 и до 70 р. на каждого.

Общественных зданий 4, частных домов 224.

Станичная школа основана в 1864г., в ней 40 учеников.

В хлебном магазине засыпано озимого и ярового хлеба 42 четверти (105).

Лавок 1, мельниц 3, бань 4 и кузница 1.

Расход станичного общества на общественные нужды простирался в прошлом году до 1004 р., а доход до 454 р. 75 коп. (106)

Станица Андрюковская

Пространство и население. Юрт ст. Андрюковской занимает пространство в 14003 десятин 2100 кв. сажен, находящихся в общинном пользовании жителей: к нему прилегают 4 офицерских участка в 487 десятин 1100 кв. сажен, всего же общинной и частновладельческой земли 14431 дес. 800 кв. саж. С населением в 1146 душ обоего пола, так что на 100 десятин приходится населения по 8 душ. В числе 1146 душ состоит: коренного казачьего населения 348 м.п.и 427 м.п., итого 775 душ обоего пола, или 68% всего населения; иногородних имеющих оседлость 173 м.п. и 153 ж.п., итого 326 душ обоего пола, или 28%, иногородних не имеющих оседлости 22 м.п. и 23 ж.п., итого 45 душ обоего пола, или ;% всего населения. Посевы и урожай хлебов, потребление и остаток к вывозу. В 1898г. жителями станицы посеяно и собрано:

 

Посеяно

Собрано

Озимой пшеницы

373 четв.

1708 четв.

Яровой пшеницы

73

283

Жита(ржи)

3

18

Овса

121

811

Проса

27

563

Ячменя

9

48

Кукурузы

11

639

Конопли

17

868

Гречихи

 179

 1210

Картофеля

 179

 1210

Подсолнуха

 14

 303

Итого

 840

 6500 четв.

Сравнивая вышеприведенные цифры, находим, что озимая пшеница к ряду других посевов, занимает первое место и составляет 373 четверти, или 44%.

Сбор озимой составляет 1708 четвертей, или 26% всего урожая. Средний урожай пшеницы сам 5 средний урожай всех хлебов сам 7.

Выделив из валовой цифры сбора то количество хлеба, которое потребно на продовольствие и на обсеменение полей, определим остаток для продажи.

Валовой сбор

6500 четв.

Обсеменение полей

 900

Продовольствие

1720

Остаток

3880(206)

Исключив часть зерна, которая пошла в переделку на масло, получим 3000 четв., которая осталась для продажи.

В станице имеется: простых плугов 102, паровых молотилок 2, конных молотилок 2, кукурузных молотилок 1.

Скотоводство. В станице Аидрюковской в 1898г. насчитывалось 3972 голов скота, в т.ч.:

Строевых лошадей

36

Лошадей в косяках и жеребят

158

Упряжных лошадей

98

Рабочих волов

228

Коров дойных

5 51

Гулевого рогатого скота

978

Овец простых

1319

Тонкорунных

4

Свиней

600

Итого

 3972

Принимая во внимание, что в станице Андрюковской в 1898г. числилось 292 отдельных хозяйства, причитается на каждое хозяйство по 7 голов крупного и по 7 голов мелкого скота, а всего по 14 голов. Из общего количества голов преобладают овцы, составляющие 1323 головы, или 33% всего скота, затем гулевой рогатый скот составляет 978 голов, или 24%. Рабочий скот составляет 326 голов, или 8%) всего скота.

Пчеловодство. В 1898г. у жителей насчитывалось 11 пасек с 529 ульями.

Получено меду 130 пуд. И воску 7 пуд.; всего на сумму 800 руб.

Торговые обороты. Произведения станицы вывозятся в ст. Лабинскую, откуда и получаются товары. В станице имеется: водяных мельниц 8, торговых заведений 7. О количестве вывозимых и ввозимых товаров можно видеть из следующих данных:

Ввезено было в станицу в 1898г.

Мануфактурного товара

 80 пуд.

