Данные методические указания содержат необходимые методические и дидактические материалы, помогающие любому учителю понять принцип построения рабочей программы с учетом поэтапного формирования УУД, а также способов диагностики и их отражения в программах.
Пояснительная записка
В современном образовательном процессе рабочая программа является одним из самых важных документов педагога, позволяющим увидеть систему работы педагога и механизм формирования УУД учащихся согласно требованиям к обучению по ФГОС ООО. В рабочей программе четко должны прослеживаться планируемые результаты образовательного процесса, прослеживаться система их формирования и наблюдаться преемственность их развития из класса в класс.
К сожалению, как показывает практика, рабочие программы 5 и 6 класса, 7 и 8 класса содержат и разные УУД, никак не связанные с друг другом, и разные элементы УУД в тематическом планировании, не связанные ни с заявленными УУД, ни с планируемыми результатами. Предлагаемый мной мастер-класс позволит научиться создавать сквозную рабочую программу, отслеживающую развитие, формирование и диагностику УУД.
Как учитель биологии, я покажу принципы создания программы на примере своего предмета, но данный мастер – класс является шаблоном, который любой учитель сможет применить для создания рабочей программы по любому предмету.
Методические и дидактические материалы
Рабочая программа - это индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, форумы, методы, и приемы организации образовательного процесса в соответствии с определенными Стандартом целью и результатами обучения.
Планируемые результаты обучения для каждого направления свои. Их выбирает школа, методическое объединение или сам педагог, исходя из тех УУД, которые он способен сформировать на своих уроках. Их не должно быть слишком много и это очень важно, так как:
- Сформировать все УУД на уроках (в данном случае биологии) нереально.
- Даже если вы формируете множество элементов УУД на своих уроках, отследить их формирование и диагностировать уровень сформированности всех универсальных действий будет невозможно.
Поэтому начинаем работу с изучения перечня УУД. Нет необходимости перечислять УУД, каждый современный педагог уже хорошо знаком с типами УУД, но все таки привожу ссылку на перечень. (Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (извлечение из примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, см. по ссылке: http://fgosreestr.ru))
Итак, приступим. У нас есть выбранные УУД (3-6 достаточно). Как с ними работать дальше, объясню на примере познавательного УУД «Умение устанавливать причинно-следственные связи, анализ объектов с целью выделения признаков, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы». (слайд №2)
В ходе работы мы ответим на 3 главных вопроса:
- Как отразить поэтапное формирование данного УУД у учащихся с 5 по 9 класс в рабочей программе?
- Как совместить планируемые результаты с тематическим планированием?
- Как отследить уровни сформированности данного УУД через практические задания?
1 вопрос. Как отразить поэтапное формирование данного УУД у учащихся с 5 по 9 класс в рабочей программе?(слайд №3)
Решение:
1. Разбиваем выбранное УУД на элементы (части), а те, в свою очередь разбиваем на мелкие фрагменты, которые можно формировать с помощью разных приемов на конкретных уроках с учетом особенностей своего предмета. Вы выбирает фрагменты с учетом тех приемов, которые действительно используете на уроках и сможете потом отследить.
2. Следующим этапом определяем уровни сформированности данного УУД на каждом этапе обучения – с 5 по 9 класс.
Когда мы разбили выбранное УУД на фрагменты, определяем уровень освоения данного УУД на каждом этапе (классе), применяя классификацию Блума. (слайд №5).
Когнитивная область (требования к освоению содержания предмета)включает в себя шесть категорий целей с внутренним более дробным делением их:
1. знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);
2. понимание (объяснение, интерпретация);
3. применение (умение использовать знания в практической жизни, использовать изученный алгоритм для решения других задач);
4. анализ (взаимосвязей, принципов построения);
5. синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);
6. оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).
Чем старше класс, тем выше уровень усвоения учебного материала. По желанию можно использовать другие типы классификаций (слайд№6).
3.Следующим этапом отражаем планируемые результаты в КТП. Оно может быть сквозным на 5 лет или разработанным на год. Если вы разрабатываете программу на год, то уровень должен быть один – только для того класса, на который рассчитана программа. Если на 5 лет – то указываем уровень для каждого класса.
2 вопрос: Как совместить планируемые результаты с тематическим планированием?
