Границы формирования у педагогов профессиональных компетентностей в области обеспечения безопасности и охраны здоровья учащихся
Аннотация. Ориентируясь на современные стандарты образования, бесспорно, приоритетное место в системе педагогического образования занимает компетентностный подход, оказывающий немаловажное влияние на развитие обучения как будущих педагогов, так и их дальнейшее профессиональное развитие. Одной из наиболее значимых компетентностей можно считать здоровьесберегающую, включающую в себя такие структурные блоки: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, коммуникативный. В рамках определения уровня формирования данных компонентов можно предложить определенные критериальные признаки и границы их сформированности, дающие возможность определить точку приложения воздействия педагогического процесса в системе образования.
Abstract. Focusing on modern educational standards, an indisputable priority in the system of pedagogical education is a competence-based approach, which has an important influence on the development of training for future teachers and their further professional development. One of the most significant competences can be considered health-saving, which includes such structural blocks: motivational-value, cognitive, activity-based, communicative. Within the framework of determining the level of formation of these components, it is possible to suggest certain criteria criteria and the boundaries of their formation, which make it possible to determine the point of application of the impact of the pedagogical process in the education system.
Ключевые слова: здоровье, педагог, компетентность, здоровьесберегающая компетентность, здоровьесбережение.
Keywords: health, teacher, competence, health-saving competence, health saving.
Не так давно, в середине прошлого века, Всемирной организацией здравоохранения, научному сообществу была предложена модель здоровья, основанная на широком восприятии самой категории «здоровья», как «состояния полного физического, душевного и социального благополучия», помимо уже имеющейся на тот момент интерпретации простого отсутствия какой-либо болезни или физического изъяна, что подразумевало расширение данного понятия из-за включения в него психологическую составляющую. Тем самым было положено начало изучению процессов здоровьесбережения и обучения здоровьесберегающим технологиям. Первоначально процесс совершенствования науки о здоровье имел распространение только среди деятелей медицинской науки и практики, но затем быстро и широко распространился в область педагогики. Это было обусловлено тем, что образовательная среда имела большие возможности в рамках развития идей сбережения здоровья, что было неоднократно подчеркнуто многими современными учеными [8].
Стало очевидно, что без выработки у самих педагогических работников здоровьесберегающей компетентности, будет совершенно неосуществимо их позитивное воздействие на здоровье учеников и воспитание в них культуры здоровья. Здоровьесберегающая компетентность педагога является его профессионально-личностным качеством, обеспечивающим, по словам Л.А.Акимовой «охрану жизни и здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни субъектов образовательного процесса». [3,c.27]
Многими современными отечественными теоретиками и практиками педагогического процесса, такими, как, к примеру, Г.И.Сопко [9,c.5], и в соответствии с представлениями стандартов третьего поколения, были определены три уровня формирования здоровьесберегающих компетентностей: общекультурном, общепрофессиональном и профессиональном. В контексте данных уровней, выделим ряд особенностей компетентностей здоровьесбережения:
1. В первую очередь, данную педагогическую компетентность можно обозначить, как определенному подготовку в плане формирования здорового образа жизни учащегося, развития у него базы знаний в области культуры психологического и физического здоровья.
2. Более детально, под компетентностью можно понимать совокупность факторов и условий, которые напрямую или косвенно могут повлиять на здоровье, владение базовыми знаниями о строении и особенностях функционирования собственного организма, условиях организации безопасного труда и режима отдыха, активной профилактики заболеваемости и травматизма в учебном процессе и в быту.
3. По мнению некоторых ученых в области сохранения здоровья детей и подростков, таких, как В.П.Соломина, в перечень особенностей формирования здоровьесберегающих компетенций необходимо добавить знания и практические навыки оказания первой помощи, а также выполнения профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий по здоровьесбережению. [7,c.51]
4. К одной из особенностей компетентности также можно отнести навыки по самодиагностике состояния собственного организма и также состояния окружающих, понимание грани необходимости обращения за квалифицированной медицинской помощью и контроль психо-функционального состояния в случаях возникновения экстремальных ситуаций. [6,c.730] Сюда также можно добавить и навыки владение элементарными конкретными физическими упражнениями и способами держать организм в тонусе. Не менее значимым может являться восприятие своего здоровья и здоровья окружающих, как величайшей ценности, позитивный психологический настрой, гармонизация процессов существование с окружающим миром.