Железнаго

160

Бакалейного

 120

Галантерейного

 12

Винного

 500

Рыбнаго

 28

Керосину

 150

Соли

 260

Итого

 1310 пуд.

Вывезено было в 1898г.

Леса 260 возов

 5200 пуд

Древесного угля

 7500

Гулевого скота 100 голов

 3000

Хлеба в зерне

 10 000

Меду

 100

Воску

 7

Итого

 25 807 пуд.

Общее количество ввозимых и вывозимых грузов составляет 26 117 пуд. Торговые обороты в 1898г. составляли 16 000 рублей.

Кубанский сборник. Труды Кубанского областного статистического комитета, издаваемые под редакцией С.В. Руденко. Екатеринодар, 1900г., т. 6.

1.3. Годы войны

Революция, а затем Гражданская война не обошли стороной станицу. Андрюжовскую занимала черная сотня. Латышева Илью Антоновича она выпорола шомполами и расстреляла трех человек из паровозной бригады. Их похоронили на общем кладбище. Известно, что в 1920г. станицу захватила банда Фостикова. На мосту между станицами разгорелась жаркая схватка между красными и зелеными. Первые вели обстрел из орудий по Псебаю со стороны Андрюков.

В 30-е годы был создан колхоз «Путь Ильича». Его возглавил приехавший из г. Армавира Петр Родионович Тертеев, один из двадцатитысячников. Затем наступил голод. Старожилы рассказывают, что раскулачен был каждый третий. Многие сходили с ума, кончали жизнь самоубийством, либо отводили детей в соленовский лес и бросали там умирать.

До войны лес у Малой Лабы был чуть ли не в два обхвата. Однажды через него шел человек, который попросил у крестьянки напиться. Вытерев губы и поблагодарив хозяйку, сказал, что этого леса скоро не будет. Та удивилась, но ничего не сказала. И действительно, вскоре началась война, и деревья вырубили на дрова.

...Первым реальным отголоском войны в станице Андрюки стал приезд четырех эвакуированных из Ленинграда семей, среди которых были учителя Е.И.Захарова и В.И.Рудан. В.Л.Писаренко вспоминала, что в сторону гор каждый день гоняли скот. К вечеру животные возвращались на подворье, где их ждали хозяева. В один из таких дней Валентина встретила детей, которые были эвакуированы из Испании. Это были подростки лет 14-15, очень красивые и хорошо одетые.

А однажды кто-то из руководителей решил отдать людям колхозный мед. За ним выстроилась очередь. И вдруг кто-то увидел клубы пыли над псебайским сырзаводом.

Это были немецкие мотоциклисты.

Люди мгновенно разбежалась. Немцы заехали в станицу, покрутились и уехали. Спустя непродолжительное время вернулись и распределились на постой у местных жителей. Их было около двухсот.

Их расселили по хатам. Василиса Ивановна Ткачева вспоминала, что кому 15 человек досталось, а им - двое. Ярким пятном в её памяти стал случай, когда младшая сестрёнка съела завтрак фашиста. Василиса спрятала сестру на печке, а сама всё свалила на кошку. Фашист, оставшийся без завтрака, долго гонялся по двору за несчастным животным, размахивая пистолетом. Страху тогда натерпелись все. И вообще жили на пороховой бочке, ведь даже за не вымытый котелок можно было получить пулю в лоб.

Сразу же группу станичников отправили на два месяца под Армавир рыть окопы. Жестоко поступали с теми, чьи родственники были близки к советской власти. Одна из жительниц, в то время совсем еще подросток, вспоминала, как вместе с бабушкой была вывезена в станицу Псебайскую, в район нынешней больницы, где находился сарай с военнопленными и стояла виселица. Ночью им удалось бежать. Иначе не миновать бы беды - ведь отец числился советским акти­вистом, а оба брата состояли в партии.

В доме Валентины Писаренко им предложили ночлег в проходной комнате. Немцев это не устроило, и они ушли.