Решение: (слайд №8)
1.Фрагменты УУД, которые мы сформировали, вставляем в тематическое планирование по разделам.
2. Добавляем в планирование приемы обучения, на которых могут быть сформированы данные фрагменты.
3. Формируем уроки с учетом необходимости формирования данного УУД.
Примеры, как разбиваются фрагменты УУД по темам с 5 по 9 класс и совмещение с ведущими приемами обучения смотрите на слайдах № 9,10,11,12,13.
Итак, программа практически готова. Осталось внести уроки в календарно-тематическое планирование. Каждый опытный учитель при создании своего КТП знает, какими основными приемами он будет пользоваться на уроке и ему необходимо подготовить задания, направленные на формирование заявленного УУД. Если учитель молодой, то тут потребуется многократная апробация и корректировка программы. Начинающий учитель должен проводить анализ своей работы после каждой проведенной темы, где он ответит на несколько вопросов:
- Подошли ли выбранные приемы к данному уроку или их необходимо заменить?
- Достаточно ли было выбрано заданий для формирования запланированных УУД, помогли ли они формированию нужного фрагмента или стоит попробовать другие задания?
- Смогу ли я отследить формирование выбранного УУД на своих уроках?
Переходим к последнему вопросу. (слайд №14)
3 вопрос. Как отследить уровни сформированности данного УУД через практические задания?
Решение:
1. На уроках используем различные приемы для формирования фрагментов УУД, заявленных в планировании.
2. Используем те же приемы в контрольных работах, в промежуточных аттестациях и по их результатам судим об уровне сформированности УУД согласно критериям оценивания.
Приведу несколько примеров заданий, показывающих уровень сформированности познавательного УУД на уроках биологии.
Примеры
Практическое задание 1 «Уровень сформированности познавательного УУД»
Задание для учителя.
- Выполните задание и определите формирование какого элемента (элементов) заявленного познавательного УУД можно отследить по данному заданию.
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Задание 1. Прочитайте первую часть текста «Эволюция животных»
Считается, что первые животные эволюционировали от одного общего одноклеточного предка. В животном мире на протяжении длительного исторического периода в определенной степени последовательно возникли многоклеточные двухслойные животные (губки и кишечнополостные), затем плоские, круглые и кольчатые черви. От кольчатых появились моллюски, членистоногие и хордовые. Эволюция хордовых шла от организма наподобие ланцетника к рыбам и далее земноводным, от которых произошли пресмыкающиеся. От последних берут свое начало птицы и млекопитающие.
Сколько названий Типов животных встречается в тексте? _____(запишите число)
2. На основании прочитанного текста составьте филогенетическое древо.
Ответ: 9 типов животных организмов. Одноклеточные (Простейшие), Губки, Кишечнополостные, Плоские, Круглые, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые.
Практическое задание 2 «Уровень сформированности познавательного УУД»
Задание для учителя. Выполните задание и определите формирование какого элемента (элементов) заявленного познавательного УУД можно отследить по данному заданию.
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Задание: Прочитайте историю и определите
А) о каком растении идет речь.
Б) главные признаки растения, которые помогли вам определить название растения.
История 1.
Не растёт у бабушки Нюры свекла и морковка. Что только она не делала. И навозом удобряла, и удобрениями разными поливала, а не растет. Трава растет всякая, сорняками весь огород зарос. Полет бабушка каждый день, а они всё растут и растут. Пошла она за дедом Кузьмой, известным в деревне огородником. Пришел он к бабке, посмотрел и говорит: земля у тебя кислая, вот хвост лошадиный и растет. А избавиться от него трудно, корневища у него длиннющие, но есть средство одно верное. Я тебе помогу. И помог. Насыпал в огород порошку белого, которым бабка деревья белила, и перестал хвост лошадиный расти, а морковка со свеклой большая выросла, да вкусная. Долго баба Нюра думала, что за хвост. А вы поняли?
Подсказка: Название этому растению дали за сходство с пучком конских волос, оттуда и слово.
История 2.
Во время войны это было. Солдат наш бежал из плена в августе 1943 года. В плену его били, он весь изранился о колючую проволоку, из ран сочилась кровь. За ним гнались собаки и единственный шанс на спасение – это таёжные непроходимые болота. Почти две недели он пробирался к своим. Воду из болота пить нельзя, можно заразиться, раны от этой воды нагнаиваются, может быть заражение крови.