В ходе данного изучения здоровьесберегающей компетентности, на основе уже имеющихся разработок различных ученых, можно выделить ряд её структурных компонентов:
- мотивационно-ценностный компонент, который может включать в себя восприятие здоровья, как неотъемлемую жизненную и профессиональную составляющую, стимулирование изучение собственного здоровья и контроль за его состоянием, ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, контроль за состоянием здоровья обуча-ющихся [10], развитие и осуществление потребности учащихся в сохранении здоровья и безопасности жизнедеятельности.
- когнитивный компонент – дает возможность определить направление и полноту изучения педагогом системы знаний об основных аспектах здоровьесбережении, профессиональном опыте зарубежных и отечественных коллег, постоянном и непрерывном расширении и пополнении этих знаний [2,c.117].
- деятельностный компонент – может быть охарактеризован, как «проявление инициативы в вопросах здоровьесбережения» [11,c.112], «самостоятельное развитие собственных способов и методик здоровьесбережения» [5].
- коммуникативный компонент – может включать в себя способность организовывать и «поддерживать здоровьесберегающий настрой» [4,c.585], навык управления проявлением своих эмоций в процессе общения, а также навык получения, обработки, интерпретации и информации о здоровье, и отдельных элементах ведения здорового образа жизни [1,c.91].
- эмоционально-волевой компонент – дает возможность получить определенное удовлетворение от процесса формирование здоровьесберегающей деятельности учащегося, от формирования позитивного отношения к ней.
Исходя из описания вышеуказанных компонентов здоровьесберегающей компетентности педагогического работника, необходимо заключить, что при грамотном подходе к её развитию, можно получить планомерный прогресс в формировании как у самого педагога, так и у обучающихся у него четкого понимания ценности здоровья, важности его сохранения и формирования культуры здоровья.
В практическом плане все представление компоненты здоровьесберегающей компетентности некоторыми теоретиками педагогического процесса предлагается [12] развивать с помощью определенных приемов, разнесенных по ряду направлений:
1. В первую очередь, это активное обучение самого педагога, как на стадии получения им первичного профессионального образования, так и в дальнейшем, при прохождении специализированных курсов, где педагог (будущий или уже практикующий) получает базовый пакет знаний по выделенным выше компетенциям, в рамках чего формируются основные компоненты здоровьесберегающей компетентности. Этот процесс может производиться на лекционных занятиях, где педагоги узнают особенности и закономерности психологического, физического и двигательного развития детей, особенности грамотного формирования основ здорового образа жизни и культуры здоровья. После чего, полученные знания они могут закрепить на семинарских занятиях, при выполнении докладов, рефератов, практико-ориентированных проектах и подобных им. Наиболее эффективно формирование компетентностей происходит при проведении практических занятиях, в рамках которых изучаются отдельные нюансы различных форм физического воспитания детей (подвижных игр, утренней зарядки, физ-культурных упражнений и др.), разрабатывают авторские варианты осуществления разнообразных видов двигательной деятельности детей и внедряют полученные знания в практической деятельности.
1. Следующим направлением можно считать научно-исследовательскую деятельность, в рамках чего выполняются различные курсовые и квалификационные (на этапе получения профессии), а также научно-исследовательские работы, тематика которых связана с вопросами сохранения и поддержания здоровья учащихся. Результатами данных разработок могут стать самостоятельные методические материалы, используемые в педагогическом процессе и работе с родителями учеников.
2. При высокой значимости теоретического изучения данного процесса, основой формирования здоровьесберегающей компетентности, бесспорно, является педагогическая практика, в рамках которой педагоги получают и закрепляют обширные знания по вопросам формирования культуры здоровья. Организуется работа не только с учащимися, но и со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса (в первую очередь, родителями) на предмет популяризации здорового образа жизни у детей и их родителей, особенностей практического применения здоровьесберегающих технологий.