- Начались аресты тех, у кого родственники были партийными работниками. Среди арестованных оказались семьи Кошарных, Никулинкиных, Ярошенко, - рассказы­вает Валентина Илларионовна.

Уж очень живы воспоминания о том, как забирали Кошарных. У тети Нюры на руках тогда был грудной ребенок.

- Односельчане старались дать им немного еды, - продолжает Валентина Ларионовна. - Самый смелый из них, Иван Тарасенко, забежал в толпу арестованных. Трое полицаев решили, что он родственник, и когда Иван побежал назад, хотели его застрелить. Арестованных загнали в амбар, туда, гдё сейчас находится поликлиника, продержали сутки. Потом по­гнали дальше. В районе Чамлыка им удалось бежать. Домой несчас­тные добирались полями, а затем прятались в лесу.

Мария Васильевна Мясищева, умершая в 1999 году, рассказывала, что неподалеку от ее дома в Андрюках, на улице Набережной, находился мини-лагерь, в котором содержалось семь военнопленных. Зимой 1942-43 годов началось отступление фашистских войск с Северного Кавказа, над горой Мифаргут произошёл воздушный бой, и советский самолёт У-2 был сбит немецкими истребителями. Лётчики при падении выжили. Жительница станицы Андрюки Мария Мясищева приютила воинов, перевязала им раны и спрятала у себя на сеновале. Но нашёлся предатель, который выдал лётчиков. Фашисты расстреляли их на берегу Малой Лабы. Ночью Мария и её соседи похоронили лётчиков на том же месте, где произошёл расстрел. На месте расправы уже после войны был поставлен скромный деревянный памятник.

В Андрюках 7 ноября 1942 года по приказу гитлеровского коменданта после долгих мучительных пыток расстрелян Федор Герасимович Дубинин. Казнь со­вершилась под руководством коменданта местными полицейскими. Один из немецких офицеров уехал в Германию, а другой обвинил сына хозяйки, подростка, в краже часов. Мальчика расстреляли. А потом вернулся уехавший, который и привез злополучные часы - он забыл сказать, что взял их с собой соседу по комнате.

Оккупанты не стали менять директоров ферм, но предупредили, что будут казнить тех, кто станет укрывать отставших солдат. Когда партизан пришел на ферму, то директор накормил его, а затем попросил уйти, а сам известил немцев. Те быстро приехали, и обнаружили солдата, прятавшегося в стогу сена. Казнь произошла после долгих мучительных пыток 22 ноября 1942г. При раскопке могилы установлено, что у казненного были отрезаны уши, нос, изуродовано лицо.

В годы войны на фронт было призвано 605 станичников, 293 из которых погибли.

22 ноября 1942 года в той же станице был зверски казнен попавший в плен партизан, фамилию которого не удалось установить. При раскопке могилы установлено, что у казненного были отрезаны уши, нос, изуродовано лицо. В расстреле принимали участие полицейские ст. Андрюки.

Оккупанты очень боялись партизан, которые действовала в районе Андрюковского и Соленовского сельских Советов. Эта группа насчитывала 40-50 человек, вооруженная значительным количеством автоматов и ручными пулеметами. Главным источником их вооружения были трофеи, брошенные немцами на перевале. Была проведена разведка бывших передовых линий врага на перевала и установлено, что там имеется большое количество патронов, сна­рядов, мин. Именно партизаны сообщили, что 30 августа 1942 года идет концентрации фашистских войск в с. Шедок, о переброске их в Андрюковскую.

Оккупация станицы продлилась с августа 1942 года по январь 1943 года. За это время был уничтожен лесопильный завод, который так и не удалось восстановить после войны.

Война еще шла, но жизнь продолжалась. ... В колхозе "Ленинский путь" Андрюковсшго сельсовета на митинге присутствовало 550 человек. Колхозники и колхозницы с большим воодушевлением подписывали письмо тов. Сталину. Они понимали, что подписывают политический документ. Поэтому не всякому и каждому разрешали подписывать это письмо. В этом же колхозе колхозники и колхозницы прогнали с митинга и не разрешили подписывать письмо фашистской приспешнице М-ной.

Вот несколько примеров самоотверженного труда в тот далекий от нас 1943 год. Молодежь ст. Андрюковской полностью закончила уборку урожая и отправилась на заготовку древесины. Жительницы ста­ницы Байдина, Жилина, Волойкова за рабочий день заготавливали по 4,5 кубометра древесины. А комсомолки Таня Киревнина и Зоя Пащенко стали настоящими профессиональными лесорубами. За 16 дней работы они вдвоем заготовили 150 кубометров кряжа.

«Ученица пер­вого класса Андрюковской начальной школы Нина Демьяненко посла­ла бойцам небольшую посылку. Находившиеся на излечении раненые бойцы ответили девочке: «С какой теплотой и радостью ты передала свой скромный подарок, который нам очень дорог. Мы приложим все силы, чтобы разгромить врага и чтобы ты больше ужасов войны не переживала. Привет от нас твоим ро­дителям. Нам передали, кто они и что пережили от гитлеровских захватчиков. Будь здоровой и счастливой».

Очень яркими остались в памяти Валентины Ларионовны воспоминания об окончании войны. Бабушка топила печь, а Валентина рвала крапиву на Тарасенкиной горке (часть возвышенности близ бывшего аэропорта, где про­живали трое братьев Тарасенко), как вдруг увидела девушку с длинными волосами, заколотыми старинным гребешком, с баретками в руках. Она бежала из Псебая и кричала: «Победа! Победа!». Валя забыла обо всем, бросила ведро и побежала к бабушке со словами: «Конец войне!». Вся станица в этот день устремилась к правлению.

Удивительно, как война отразилась на судьбах людей. Хорошо известна история Евгения Пятковская. В период войны ее сын, инженер-строитель, попал в плен. После освобождения он остался в Бразилии, женился там, родил детей. Мать дважды ездила к нему. Сын жил в достатке, дети уже были взрослыми, для нее имелась комната. Она хотела уехать к нему совсем: «Оставив Родину, я утратила больше, чем бы потеряла единственное родное существо - сына». Екатерина Александровна Чернова вспоминает, как хорошо помнит свою первую учительницу Евгению Николаевну Пятковскую. Да и как забыть, ведь всем Евгения Николаевна говорила: «Посмотрите, как сверкают глаза этих детей! Разве можно их не любить?»

Из всех она почему-то уделяла Екатерине особое внимание, хотя прекрасно знала, какие проказы та вытворяла. И даже однажды пригласила к себе домой, где буквально все было уставлено цветами. То ли в шутку, то ли всерьез, она попросила ее побелить камни цветника. Та так старалась, что забрызгала известью не только цветы, но и сама была в ней с головы до пят.

Так распорядилась судьба, что после войны сын Евгении Николаевны оказался в Бразилии и забрал ее к себе. Но долго прожить там без любимых Андрюков она не смогла, и вернулась на родину.

Она была на редкость красивой женщиной, и не только внешне. Думается, что многие андрюковцы, такие же старики, с теплотой вспоминают Евгению Николаевну, которая так искренне любила их.

1.4. Сельское хозяйство

О нем в наши дни могут рассказать только очевидцы. Так Тамара Тарасовна Дроганова за свою долгую жизнь побывала и рабочей, и колхозницей, и бригадиром и даже заведующей. А начинала она в полеводстве. Бригада тогда размещалась чуть ниже интерната (в районе так называемого Зубропарка), а позднее ее перевели в район современных дач Примыкания. Существовала и особая огородная бригада, которая занималась выращиванием перца, лука, капусты, моркови, картофеля. Последний был двух сортов. «Волжанка» цвела белым, а Гатчинская - сиреневым. Их сажали отдельно друг от друга. Очень было красиво видеть цветущие посадки, разделенные трассой. Кстати, под эту культуру отводилось 20 га. В бригаде насчитывалось 50 человек. В 3-е отделение входила тракторная бригада. Кстати, машина обрабатывала междурядье, а ряд приходилось пропалывать все же вручную. Тамара Тарасовна убеждена, что здешние земли идеальны под картофель. Как-то даже поставили эксперимент, посадив 3 га земли под зиму эту культуру. Зима выдалась снежная, снег выпал по колено. Урожай же был очень хорош, но эксперимент более не повторяли. Обычно картофеля брали 2 ц с гектара и это неплохо. Пшеницы брали 30 ц с гектара, а однажды завели сорт «Третикеле» и он дал 56 ц. Колос у него был большой. В районе аэродрома трудилась 4-я бригада. Здесь сажали овес и пшеницу. В районе Взорватой - пшеницу и кукурузу. Бригада располагала пятью комбайнами, тремя гусеничными тракторами и пятью культиваторами. А площадь обработки составляла 510 га! Только на месте нынешнего монастыря(Павлов кош) были угодья в 80 га, «под орехами» - 64 га. 300 га было отдано под сенокосы. Часть травы косили механически, часть - вручную. Копны и скирды - только вручную. Зимой его спускали либо на лошадях, либо накрывали сетью-волокушей, а затем волокли тракторами целиком на ферму. Под нею скатывались шары и она плыла к месту по принципу подшипника.

Довелось Тамаре Тарасовне побывать заведующей 3-й фермой (Кизинка-Кизиловая), а затем и 5 (Взорватая). Коров было три гурта. 200 голов был молодняк, 200 телок и 250 дойное стадо. Имелись и три отары овец. В маточном стаде имелось 700 голов, молодняка 1000 и плембаранов 300. Председатель колхоза Жерновой увлекался техникой и заказал аппараты «Елочка». Коровы заводились в спаренные загоны и так доились. В подчинении Тамары Тарасовны были 8 доярок и 4 пастуха-скотника. Полагалось по 4 человека на коров и по 2 на овец. Норма составляла 50 голов на человека. Двое пастухов работали (в том числе и ночью), двое были дома, а затем менялись. Отара располагалась на Павловом кошу, Кизиловой, овцы в районе аэродрома. Породу абердинов держали ради породы. Они содержались под открытым небом. Особенно хорошо работал чабаном Забалуев Иван Петрович. У него на 100 маток было больше всего ягнят.

Тамара Алексеевна Саломатина работала на ферме, что находилась вдоль трассы на Соленое.Она возникла в 1966 г.и первым ее заведующим был Тертеев Петр Радионович, а последним Куликов Василий Николаевич. Здесь было два корпуса на 400 голов коров. Здесь трудилось 8 скотников, 2 подменных и 16 доярок. Вставать на дойку нужно было в 4 часа утра. Затем был перерыв до 9 часов вечера. Другим нужно было идти в 5 и 10 часов вечера. Всего же в районе Андрюков было 6 молочно-товарных ферм. Были и три отары овец. Чабаны не только кормили, поили овец, но и принимали окоты, что требовало их постоянного присутствия.

1.5. Школа и образование

Из памятной книги Кубанской области известно, что Андрюковское станичное училище возникло в 1865 году. Тогда действовал всего один класс, который посещало 10 ребят. Обучение шло с перерывами, так как своего постоянного помещения училище не имело, а ютилось в темной и тесной сторожке. Этим можно объяснить тот факт, что к 1883 г. на 1037 жителей приходилось всего 36 человек, которые умели читать и писать. Среди них - ни одной женщины. К тому же образование было доступно лишь имущим. На 113 детей школьного возраста в школу в 1882 г., ходило всего 27 человек: 23 мальчика и 4 девочки. В первом классе сидело 20 мальчиков, во втором 4, в третьем - 3. В это время здесь учителем работала Анна Андреевна Марьяненко. Закон божий преподавал местный священник. Распоряжение № 1583 попечителя Кавказского учебного округа гласит, что лучшим ученикам за казенный счет выдать по экземпляру Евангелия. К слову сказать, в ту пору на всю станицу имелось всего 30 художественных книг.

