Каждый учебный предмет важен в образовании и воспитании школьников, в формировании их личности. Основная цель занятий по английскому языку, согласно стандартам ФГОС, - это формирование коммуникативной компетенции. Это означает способность осуществления межличностного и межкультурного общения на иностранном языке.
На первый взгляд, учителя английского языка вряд ли могут пожаловаться на отсутствие мотивации у детей и их родителей знать и изучать язык. Действительно, на первых занятиях у младших школьников есть огромное желание уметь общаться с носителями языка во время заграничных поездок, через Интернет, понимать тексты любимых иностранных песен, компьютерных игр. Однако, как только начинается сам процесс овладения иностранным языком, многие учащиеся сталкиваются с разного рода трудностями.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит занятия.
Удивление как реакция на новое – один из механизмов формирования устойчивой мотивации обучения. И одним из факторов удивления являются игровые технологии, и их использование в обучении школьников английскому языку является эффективным средством формирования у них внутренней мотивации и интереса к учению.
Я считаю, что в любой вид деятельности на уроке английского языка можно внести элементы игры. Выбор игры зависит от целей, задач конкретного урока, особенностей класса, содержания изучаемого материала и т.д. Кроме того, успех игры зависит от того, насколько умело, интересно, эмоционально и артистично учитель ее организует.
Я преподаю английский язык во 2–11 классах средней общеобразовательной школы и на своих уроках я активно использую игровые технологии, которые разработаны П.А.Степичевым, так как в августе 2018 года я прошла обучение на курсах повышения квалификации по программе «Игровые технологии на уроках английского языка в условиях реализации требований ФГОС». Основное преимущество методики П.А.Степичева – возможность применять ее на самых разных этапах обучения с разными возрастными и социальными группами. Также данные игровые технологии помогают мне повысить мотивацию учеников к изучению английского языка, которые в дальнейшем сами предлагают «сыграть в глаголы, прилагательные или слова», начинают играть между собой и с родителями. Таким образом, на практике реализуется постулат Анатолия Франса «Чтобы хорошо переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
В данном выступлении я хотела бы привести несколько примеров использования обучающих лексических и грамматических игр, разработанных П.А.Степичевым:
Во-первых, это учебные карточные игры. Целью данных игр является выучить и повторить слова по определенным темам: «Месяцы», «Дни недели», «Части тела», «Профессии», «Погода», «Цвета», «Школьные принадлежности», «Семья», «Животные». Так же благодаря данным учебным карточкам мы с учащимися повторяем «Неправильные глаголы» и «Степени сравнения прилагательных».
Во-вторых, это модель П.А.Степичева «ГрамиК». Какой же английский язык без грамматики, который по многим является скучным и монотонным явлением. Но, благодаря модели «ГрамиК», изучение грамматических правил стало намного интереснее и увлекательнее.
Модель «ГрамиК» (грамматический кубик) представляет собой четыре вращающихся кубика, соединенные общим стержнем. Особенность конструкции позволяет перевести с русского на английский 364 предложения разного типа, включая повелительные предложения, утвердительные предложения в настоящем времени, общие и специальные вопросы в настоящем, прошедшем и будущем временах.
Данную модель «ГрамиК», а также учебные карточные игры можно как заказать через интернет-магазин игр на английском «Play and Learn», так и сделать самим, в моем примере это «Математический ГрамиК».
Также, хотелось бы отметить всем нам известную игру «Морской бой». Необычная интерпретация знакомой ребятам игры в морской бой повышает мотивацию к изучению темы, также она помогает создать ситуацию сознательной дисциплины на уроке, когда ученики стремятся к самостоятельной работе с одной стороны, и в то же время внимательно слушают своих одноклассников – с другой. Практика показывает, что в ходе игры учащиеся внимательно следят за ответами друг друга и реакцией на эти ответы учителя. При этом каждый хочет произнести свое предложение, рассчитывая, что именно оно окажется правильным.
В заключении стоит отметить, что данные игровые технологии можно использовать не только на уроках английского языка, но и на остальных уроках, при условии, что форма организации будет хорошо продумана и будут учитываться возможности учеников разной возрастной группы.