Он не умер от голода и залечил раны. Как? Ел солдат ягоды – клюкву, морошку, бруснику. А залечить раны и не умереть от жажды помогло растение. Он отжимал из него чистейшую воду и пил её, а растение прикладывал к ранам, дезинфицируя их (убивая микробы).
Ответы:
История 1.
1) Растение Хвощ.
2) Главные признаки – Хвощ – злостный сорняк, предпочитает кислые почвы, с длинным корневищем, название дано за сходство с пучком конских волос, избавляются от сорняка известкованием почв.
История 2.
1) Растение Мох Сфагнум.
2) Главные признаки – распространен на болотах (вызывает заболачивание почв), имеет два типа клеток – живые и мертвые, накапливающие воду (можно отжимать и пить), вода чистая, так как Сфагнум обладает дезинфицирующими средствами, очищая воду.
Практическое задание 3 «Уровень сформированности познавательного УУД»
Задание для учителя. Выполните задание и определите формирование какого элемента (элементов) заявленного познавательного УУД можно отследить по данному заданию.
1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
2. Умение делать анализ объектов с целью выделения признаков.
3. Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.
Задание. Прочитайте текст и ответьте на предложенные ниже вопросы
Комнатная муха
Казалось бы, комнатная муха – самое обыкновенное создание, и её хорошо знают все. Но выяснилось, что в ней много необычного.
Сложные фасеточные глаза мухи удивительно точно засекают предметы во время полета. Муха, пролетая со скоростью 5 м/с, хорошо обозревает предметы величиной 2,25 см. Глаза мухи оригинальны также тем, что они очень точно определяют скорость движения на основании последовательного перемещения предмета в поле зрения отдельных глазков своего сложного глаза. По их образу и подобию конструкторы создали прибор для мгновенного измерения скорости сверхзвуковых самолетов и назвали его «глазом мухи». Кроме того, мухи такими глазами видят скрытое за тучами солнце.
Зная, как быстро собираются мухи, когда на столе появляется что-нибудь съестное, можно заключить, что у них хорошо развито и чувство обоняния. Но самое интересное – хоботок! Им она может и пить, и лизать, и сосать, и скрести, и даже сплевывать, если что попадется не по вкусу. Ротовые части образуют хоботок в виде мягкой трубки, через которую муха втягивает внутрь жидкую пищу. А для того, чтобы воспользоваться твердой пищей (например, сахаром или хлебом), она выпускает через хоботок капельку слюны. Слюна растворяет вещества и муха может всосать их внутрь. Кроме того, твердую пищу она может предварительно измельчить, скобля её своим хоботком, который имеет на конце утолщение с насечками и действует наподобие терки. Поэтому для мух в любом месте «готов и стол и дом».
Муха в 100-200 раз лучше анализирует пищу, чем человек. А делает она это при помощи передней пары ног. Такой тонкий дегустационный аппарат мух особенно поражает потому, что вкус в нем воспринимают простые короткие тонкие щетинки.
Летом, когда комнатных мух очень много, они не только щекочут наши нервы, но и становятся опасными. Ползая на продуктах и посуде, мухи непременно оставляют на них свои следы – либо отрыжку изо рта, либо свои испражнения. В общей сложности получается, что на оставленных ими следах обнаружено 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия.
Вопросы.
- Предложите меры борьбы с комнатной мухой, меры профилактики заболеваний, возбудителей которых переносит муха.
- Какие приспособительные признаки позволили мухе как никто распространиться на земле.
- Порой муха кажется на редкость опрятной. Она так часто и основательно чистит себе голову, крылья, ноги передними лапками. Однако это же особенность делает муху очень опасной. Почему?
Варианты ответов:
- Мыть руки, фрукты и овощи, закрывать еду на столе специальным колпаком или салфетками, использовать средства для борьбы с насекомыми и т.д.
- Сложные фасеточные глаза – прекрасное зрение, высокая скорость полета, уникальное устройство хоботка, развиты чувства обоняния, вкуса (анализирует пищу лучше человека) и осязания, приспособлена к различной пище, устойчива к заболеваниям, хотя сама является переносчиком.
- Ползая на продуктах и посуде, мухи непременно оставляют на них свои следы – либо отрыжку изо рта, либо свои испражнения. Муха является переносчиком 63 видов микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия.