Учебник: Математика, 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Часть 2. Авт.: М. И.Моро, М.А.Бантова и др.: Москва, «Просвещение», 2014.
Цель: организовать деятельность обучающихся при знакомстве с задачами на встречное движение.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:
создать условия для:
- развития математического мышления через усвоение приёмов решения задач на встречное движение;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
регулятивных:
- создать условия для формирования умения принимать и сохранять цели учебной деятельности; самоконтроля и самооценки учебных действий;
познавательных:
- создать условия для использования знаково-символические средств представления информации (модели, памятки);
- для усвоения действий при анализе задач, чтении схем, сопоставления способов решения задач
коммуникативных:
- создать условия для работы в парах, учебного диалога
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- создать условия для познавательной деятельности по усвоения способов решения задач на встречное движение
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование к уроку:
- учебник «Математика 4 класс с электронным приложением». Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Москва, «Просвещение», 2014;
- С.И.Волкова. Для тех, кто любит математику. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
- С.И.Волкова. Проверочные работы. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
- С.И.Волкова. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014 г.;
- компьютер, проектор, экран, СD-диск
- мультимедийная презентация к математической разминке
- опорные схемы-«помогайки» (алгоритм письменного умножения (модель) на круглое число, опорная схема-модель (встречное движение)
- средства обратной связи у учащихся (сигналка, веер цифр), ручка с зеленой пастой для проверки.
Современные технологии:
- информационно-компьютерные технологии;
- здоровьесберегающие;
- игровые технологии.
Технологическая карта урока
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
1. Мобилизующий этап Цель: сконцентрировать внимание на учебной деятельности |
Настроимся на работу: Громко прозвенел звонок, -Улыбнитесь друг другу. |
Хором проговаривают. Настраиваются на работу.
Записывают число. |
|||||||||
2. Актуализация знаний, определение темы урока Цель: вспомнить связь между величинами «скорость», «время», «расстояние»
|
1) Начнём с математической разминки - математического диктанта. Не попасть в ловушку вам помощью игры «день–ночь». (Ночь – дети закрывают глазки, кладут голову на руки, представляя мысленно задание, день – показывают ответ с помощью веера). Если трудно, можно прописать пример перед собой в воздухе. - 25 увеличить в 100 раз. - Чему равно второе слагаемое, если первое слагаемое - 60, а сумма- 310? - Найди частное 360 и 4. - 500 без 50. - На сколько надо увеличить 170, чтобы получить 25? - Сколько центнеров в 8 т? - Сколько дней в 3 неделях? - Найди произведение 7 и 400. - 2000 г. Сколько это кг? - Отцу 36 лет, сын в 4 раза моложе отца. Сколько лет сыну? |
1 ученик – за шторкой. | |||||||||
2) Работа над задачей. (Презентация к уроку 1) - Рассмотри внимательно схему и определи тип задачи. (Карточки с величинами учитель переворачивает на наборном полотне.) |
Схема к задачам на движение. | ||||||||||
- Как эти величины «дружат» между собой? Повторим по карточке-помогайке. (Учитель переворачивает карточку)
|
Проговаривают формулы. | ||||||||||
- Кто может двигаться с такой скоростью? - Составь задачу про спортсмена. - Запиши решение. (Проверка) Аналогично составляют 2 обратные задачи. Записывают решения.
|
Высказываются. Спортсмен пробежал 90 м за 10 секунд. С какой скоростью бежал спортсмен? По 1 у доски за шторкой |
||||||||||
- Какие задачи составили? Докажи. - Оцени работу над задачами. - Сможет ли догнать этого бегуна другой, скорость которого 8 м/с? |
Составили обратные задачи. Известную величину в первой задаче принимали за неизвестную в следующей. Объясняют. (Не сможет, так как скорость второго бегуна меньше, чем скорость первого) |
||||||||||
3) Работа с диском. (Работа с комментированием в режиме «старт-пауза») До текста. - Рассмотри иллюстрацию-схему. Какую информацию она содержит? - Сравни с теми задачами, которые уже решали. |
Движутся автобус и автомобиль. Сходство в том, что задачи на движение. Отличие в том, что решали задачи на движение одного объекта, а в этой задаче движутся два объекта. |
||||||||||
- Как движутся автобус и автомобиль? Итак, сегодня задача на встречное движение – «именинница». - Какие вопросы задаёт тема? - Вы постараетесь сами найти ответы на эти вопросы с помощью учебника и моих вопросов. |
Движутся навстречу друг другу.