Лишь в 1898 г., на площади рядом с церковью выросло новое здание школы, которое существует и по сей день. Государство на данное строительство не выдало ни копейки. Всю работу выполнили сами станичники.

Правое здание отводилось под класс, а в левом жил учитель. Школа стала 7-летней. Впрочем, вскоре произошли изменения. В 1908 году к приезду нового учителя для него была построена отдельная квартира. Поскольку Андрюки стали казачьей станицей, то детей иногородних поместили отдельно. Мотивировалось это следующим: «Мужики - люди сословия и дурно влияют на казачат». Для этого и потребовалось вторая комната в школьном здании.

Только в 1914 году, когда число учащихся значительно возросло, на работу было принято сразу два преподавателя. В классе сидело от 45 до 50 детей. Поэтому один учитель работал в первом классе, а второй - во втором и третьем. Не смотря на развитие начального и среднего образования, в станице не было ни одного человека с высшим образованием и лишь четверо окончивших гимназию детей казаков сестры Сафоновы, Малахов и Ковалев.

После революции школа закрылась и лишь в 1923 году на ее базе открылась вечерняя, целью которой стала борьба за ликвидацию неграмотности. Сюда за­писали всех детей школьного возраста. С 1935г в станице была открыта семилетняя школа, которая просуществовала до 1959 года, и была преобразована в 8-летнюю общеобразовательную школу (трудовую политехническую). В 1959-60 году в школе насчитывалось 10 классов с 525 учащихся. В 1961 году, пока не было построено новое здание, старшеклассники ходили в школу Псебая.

В 1961 году было начато строительство новой типовой школы на 320 мест. Председатель Андрюковского сельского Совета Федор Семенович Бураков (возможно, Г.И.Некрасов) и директор школы М.И.Букреев решили возвести новое здание. Им очень помогли родители, которые по выходным рыли траншеи, подвозили на телегах и закладывали камень, выполняли плотницкие и столярные работы. Когда возвели стены первого этажа, на строительство были выделены деньги. Андрюковцы мечтали о двухэтажной школе для своих детей, но, к сожалению, средств хватило только на одноэтажную. Через несколько лет было возведе­но и здание интерната для обучения ребят, живущих в отдаленных поселках. В разное время там находилось от 10 до 50 старшеклассников.

До 1965 года школа была 7-летней. Затем ее сделали восьмилетней. В первом выпуске были: З.А.Мирошниченко (учитель начальных классов), Т.Н. Сапронова (директор СОШ № 29). В 1967 году состоялся первый выпуск десятиклассников Андрюковской средней школы № 75 Лабинского района. С 1975 года в связи с образованием Мостовского района средняя школа № 75 преобразована в Андрюковскую среднюю школу № 6, а теперь – МБОУ СОШ № 6 имени Алексея Николаевича Дудникова станицы Андрюки.

В разное время здесь работало много замечательных учителей: Н.Л. Мишина, Е.Р Се­реда, М.А. Хорошева, Е.П. Ярош, Л.А. Нестеренко, Н.С. Мусаева, Л.С. Карамушко, Е.Н. Пятовская, В.Н. Лобасов, А.С. Рябочкина, М.Н. Сергеева, А.А. Побасова, Н.Т. Шалыгин, П.Т. Новакова, В.В. Ляшенко, Н.Д. Середа, П.И. Кухаренко, А.П. Некрасова и многие другие.

В эти годы непросто складывались отношения религии и государства. Несколько раз церковь закрывали, два раза неверующие ее поджигали, в конце 50-х годов ее превратили в склад, где колхоз «Россия» хранил зерно, а с 1960 года церковь начали ломать, хотя многие местные жители были категорически против. Историю креста главного купола Андрюковской церкви рассказал житель станицы Владимир Филиппович Коротыч (записал внук, Коротыч Евгений, 2012 год.) «Мой отец, Филипп Моисеевич Коротыч, был свидетелем сноса церкви. Когда очередь дошла до куполов и крестов, то большой крест с главного купола церкви он забрал домой, потому что не мог допустить, чтобы глумились над христианской святыней. А еще он знал, что именно его отец давал деньги на покупку креста для этой церкви. Своим сыновьям, Николаю и Владимиру, он приказал поставить этот крест на его могилу. В 1962 году Филипп Моисеевич умер, сыновья его желание исполнили. На могиле Филиппа Моисеевича на Андрюковском кладбище стоит крест – святыня церкви, которой давно нет. Главами поселка в разное время были П.И. Бугаев, Ф.С. Бугаев, Г.И. Некрасов, Т.Ф. Коновалов, В.П. Тертеев. Благодаря им в 1958г. была построена библиотека. В 1959г. на ее территории возник аэропорт «Псебай». Самолеты отсюда летали в п. Мостовской и г. Краснодар. В 60-е гг. был посажен новый парк, построена школа. В 1970г. было возведено здание интерната для учащихся 9-11 классов, приезжающих в школу из других населенных пунктов, в 80-е гг. были возведены мастерские бригад, дом престарелых, новые кафе и магазины. Вместо гравийного покрытия дорог было положено асфальтовое. Сейчас в станице проживает 3070 человек. Андрюки гордятся своими земляками, ставшими кандидатами наук, такими как: Ливинцов Николай Иванович(ветеринарных) и Бугаев Петр Петрович(сельскохозяйственных), Кравченко Николай Иванович, доктор сельскохозяйственных наук.

Выводы

Собранный материал позволяет предметно, на основании исторических источников, взглянуть на основание Андрюковской, познакомиться с деятельностью В.М.Козловского, по праву считающегося родоначальником станицы, т.е. возникает проблема роли отдельной личности в процессе освоения данной территории.

Автор использовал несколько видов источников. В первую очередь это памятные книги Кубанской области и Ставропольской губернии, воспоминания очевидцев, фрагменты семейных летописей, фотографии, почетные грамоты и материалы местной периодики. Сочетание разнородных видов источников позволяет наиболее полно раскрыть содержание того или иного периода истории станицы Андрюки.

Список литературы

  1. «Мост культуры», № 2, 2003.
  2. В.Тертеев. Урочище «Гунькино». «Предгорье», № 41, 2002.
  3. Энциклопедический словарь по истории Кубани с древнейших времен до октября 1917г. Краснодар, 1997., с. 345.
  4. Ф.А.Щербина. История кубанского казачьего войска. Краснодар, 1996., т.2, с.487.
  5. С. Чернов. Названию жить века. «Предгорье», № 107, 2002.
  6. М.И.Венюков. Кавказские воспоминания 1861-1863гг. Русский архив. М, 1880г., кн.1,с. 423.
  7. К.К.Хутыз. Охота у адыгов. Майкоп, 2000г., с. 179.
  8. Революционное движение на Кубани в 1905-1907гг. Краснодар, 1956г., с. 243.
  9. Энциклопедический словарь.. .т.ж., с.572.
  10. С. Чернов. Ужас зимы 1932-1933гг. «Предгорье», № 130, 2004.
  11. С. Писков. Путешествуем по родному краю. «Предгорье», № 115, 2004.
  12. И. Панченко. Запомним их имена. «Предгорье», № 21, 1995.
  13. Л. Степанова. Как все начиналось. «Предгорье» от 15 сентября 2001.
  14. В.М. Николаев. От революции до наших дней. «Предгорье» от 15 сентября 2001.
  15. Кубанский сборник. Труды Кубанского областного статистического комитета, издаваемые под редакцией С.В.Руденко. Екатеринодар, 1900г., т. 6.
  16. Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902.
  17. Памятная книжка Кубанской области изд. 1881. Екатеринодар.
  18. В.Бардадым. Радетели земли кубанской. Краснодар, 1998.
  19. Справочник по Ставропольской епархии(обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области), Н.Т.Михайлов, 1911.