3. Следующим направлением можно рассматривать внутришкольные и межорганизационные мероприятия оздоровительного и спортивного характера: практические: спартакиады, спортивные соревнования различных уровней, спортивные фестивали; теоретические: акции и конкурсы (различные стенгазеты, доклады, приуроченные к определенным датам) и др. Такой подход может значительно повысить интерес и мотивацию педагогов и учащихся к здоровому образу жизни.
В целом, можно констатировать, что сохранение и укрепление здоровья учащихся являются одной из наиболее приоритетных задач осуществления воспитательно-образовательного процесса современного учебного учреждения, первостепенная роль в выполнении которой отведена подготовке высококвалифицированного педагогического состава, развитию у них профессиональной компетентности в сфере здоровьесбережения обучающихся.
Таким образом, изучение данной проблемы формирования и развития здоровьесберегающей компетенции остроактуально в современном педагогическом сообществе. Сложившаяся на сегодняшний день во многих образовательных учреждениях России ситуация с обеспечении здоровья и безопасности обучающихся настойчиво призывает не только к пересмотру главных нормативных документов, касательно охраны здоровья учащихся, но и формированию инновационной научно обоснованной концепции здоровьесберегающей деятельности педагогического состава, обладающего высоким уровнем развития здоровьесберегающей компетентностью.
Литература
- Абакумова Ю.Г. Здоровьесберегающая компетентность будущего педагога: структурные компоненты, содержание, уровни сформированности / Ю.Г. Абакумова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции (г. Киров). Ч. 2. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 90-93.
- Акимова, Л.А. Культура здорового и безопасного образа жизни учителя как основа формирования здоровья учащихся / Л.А. Акимова // Теория и практика общественного развития, 2014. - №4. - С. 116-119.
- Акимова, Л.А. Проблема подготовки будущего педагога в аспектах здоровьесбережения: состояние, пути развития / Л.А. Аки мова, Ю.Г. Абакумова // Гуманитарные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. - №12. - С. 27-27.
- Бусыгин, А.Г. Десмоэкологический подход к формированию здоровьесберегающих компетенций студентов-будущих учите лей в учебном процессе ВУЗа / А.Г. Бусыгин, В.И. Пентюхин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2010. - №3 (3). - С. 584-589.
- Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. - М.: Владос, 2000. - 192 с.
- Соломин В.П., Бахтин Ю.К., Буйнов Л.Г., Макарова Л.П./ О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета //Молодой ученый. 2013. № 6. С. 730–732.
- Соломин В. П., Корчагина Г. А.. Бахтин Ю. К., Михайлов Л.А., Сопко Г. И. Профилактика инфекционных болезней в образовательной программе педагогического вуза. В сб. Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской н/практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. С. 51.
- Соломин В. П.. Корчагина Г. А., Бахтин Ю. К., Михайлов Л.А., Сопко Г. И. /Значение валеологии как учебной дисциплины в педагогическом университете// В сб.: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции по оздоровлению подрастающего поколения. 2005. — С.31–33.
- Сопко Г. И. Предисловие /В сб. развитие системы уровневой подготовки специалистов бж, материалы ХП всероссийской н/практической конференции// СПб.: из-во РГПУ им А. И. Герцена, 2008. С.5.
- Чуктурова, Н.И. Педагогические условия валеологического сопровождения образовательного процесса в начальной школе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.И. Чуктурова. - СПб, 2004.
- Шатрова, Е.А. Теоретическая модель формирования здоровьесберегающей компетентности педагога / Е.А. Шатрова // Вестник ТГПУ, 2012. - №2(117). - С. 111-116.
- Яркина Т. Н. Развитие профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере здоровьесбережения дошкольников // Ped.Rev.. 2014. №2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-v-sfere-zdoroviesberezheniya-doshkolnikov (дата обращения: 30.03.2019).