Как решать задачи на встречное движение? Как составлять схемы к этим задачам? |
||||||||||
3. Коммуникация, формулировка способов решения задач. (25 мин) Цель: познакомить со способами решения задач на встречное движение; учить составлять обратные задачи и соотносить текстовое содержание со схемой |
1) Работа с диском. Тема: Задачи на встречное движение. (Работа режиме «старт-пауза» для комментариев, предположений детей, записи решения задач) - Продолжим работу над задачами. Какие величины необходимо обозначить на схеме? |
Скорость каждого автомобиля, время. |
|||||||||
Старт. - Что важно отметить? - Что происходит при движении автобуса и автомобиля? - Запишите выражение, которое обозначает, на сколько км сблизятся автобус и автомобиль за первый час. |
Слушание текста задачи. Автобус и автомобиль начали движение одновременно. Автобус и автомобиль сближаются 60+90 |
||||||||||
- Предположи, как будет изменяться расстояние между автомобилем и автобусом за второй час? За третий час? Почему?
|
За каждый час автобус и автомобиль сближаются на одинаковое расстояние. Хоровое чтение с карточки |
||||||||||
- Сколько времени сближались автобус и автомобиль? - Заверши запись выражения. |
3 часа. |
||||||||||
- Проверим. Пауза. - Что добавите к нашему решению? |
Слушают объяснение с диска. Мы решили задачу верно. Но есть и другой способ её решения. Можно найти расстояния каждого транспорта за 3 часа, а потом сложить их. |
||||||||||
- Что означает число 450? | 450 км - это расстояние, которое за 3 часа проехали автобус и автомобиль вместе? | ||||||||||
- Какой способ более рациональный? | Тот, в котором находили скорость сближения первым действием. Он короче. | ||||||||||
- Как вы думаете, какое задание далее на диске? - Что можно принять за неизвестное? |
Предположения детей. Время в пути автобуса и автомобиля. |
||||||||||
- Слушаем вторую задачу. - Какие предложения по её решению? Обсудите план в парах. |
Скорость автобуса или автомобиля. Слушание текста с диска. Обсуждение, выбор рационального способа. 450 : (60+90) = 3ч Ответ: через 3 часа автобус и автомобиль встретятся. |
||||||||||
- Проверим. Аналогично организуется работа над третьей задачей. |
Слушают диск (решение) Запись решения с помощью выражения: (450 : 3) – 90 =60 (км/ч) Ответ: 60 км/ч скорость автомобиля. |
||||||||||
- Проверяем. Итак, сколько задач на движение вы решили? С какой новой величиной познакомились? Как помогает нахождение скорости сближения при решении задач? |
Слушание диска, обсуждение способов решения задачи, выбор рационального. Скоростью сближения. |
||||||||||
Физкультминутка. (различные варианты) 2 часть. Отдыхают глазки. Вариант 2. Вариант 3. Вариант 4. 3 часть. Отдыхают мысли. |
|||||||||||
2) Работа по учебнику. (стр.16) Рассмотрите страничку. Какой № содержит задачи по теме урока? |
№61. | ||||||||||
- Что дано в помощь к решению задач? - Внимательно рассмотрите схемы. Какие это задачи? |
Схемы. Обратные. |
||||||||||
- Что обозначает красный флажок? | Место встречи транспортных средств. | ||||||||||
- Какой вопрос задаёт каждая задача? |
Какое расстояние между посёлками. Найди время, через которое объекты встретились. Найди скорость второго объекта. | ||||||||||
- Кто может двигаться с такой скоростью? | Высказывают предположения. | ||||||||||
- Прочитаем схему: назови известные величины к первой задаче. (Схема на доске) |
1 ученик вносит данные в таблицу на доске.
|
||||||||||
- Прочитайте задачу. Верно ли мы прочли схему? | Высказываются. | ||||||||||
- Составьте план и запишите решение. | 1 ученик работает за шторкой. | ||||||||||
- Проверяем. | (12+14) * 3= 78 (км) Ответ: 78км расстояние между посёлками. |
||||||||||
- Кто другим способом решил задачу? | Обсуждение: 12*3+14*3= 78 (км) | ||||||||||
- Что означает расстояние между посёлками? | Это расстояние, которое прошли оба лыжника за 3 часа. | ||||||||||
- Почему такой вывод можно сделать? | Скорость не изменялась, вышли в путь одновременно, каждый был в пути 3ч. | ||||||||||
- Повторим вопрос задаёт второй задачи ? (Схема в учебнике и на доске) - Назови известные величины. |
Через какое время лыжники встретятся? 1 ученик вносит данные в таблицу на доске. 12 км/ч – скорость движения первого лыжник, 14 км/ч скорость движения второго лыжника, 78 км – это расстояние между посёлками. |
||||||||||
- Прочитайте задачу. - Что можно добавить о времени? Почему? |
Читают Время в пути у лыжников одинаковое, так как начали движение одновременно. |
||||||||||
- Составь план и запиши решение. | Сам. работа.1 ученик – у доски. (За шторкой) 78 : (12+14) = 3 (ч) |
||||||||||
- Проверяем. | Ответ: через 3 часа лыжники встретятся. | ||||||||||
- Повтори вопрос к третьей задаче. - Назови известные величины. |
С какой скоростью двигался второй лыжник. 1 ученик называет каждую величину и показывает на схеме. |
||||||||||
- Прочитайте задачу. Сравните с тем, что мы прочитали по схеме. - Запиши решение и ответ. - Проверяем. |
Высказывают мнения. Обсуждение разных способов решения. 1 сп. (78:3)-14=12 (км/ч) 2 сп. 1)12*3= 36 (км) расстояние 1 лыжника до встречи 2) 78-36= 42 (км) расстояние 2 лыжника до встречи. 3) 42: 3 =14 (км/ч) Ответ: 14 км/ч скорость второго лыжника. |
||||||||||
|
- Оцените свою работу над задачами, учитывая самостоятельность и правильность решения. |
Оценивают с помощью значков-смайликов. |
|||||||||
4.Отработка письменных вычислительных приёмов умножения на круглое число. Цель: закрепить изученные вычислительные приёмы |
- Рассмотрите выражения из задания для самоконтроля.
Проверяем. - Дома решите примеры под № 64. |
Письменные приёмы умножения на круглое число, вычитания, сложения. Устный приём деления на 10.
Соотносят результаты, вносят пометки зелёной пастой, на полях – количество ошибок. |
|||||||||
5. Рефлексия. Цель: соотносить результаты работы с поставленными учебными задачами. |
Подведём итоги урока. Какие задачи учились решать? - Вспомните, какие задачи-вопросы мы поставили в начале урока. Удалось решить? - Оцените по критериям свою работу за весь урок. Встаньте, кто самостоятельно и без ошибок справился c каждым заданием. |
Задачи на встречное движение. Скоростью сближения. Учились читать схемы к задачам на встречное движение, находить разные способы решения таких задач. |
Литература
- Т.Н. Ситникова. Поурочные разработки. Москва «ВАКО», 2014.
- С. И. Волкова Математика. Устные упражнения. Москва, «Просвещение», 2014.
- С. И. Волкова Математика. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014.
- С. И. Волкова, С. В. Степанова и др. Математика. Методические рекомендации. Москва, «Просвещение», 2014.
- С. Р. Бережнова. Математика в начальной школе: технологии обучения в различных дидактических системах. Москва, АРКТИ, 2007.
- С. И. Волкова. Для тех, кто любит математику. Математика. Рабочая тетрадь. Москва, «Просвещение», 2014.
- С. И. Волкова. Математика. Проверочные работы. Москва, «Просвещение», 2014.
- Электронное приложение к учебнику.